Подобная ситуация в РБ, когда есть явные признаки срастания исполнительной и законодательной ветвей власти, таит в себе большую потенциальную опасность нарушения оптимального сочетания интересов представителей этнических групп при осуществлении государственной политики в угоду тем или иным группам или лицам из властвующей элиты республики.
Формально-правовое, политическое и экономическое доминирование в государственной структуре Башкирии органов исполнительной власти над всеми другими органами власти и институтами можно охарактеризовать как авторитарный тип политического режима. Он является главным определителем в формировании кадрового корпуса республиканской власти (не только глав администраций городов и районов, министерств и ведомств, судей, но и также руководителей крупных государственных предприятий и учреждений). В этих условиях ведущее значение в кадровых перемещениях имеют различные аппаратные игры и иные способы закрытой политики, в ущерб гласным и демократическим принципам.
5. Проблема доступа этнических групп к власти в общественном мнении.
Как уже было отмечено выше, этнический состав Республики Башкортостан является очень пестрым. Численно в республике преобладают башкиры, русские и татары. В совокупности они составляют около 90% населения РБ. Поэтому эти три этнические группы определяют этнополитическую жизнь республики. Именно их национальные движения представлены в РБ организациями (партиями, объединениями, центрами и пр.), которые не ограничиваются только культурно-просветительской деятельностью, но имеют (в разной степени) и политическую направленность. В столице республики Уфе, которая является центром этнополитической жизни Башкирии и где сконцентрировано более '/4 населения РБ, этнический расклад заметно отличается от общереспубликанского: башкир в этом городе 11%, русские составляют более половины населения — 54%, татары — 27%, другие — 8%10. Такой этнический состав столицы играет важнейшую роль в соотношении сил, т.к. в ней размещены почти все вузы и научные учреждения республики, сконцентрирована местная этнополитическая элита и основная часть наиболее активно участвующей в национальном движении творческой интеллигенции. Здесь находятся различного рода центры, партии, объединения и прочие с этнонациональной направленностью.
Анализ результатов выборов последних лет свидетельствует о том, что в последние годы у населения Башкирии происходит определенный рост этнической компоненты самосознания. Несмотря на жесткие условия авторитарно-номенклатурного режима власти в республике, разбуженная этничность (в т.ч. и государственным патернализмом) часто выходит из-под контроля властвующей элиты и начинает "играть на своем политическом поле".
Этнический фактор оказывает заметное влияние на электоральное поведение граждан. Например, в 1998 г. национально-ориентированные общественные организации башкир, русских и татар выдвинули своих кандидатов. Действие этнического фактора на предпочтения избирателей также довольно четко прослеживалось и во время выборов в Государственное Собрание РБ в марте 1999 г. Наиболее наглядно оно проявилось в столице республики Уфе. В семи, из восьми имеющихся в городе, одномандатных округах по выборам депутатов в Законодательную палату Госсобрания РБ баллотировались кандидаты с фамилиями и именами как русско-христианского, так и мусульманского татаро-башкирского звучания. Во всех семи округах победу одержали кандидаты с христианскими фамилиями. Здесь заслуживает внимания тот факт, что в числе победителей были и те претенденты на депутатский мандат, которые ранее не были замечены в публичной политике. К тому же по привлеченным в ходе избирательной кампании административным, организационным и финансовым ресурсам эти кандидаты явно уступали кандидатам с мусульманскими фамилиями и не имели покровительства со стороны республиканского руководства.
Этнический фактор играл заметную роль и в ходе последних выборов депутатов в Госдуму РФ в декабре 1999 г. Складывающаяся тенденция усиления этнического фактора в электоральном поведении, на наш взгляд, может быть следствием, проводимой высшим руководством республики кадровой политики, вернее — нарушения пропорционального представительства этнических групп во власти. Подобная ситуация не может не тревожить, т.к. усиление этнической идентичности у людей идет во многом за счет ослабления региональной и общероссийской идентичности. Она происходит, на наш взгляд, во многом за счет преобладания этнического подхода в национальной политике над общегражданским или надэтническим подходом. Ускоряет эту тенденцию плохая социально-экономическая ситуация в республике (как и в целом в России) и связанная с ней социальное недовольство населения. Поскольку ключевые позиции в руководстве Башкирии сегодня принадлежат этническим башкирам, постольку оппоненты нынешних властей ответственность за кризисное положение Башкирии очень часто возлагают на этнократическое руководство республики. Эта тенденция должна заслуживать особого внимания органов государственной власти и ученых-специалистов, т.к., во-первых, она может привести в будущем к ослаблению социального единства республики и явится определенным препятствием в формировании и укреплении регионального самосознания у населения республики по официально провозглашенной формуле "Многонациональный народ Башкортостана" как составной части общероссийской идентичности.
Во-вторых, при условии изменения сложившегося политического режима в республике в будущем в сторону его либерализации, этнические башкиры, составляющие чуть более 1/5 населения, по итогам выборов президента РБ, а также в представительные и исполнительные органы власти, всегда будут оказываться в меньшинстве. Русское и татарское демографическое большинство будет просто переголосовывать башкирское меньшинство. В связи с этим может возникнуть другая крайность — резкое сокращение доли башкир в органах государственной власти. Безусловно, подобная ситуация может вызвать еще более негативные этнополитические процессы.
6. Институт местного самоуправления в системе национальной политики.
Важнейшее звено государственного устройства — это органы местного самоуправления. Положение муниципалитетов во властной вертикали, правовые и социально-экономические основы их функционирования являются одним из главных определителей, характеризующих существующую политическую систему в стране или регионе. Безусловно, для укрепления социально-политического единства (в т.ч. и этнополитического) РФ, ее регионов, для поступательного социально-экономического развития необходимо обращать особое внимание на деятельность института местного самоуправления, наполнение его реальным содержанием. Специально проведенные в республике исследования социологами Башкирской академии государственной службы и управления при президенте РБ показали, что на уровне населенного пункта, района люди разных национальностей чаще всего выражают единодушие по тем или иным проблемам, спокойнее относятся к вопросам межэтнического взаимодействия, находят способы удовлетворения потребности в национально-культурном самоопределении, здесь практически отсутствуют предпосылки к сепаратизму' .
В Башкирии главы администраций городов и районов назначаются президентом республики. А в соответствии с законом «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» местное самоуправление организовывается только территориями сельских и поселковых Советов. На уровне городов и районов органы местного самоуправления не действуют. В связи с этим нельзя не согласиться с выводом группы уфимских политологов о том, что «среди представителей правящей элиты (имеется в виду республиканской И.Г.) господствует убежденность в том, что для самостоятельного управления на местах, без вмешательства и контроля государственной власти, время еще не настало. Судя по всему, пока нет предпосылок к тому, что развитие местного самоуправления в республике будет осуществляться в соответствии с федеральными конституцией и законодательством»15.
Это свидетельствует о том, что в Башкирии, как и в некоторых других субъектах РФ, сформировался авторитарный политический режим, а органы муниципальной власти поглощаются структурами региональной исполнительной власти. Реальностью современной российской действительности является то, что местное самоуправление играет всего лишь роль своеобразной псевдодемократической декорации, «встроенной» в региональное политическое пространство таким образом, чтобы исключить любые его попытки стать полноправным субъектом политической и экономической жизни регионов. Практика обсуждения и принятия законов РФ весной-летом 2000 г., нацеленных на укрепление властной вертикали, еще раз показала, что главы регионов весьма неохотно расстаются хотя бы с частью властных полномочий и возможностью распоряжаться местными ресурсами и собственностью.
В контексте нашего исследования представляет интерес отношение республиканского руководства к институту национально-культурной автономии, который по российскому законодательству является одной из форм местного самоуправления. По Закону РФ «О национально-культурной автономии» (принят в июне 1996 г.), а также Концепции государственной национальной политики РФ (утверждена Указом Президента РФ в июне 1996 г.) важнейшая роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов. Субъектом национально-культурной автономии могут быть любые народы или этнические группы независимо от территории расселения и статуса. Она предусматривает возможность, кроме образовательно-культурной деятельности любого уровня, культурно ориентированной предпринимательской деятельности, права общинной собственности, также организации особых форм политического представительства и право законодательной инициативы. Видимо, республиканское руководство усмотрело в этом праве национальнокультурной автономии возможность ее посягательства на власть и территориальную целостность. Поэтому в ответ российскому закону в 1997 г. в Башкирии принимается собственный закон, который называется «О национально-культурных объединениях граждан в РБ». В этом законе даже нет упоминаний о существовании Закона РФ «О национально-культурной автономии». Он ограничивается предоставлением гражданам права на организацию общественных объединений и во многом сужает те возможности для саморазвития и самоорганизации этнических групп, которые допускает и предполагает российский закон. Именно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что в Башкирии до сих пор не зарегистрирована ни одна республиканская национально-культурная автономия.