(по материалам Республики Башкортостан)
И.М. Габдрафиков
Одной из главных отличительных особенностей развития политического процесса в конце 1980-х — 1990-х гг. в России и республиках бывшего СССР стала всеобщая мобилизация этничности. Сегодня можно достаточно уверенно сказать, что именно мобилизованная этничность граждан стала одной из основных причин развала могущественной сверхдержавы, какой являлся Советский Союз. В России в первой половине 1990-х гг. центробежные силы, особенно в национальных республиках, под этническими лозунгами, также начали угрожать целостности страны. На волне этнической мобилизации, в некоторых республиках к власти пришли люди, которые открыто провозгласили курс на национал-сепаратизм. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в Чеченской Республике, руководство которой начало проводить политику вооруженной борьбы с целью выхода республики из состава Российской Федерации. В итоге подобная политика агрессивной борьбы за независимость привела к применению физического насилия и массовой гибели гражданского населения. И Первая (1994 — 1996 гг.), и Вторая (1999 г. — по настоящее время) чеченские войны имеют ярко выраженную этническую окраску.
В республиках современной России, где этничность была снабжена важнейшим рычагом национальной государственности, происходит четко выраженная тенденция этнизации общественной и внутриполитической жизни. Эта тенденция проявляется в разных республиках с различной интенсивностью в зависимости от множества факторов (социальноэкономических, геополитических, этнодемографических, этнокультурных и пр.). Причем необходимо отметить, что этнический фактор в республиках основывается не только на самодеятельных формах национального возрождения народов, но и в значительной степени, на патерналистской по отношению к этническим группам политике руководства российских республик.
Патернализм проявляется в стремлении руководства республик стимулировать этнополитическую активность прежде всего титульных этносов, а также в попытках мобилизовать с целью ангажирования этничность граждан, принадлежащих к так называемым "некоренным" народам. В этом плане большой интерес представляет Республика Башкортостан.
1. Общие сведения о Республике Башкортостан.
Башкортостан расположен на Южном Урале, на стыке Европы и Азии. Территория 143,6 тыс. кв. км. (0,8% площади РФ). В составе республики 54 района, 21 город, 40 поселков городского типа. Население 4,1 млн. чел. (2,8% от численности населения РФ), в т.ч. городского 65%. Этнический состав республики очень сложен. Полиэтничность характерна как для сельской местности, так и для городской. Численно в республике преобладают башкиры (22% населения), русские (38%) и татары (29%). Кроме них в РБ компактно или дисперсно проживают значительные группы чувашей, марийцев, украинцев, удмуртов, немцев, мордвы, латышей, евреев и др., которые в совокупности составляют 11% населения региона1. Столица республики Уфа (1,1 млн. чел.). Наиболее крупные города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск и Октябрьский.
Этнические группы РБ имеют существенные различия по уровню урбанизированное™, разный опыт проживания в условиях города. Например, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты до сих пор остаются преимущественно сельскими жителями, у них интенсивный период урбанизации начался только в 1970 — 80-е гг. По этой причине в городах РБ этнические группы на нынешнем этапе социально-экономического развития имеют не^ одинаковую социальную структуру2. В составе городского населения РБ демографически доминирует русское население, составляя почти во всех городах большинство жителей.
Заметные различия этнические группы как в городах, так и сельской местности РБ имеют по показателям темпов естественного движения населения. Из трех основных этнических групп республики наиболее неблагоприятные темпы естественной убыли на протяжении 1990-х гг. происходят среди русских, у которых наблюдается самый низкий в республике показатель рождаемости и одновременно самый высокий показатель смертности. Относительно благоприятные демографические показатели имеют башкиры. Они сохраняют положительный баланс естественного движения. Промежуточную между башкирами и русскими демографическую ситуацию занимают татары, у которых также развивается тенденция естественной убыли, но она прогрессирует менее угрожающим масштабом, чем у русского населения3.
На долю Башкирии приходится около 3% национального дохода, 3,5% промышленного и 3,7% сельскохозяйственного производства России. По численности населения (2,7%) и доле в ВВП страны (2,3%) Башкирия занимает лидирующую позицию среди республик в составе РФ и входит в десятку крупнейших производителей среди 89 регионов России4. Благодаря особенностям отраслевой структуры, промышленность республики переживает кризис менее глубокий, чем вся российская промышленность в целом. Это связано прежде всего с тем, что в местном производстве преобладают наименее кризисные отрасли топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленность. В указанных отраслях производится более 70% промышленной продукции5. Башкирия входит в состав немногих регионов-доноров и не нуждается в федеральных трансфертах.
В августе 1994 г. в Москве был подписан Договор между Башкирией и Россией "О разграничении предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между РФ и РБ". В Договоре Республика Башкортостан признается суверенным государством, входящим в состав Российской Федерации. Республика получила большую долю самостоятельности, особенно ощутимой в социально-экономической сфере. В соответствии с Договором действует 11 соглашений между правительствами РФ и РБ. Важнейшим из них является межбюджетное соглашение, благодаря которому примерно 70% собранных средств остается в республике.
По Договору Башкирия получила возможность прямого выхода на зарубежные рынки и право без разрешения Москвы привлекать иностранных инвесторов, За прошедшие 5 лет (1994 1999 гг.) внешнеторговый оборот Башкирии вырос на 60% и составил в 1999 г. 2,5 млрд. долларов США. При этом доля экспорта составила 85%. Основными статьями экспорта являются продукция топливной промышленности (более 80%), а также химической и нефтехимической промышленности (13%).
2. Симбиоз государственного патернализма и регионального нациестроительства.
В Башкирии в 1997 1999 гг. в значительной степени по инициативе властей и на государственные средства, как правило, в исключительно торжественной обстановке, прошли съезды татар, русских, чувашей, марийцев, украинцев, немцев, евреев и др. На этих мероприятиях были созданы постоянно действующие исполкомы съездов этих народов. С 1995 г. в республике действует Исполком Всемирного курултая башкир, который сейчас размещается в здании Кабинета Министров РБ и содержится на государственные средства. Проведение подобных съездов и учреждение их исполкомов, по замыслу властей, призваны содействовать развитию культур и языков народов. Однако, на наш взгляд, чрезмерный патернализм государства при проведении мероприятий, нацеленных на "возрождение этнических культур", способствует усилению этнизации сознания граждан, опережающему росту этнического фактора в общественно-политической жизни, подмене общественной инициативы и самодеятельности масс инициативой государства.
Примером патерналистского отношения государства к этническим группам является разработка так называемых этнических программ "Возрождение и развитие народов"6. Как правило, в основу этих программ берется моноэтнический подход. Изучение этих программ показывает, что в них народ, люди, человек выступают не как активный субъект истории, а как пассивный объект государственной заботы. Такой подход государства сам по себе вызывает ответный рефлекс, ведет к усилению этнического компонента в самосознании граждан. Этнолидеры от имени "своих" народов все настойчивее просят или требуют государственные средства для развития этнических культур, языков, своей доли в госбюджете.
В этих программах этнос выступает отстраненным от межэтнических связей. Ведущее значение придается имманентному развитию языка; культура понимается преимущественно как возрождение этнических традиций. Соответственно, программы "Возрождения" включают мероприятия в сферах языка, образования и традиционной культуры. Однако они не охватывают жизнь этноса в целом, особенно в плане модернизации культуры и общегражданских взаимодействий. Этническое самосознание, этничность в этих программах понимается как некая неподвижная категория, без развития и динамики.
В то же время руководящая политическая элита в российских республик (кроме Чечни), в последние годы постоянно декларируя лояльность к единству России, всегда подчеркивает стремление к формированию у населения гражданской идентичности на уровне собственных национальнотерриториальных образований. Это проявляется прежде всего в провозглашенном курсе на создание новых социально-политических общностей ("татарстанцев", "башкортостанцев" и пр.), а также в юридическом закреплении этой практики через институт республиканского гражданства.
Президент РБ М.Рахимов в своих ежегодных посланиях Государственному Собранию также подчеркивает мысль о том, что для нормального развития республики крайне важно иметь целостную государственную программу, которая сплачивала граждан Башкирии: «...Наш священный долг обеспечение гарантий свободного и нормального развития всех народов республики. Мы должны создать условия, чтобы каждый человек имел возможность приобщения к своему языку, культуре, духовным ценностям, культуре других народов. Мы можем и должны Показать России и всему миру, что Башкортостан земля подлинного единства и равенства граждан и народов ...Мы хотим, чтобы наши народы объединяла идея патриотизма, чтобы каждый ее гражданин проникся чувством гордости за успехи республики, любви к ее трудовым и духовным достижениям, уважением к истории и традициям Башкортостана»7.