Лучников А. Мы – русские! //Новый компаньон 16.03.99.
По данным ВЦИОМ, 43% взрослого населения РФ симпатизируют РНЕ… Между тем Русская идея не имеет ничего общего с фашистскими бреднями, в самом слове «русский» нет ни грамма национализма.
Соколовская Е. Ваххабиты в Перми. //Губернские вести – 1999г. 27 авг.
По мнению журналиста, в традиционно считавшейся стабильной Пермской области, зреет серьезный конфессиональный конфликт с элементами межнационального. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин в интервью сообщил об угрозе ваххабизма в Перми. Это не конфликт между муфтием и руководством одной из прикамских мечетей. Хузин не подтвердил, но и не опроверг слухов о том, что в соборную мечеть не пускают татар и башкир, прихожанами, стали в основном, азербайджанцы, в мечети можно купить «травку», а в складах около нее хранятся наркотики и оружие.. Муфтий считает, что руководство мечети провоцирует разговоры о невиновности государства, о противостоянии властям.
По словам муфтия, он встречался с губернатором, просил помощи, спустя месяц обратился в местные СМИ. Но решительных мер принято не было. Существуют слухи, что у служителей мечети есть оружие, Муфтий считает, что мечеть можно закрыть за ненадлежащее сохранение памятника архитектуры. Руководители Пермской мечети ваххабитами себя не считают и намерены подать в суд на муфтия за распространение порочащих или ложных сведений.
Май 2000 г.
Муфтият Пермской области продолжает создавать информационные поводы.
Один из сторонников муфтия М. Хузина Р. Хусаинов обратился с жалобой в администрацию Ленинского района. Суть ее заключалась в том, что якобы строительство медресе, начатое на днях его идейными противниками, ведется незаконно, без необходимых разрешений и согласований. Соответствующие службы Ленинской администрации проверили жалобу, и выяснилось, что все необходимые документы на строительство оформлены в надлежащем порядке.
Муфтий М. Хузин, председатель Пермского Муфтията ЦДУМ России, обратился к средствам массовой информации с заявлением, в котором, в частности говорится: «Выражаем свою озабоченность появлением в Перми афиш с призывом прийти на «концерт ради Аллаха и слушать слово об Аллахе». Данные афиши изготовлены на татарском языке и призывают татаро – башкирское население на религиозный концерт. В афишах не указаны организаторы мероприятия». По словам муфтия, мусульмане умышленно вводятся в заблуждение, а такие концерты являются преднамеренной провокацией, направленной на срыв межконфессионального диалога, разжигание межнациональной розни и обострение отношений с местными властями. М. Хузин обратился ко всем ветвям власти принять меры по ограничению и запрещению деятельности нетрадиционных и тоталитарных сект и движений на российской земле, а татаро – башкирское население призвал не поддаваться на провокации организаций, прикрывающихся именем Господа.
В поселке Октябрьский состоялся районный курултай башкир. На нем была создана Октябрьская районная национально – культурная автономия башкир. Новое национальное культурное образование, по словам заместителя главы Октябрьской районной администрации В.Останина, должно способствовать дальнейшему укреплению экономических, культурных связей с Республикой Башкортостан, в частности, с граничащим Аскинским районом.
Хочется надеяться , что в Прикамье проявят готовность к сотрудничеству , и достигнут согласия . Иначе конфликт в многонациональном районе может привести к непредсказуемым последствиям . Опыт последних лет показывает , что очаги межнационального возгорания можно эффективно обезопасить, а тем более потушить лишь целенаправленными, последовательными и терпеливыми усилиями. И эти усилия должны опираться на специально разработанные для этого меры и соответствующим образом организованные посреднические структуры. Достижение целостностного представления о возможном (и невозможном) риске участниками конфликта может помочь удержать конфликт в разумных пределах или вовсе отказаться от конфликтных действий (ситуация: игра не стоит свеч).
На методической основе теории ненасилия может быть сформулирована идея примирения конфликтующих сторон. Будучи понятой и поддержанной большинством участников конфликта, она способна оказать радикальное воздействие на трансформацию менталитета воинственного в менталитет миролюбивый.
События последних лет в России делают необходимым проявлять постоянное внимание к проблемам межнациональных (межэтничкских) конфликтов. Эти конфликты многофакторны, вызваны, как правило, несколькими причинами (внутренними или внешними по отношению к конфликтующим сторонам). Собственно национальный (этнический) фактор не является ведущим и не играет главенствующую роль. Последняя может оказаться за таким фактором, как актуализация исторической памяти или территориальные претензии (проблема границ). Подобного рода факторы или причины не только вызывают конфликт, но и оказывают различное влияние на его интенсивность. Вычленить вес той или иной причины важно для влияния на ход конфликта, его разрешения и для предотвращения конфликта в экстремальных формах. А это предполагает всестороннее изучение экономических, политических и других интересов взаимодействующих этнических групп, выявление роли национальных элит в выражении и отстаивании интересов.
Заключение
Я выбрала в качестве объекта обсуждения обстановку в нашей стране не только потому, что это кровоточащая рана моей страны. Это еще и пример упущенных возможностей, отсутствия серьезного научного анализа и нерешительности центральной власти. Это пример всем народам, как опасны иллюзии и сколь непрочна пленка цивилизации, лежащая на океане сдерживаемых страстей. Принятая модель системы, которая именуется СНГ оказалась нестабильной, поскольку все этнические трудности оказались перенесенными с союзного уровня на республиканский.
Решение этнических конфликтов не лежит в сфере логики. Здесь властвуют эмоции и особенности духовной жизни народов, а соображения прямой выгоды чаще всего отсутствуют. Это трагическое несоответствие логики и эмоций исключает возможность использования основанных на переговорной технологии форм разрешения конфликтов. История развития человечества свидетельствует, что все уровни его организации (семья, коллектив, государство, содружество и т.п.) могут эффективно функционировать лишь при безусловном соблюдении выработанных ими политико-правовых и нравственных норм. Центральное место в их системе занимают принципы и нормы по защите прав человека, равноправие и суверенитет народов, их право на свободное самоопределение, территориальная целостность государств, которые не нарушают права человека и национальных меньшинств, решение межгосударственных и межнациональных конфликтов политическими, мирными средствами.
Неуклонное соблюдение этих принципов и норм составляет гарантию прогрессивного развития каждой страны и всего человечества.
Используемая литература
1. М.М.Лебедева. Политическое урегулирование конфликтов.М.1999г.
2. А. Магомедов. Мистерия регионализма.М.2000г.
3. Ю.В. Чернявская. Психология национальной нетерпимости. Минск 1998г.
4. Полис. Политические исследования. Прогресс. М. 1996г.
5. ОНС. Общественные науки и современность. Наука М. 1999 г.
6. Социально-политический журнал. М.1999 г.
7. Политический альманах Прикамья. Пермь 2001 г.
8. Независимая газета. 18.02.1994 г.
9. Социологические исследования. 1993 г. № 3.
10. Звезда. Пермь. 08.10.99г.
11. Пермские новости. 20.08.99 г.
12. Губернские вести. Пермь. 17.03.00 г.
13. Пермские новости. 14.07.00 г.
14. Рассвет. Народная газета Бардымского района. 12.01.00 г.
15. Новый компаньон. 16.03.99 г.
16. Губернские вести. 27.08.99 г.
17.
.