М.В. Никифоров
Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения. Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить начнет их негативное воздействие. Угрозы могут быть направлены не только на экономику в целом, но и на составные ее части -отрасли, промышленные районы, отдельные предприятия и др.
По мнению ряда авторов, в разное время главными являются либо внешние, либо внутренние угрозы, но в целом внутренние угрозы большинству экономистов представляются более опасными, нежели угрозы внешние (исключая угрозу прямой военной агрессии) [1-4]. В настоящее время в России наибольшую тревогу вызывают именно внутренние угрозы.
На наш взгляд, уровень экономической безопасности страны в первую очередь обеспечивается состоянием самой экономики, в частности, высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны. В связи с отмеченным выделяют два главных свойства экономики: устойчивость и развитие. В экономике должны быть мощные внутренние импульсы рециркуляции, идущие от инициативы участников рынка, конкуренции товаропроизводителей и других рыночных факторов.
Как видно из публикаций отечественных авторов, для оценки уровня экономической безопасности объекта иногда используются математические методы расчета на основе конкретных данных. Не все показатели состояния экономической безопасности могут быть выражены количественно, но они отражают те свойства исследуемого объекта, которые невозможно определить эмпирически. Цифровые индикаторы необходимы для определения состояния экономики в целом или ее отраслей. Однако для определения уровня экономической безопасности более важны не сами показатели, а их предельные или пороговые значения, превышение которых ведет к формированию опасных для экономики тенденций. Приближение количественных показателей экономической безопасности к их пороговым значениям свидетельствует о нарастании социальной напряженности в обществе, превышение пороговых значений - о переходе общества в состояние возможных социальных конфликтов.
В современной России некоторые индикаторы экономической безопасности находятся в пределах нормы, другие поднялись (упали) до порогового уровня, а некоторые этот уровень превысили.
Одни внутренние угрозы экономической безопасности проявились вскоре после дефолта 1998 г., другие обозначились сравнительно недавно, а третьи еле различимы, но они могут обрушиться на экономику страны в ближайшие 12 - 15 лет, если заблаговременно не принять меры. Попытаемся определить наиболее опасные из них.
В 1998 г. почти все основные показатели экономики России достигли нижних значений. Экономический спад вышел за границы обычных для рыночной экономики циклических колебаний. Дефолт 1998 г. стал признаком не только развала финансовой системы страны, но и деиндустриализации ее экономики. Многие промышленные предприятия, и до этого из-за хронического дефицита финансовых средств применявшие бартерный расчет, остановили производство и были вынуждены уволить своих работников. Страну охватила безработица. Проявились и другие негативные последствия дефолта, в том числе недоверие многих россиян к правительству.
После дефолта в течение полутора лет Россия находилась в шоковом состоянии, но с 1999 г. начался рост экономики в результате увеличения объемов экспорта природных энергоносителей, в частности сырой нефти. Рост экономики продолжался с 1999 по 2004 г. [5] и был вызван высокими мировыми ценами на нефть и природный газ. На начальной стадии роста на экономику положительно воздействуют высокие цены - начался переток капитала из нефтяной отрасли в другие отрасли промышленности и торговлю, появились высокооплачиваемые рабочие места, возросла покупательная способность городского населения. Масштабы внутреннего рынка постепенно расширялись, государственные финансы были относительно упорядочены, оживилось потребительское кредитование, был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». На этом фоне даже банковский кризис 2004 г. не оказал негативного воздействия на народное хозяйство: после потрясений 90-х годов российская экономика обрела некоторый запас прочности, ставший фактором укрепления и экономической безопасности страны [6].
С 1999 по 2004 г. рост российской экономики был наиболее динамичным за весь послевоенный период. В эти годы ВВП России вырос на 40 %, достигнув 600 млрд. долл. США, причем в 2003 и 2004 г. его рост составлял 7 % в год. Сегодня Россия в мировом рейтинге -десятая по объему ее ВВП и седьмая по золотовалютным резервам [7].
Качественные преобразования в российской экономике этих лет во многом обусловлены развитием крупного бизнеса. До дефолта в экономике страны преобладали бизнес-группы, представлявшие собой совокупность предприятий из разных секторов и отраслей экономики. Между интегрированными предприятиями свободно перемещались финансовые, технологические и людские ресурсы, часто даже из далеких друг от друга отраслей. Негибкая структура таких бизнес-групп исключала производственную специализацию. После дефолта на передний план экономической жизни страны выдвигаются компании (или корпорации), созданные по западным образцам. Они или создают продукцию определенного назначения, или выстраивают свое производство от добычи сырья через изготовление полуфабрикатов к выпуску готовой продукции. Специализация компаний способствует повышению роста производительности труда и качества продукции. Торгуя на международных рынках, компании способствовали сближению экономики России с мировой экономической системой. Однако масштабы проникновения российских компаний в мировую экономику оказались небольшими. Экономическая безопасность страны на этом этапе укреплялась через принятие крупным бизнесом правил игры на международных сырьевых и товарных рынках, а также через его производственную специализацию, повышение качества выпускаемой продукции в соответствии с международными стандартами.
В начале 2005 г. проявился кризис экспортно-сырьевого роста российской экономики. Причины его - в дисбалансе между гипертрофированно разросшимися нефтяной и газовой отраслями промышленности и слаборазвитыми несырьевыми отраслями, многие из которых не сумели восстановиться после кризиса 1998 г. Обозначились и главные проблемы, возникшие вследствие структурного неравновесия экономической системы. Оказалось, что экономический рост на основе экспорта сырья не способствует решению фундаментальных проблем экономики; экспорт сырья тормозит появление конкурентоспособных компаний в несырьевых отраслях промышленности; концентрация внимания государственных органов на экспорте сырья отвлекает их от вопросов развития инфраструктуры, необходимой для бизнеса. Рыночные институты в экономике оказались малоэффективными, результатом этого стали невосприимчивость экономики к инновациям, медленные темпы развития малого и среднего бизнеса, неконкурентоспособность некоторых представителей крупного бизнеса даже на внутреннем рынке. Это свидетельствует о том, что одной из главных внутренних угроз экономической безопасности России стал чрезмерный, превышающий все допустимые пороги структурный перекос экономики в сторону топливно-сырьевой и технологически связанных с ней отраслей [8].
Другой, не менее опасной внутренней угрозой экономической безопасности России является хроническая инфляция, проявляющаяся в росте цен на товары повседневного спроса, автомобильный бензин, тарифы ЖКХ и др. В 2005 г. она оставила 10,9 %. Инфляция в России имеет преимущественно немонетарный характер и потому почти не поддается сдерживанию традиционными средствами финансовой политики. Центральный банк РФ пытается тормозить инфляцию укреплением рубля, но это ослабляет конкурентные позиции российских товаропроизводителей на международных рынках. К сожалению, существующая финансовая система страны не может преобразовывать сбережения россиян в инвестиции. Вероятно первопричиной инфляции является то, что поступающие в страну нефтедоллары из-за структурного дисбаланса экономики стимулируют на внутреннем рынке спрос, но не предложение. Постоянно растущий спрос при небольшом предложении создает перекос на внутреннем рынке [6].
По нашему мнению, макроэкономическая стабильность создает условия для проведения реформ, стимулирующих развитие микроэкономики и, в частности, малого и среднего бизнеса. В настоящее время это главное условие неинфляционного экономического роста. В качестве первоочередных мер по сдерживанию инфляции можно было бы предложить контроль со стороны государственны^ органов тарифов естественных монопо лий, розничных цен на нефтепродук-товом и аграрном рынках, более продуманное таможенное регулирование.
Не менее угрожающим для эконом] ской безопасности России явля состояние ее финансовой системы. Сегодня совокупный объем ее ресурсов (включая активы банков и страховых компаний, капитализацию рынков акций и облигаций) угрожающе мал - около годового объема ВВП страны, в то время как в Великобритании, например, он составляет около семи годовых ВВП, в Германии, Франции и Японии - около шести годовых ВВП, в Китае - свыше трех ВВП, Бразилии - два ВВП. Столь малый объем ресурсов финансовой системы свидетельствует о том, что она неразвита и малоэффективна, а без нее устойчивая рыночная экономика невозможна [9].