Непольское большинство рассматривалось Петербургом либо как объект и жертва польской экспансии, либо в качестве потенциального противовеса полякам. Система противовесов строилась по иерархическому принципу, с учетом этнического, конфессионального, исторического факторов. Политика самодержавия, стремившаяся одновременно «располячить» и помешать развиться собственным этнокультурным началам, оказалась малоэффективной с точки зрения достижения стратегических интеграционных целей. Вместе с тем она имела неоднозначные, в том числе положительные, последствия для развития ряда народов и их политических движений. С течением времени действительность все менее укладывалась в прокрустово ложе официальной доктрины. Уже в последней трети XIX в. русскопольское пограничье оказалось заселенным народами, которые все менее идентифицировали себя с каким-либо из «исторических» участников главного «славянского спора». «Русские люди и не заметили, — писал по этому поводу современник, — как... объединились и сплотились отдельные народности»62. Вместе с тем малороссы и белорусы продолжали восприниматься как части целого, носители титульного имперского начала, никак не вписываясь в существовавшие тогда парадигмы «замиренного» или «внутреннего» инородчества.
Уникальность изучаемой части имперского пространства России в соединении черт как центра, так и окраины. Центральность определялась абсолютным численным преобладанием православного восточнославянского населения и древней государственной традицией. Окраинность — огромным влиянием инородческого элемента (поляки, евреи) при слабости русского помещичьего землевладения, этническими особенностями самого восточнославянского населения, получившими воплощение в развитии в их среде сепаратистских настроений, тяготением к другим окраинам империи и зарубежным центрам притяжения. В XIX — начале XX в., по мере того как вызовы государственному единству признаются реальной опасностью, стабилизация империи все более связывалась с геополитическим расширением ее Центра. Этноисторические характеристики восточного славянства давали уникальный шанс его реконсолидации. Часть окраин при этом включалась в состав ядра, а оно, в свою очередь, смещалось на запад, делая актуальным дальнейшее расширение государственной территории за счет австрийской Восточной Галиции.
Угроза внутренней стабильности, с точки зрения имперской политической элиты, исходила не только от поляков или других народов окраин, но была также сопряжена с ослаблением по ряду важнейших параметров позиций Центра, нашедшим свое выражение даже в появлении нового понятия «оскудение Центра». В Малороссии и Белоруссии виделся главный стратегический резерв империи, позволяющий качественным образом увеличить как ее геополитическое ядро, так и численность титульной нации. Перспектива вхождения западнорусского региона в круг враждебных окраин противоречила курсу на сохранение империи. Так, идея, изначально служившая обоснованием русской реконкисты, сделалась рецептом выживания имперской российской государственности.
Для понимания российской специфики следует вспомнить, что в 1860-е гг., столь знаменательные для обустройства России, решался также вопрос о будущем Центральной Европы от Балтики до Адриатики. Отлученная Пруссией от участия в строительстве единой Германии, Габсбургская династия стабилизировала обстановку в собственной империи на путях достижения австро-венгерского дуалистического консенсуса. Институт унии, не чуждый также российской имперской конструкции, в габсбургском варианте под фасадом федерализации скрывал ужесточение начал централизованного управления. Перед лицом «славянского наступления» правящее немецкое меньшинство искало выход также в геополитических построениях пангерманизма. Австро-венгерское двуединство составило важную альтернативу российским принципам единства и неделимости и связанным с ними способам достижения внутреннего равновесия. О том, что эта альтернатива действительно существовала, говорит очевидное продвижение Петербурга по венскому пути на начальном этапе польского кризиса 60-х гг.
Проект большой русской нации не может рассматриваться только как продукт деятельности административного аппарата самодержавной России. Концепция пользовалась широким признанием образованного общества и разделялась большинством ученых интересующего нас времени. Не была она и искусственной конструкцией, отразив как тогдашнее состояние этнического самосознания восточных славян, так и один из возможных путей его дальнейшей эволюции. Украина и Белоруссия не только служили почвой для национальных движений, но и породили целую плеяду деятелей общерусского направления. Последние стояли на позициях западноруеизма, делая акцент на единстве русского народа в исторических границах Киевской Руси.
Представления о большой русской нации оставили заметный след не только в политике, но и в истории широко понимаемой отечественной культуры. Тезис о воссоединении народов и собирании русских земель задавал известную направленность работе историков. Положение о взаимодополняемости трех составляющих суперэтноса стимулировало постижение национальных характеров каждой из ветвей восточного славянства, их этнографическое изучение.
Список литературы
1 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в Десяти томах. Л., 1978. Т.VIII. С.98, 391.
2 Гоголь Н.В. Собрание сочинений. Т.8. С.45.
3 ПассекВ. Очерки России. Вып.2. 1838. С.161, 170, 171.
4 Там же. С. 164-165.
5 Глинка Ф.Н. Письма к другу. М., 1990. С.332.
6 Аксаков И.С. Письма к родным 1849-1856. М., 1994. С.281.
7 Там же. С.255.
8 Там же. С.368, 380.
9 Там же. С.373.
10 Арсеньев К. Статистические очерки России. СПб., 1848. С.182, 184-187.
11Аксаков И.С. Указ.соч. С.263, 264, 318, 377.
12 Wapinski R. Polska i male ojczyzny Polakow. Z dziejow ksztaltowania si? swiadomosci narodowej w XIX i XX wieku po wybuchu II wojny swiatowej. Wroclaw i in., 1994. S.137.
13 Пыпин А.Н. История русской этнографии. T.IV: Белоруссия и Сибирь. СПб., 1892. С. 114, 97. Ср.: Bardach J. Polacy a narody Litwy historycznej — proba analizy systemowej // Kultura i spoteczenstwo. 1994. N2; Кузьняева С. Нацыянальнае адраджэньне i нацыянальная сьвядомасьць беларусау у першай палове XIX ст. // Беларуси Пстарычны Агляд. 1994. N1.
14 Беларуси Дзяржауны Пстарычны Apxiy, Гродно (БДГА). Ф.103. Воп.1. Спр.4. Арк.165.
15 Батюшков П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края, СПб, 1890. C.XV-XVI.
16 Славянское обозрение. 1892. N7-8. С.297.
17 Костомаров Н..И. Об отношении русской истории к географии и этнографии // Тайны истории. М„ 1994, С.95-96.
18 Пыпин А.Н. Указ.соч. С.21.
19 Архив Российской Академии наук (АРАН). Ф.1548. Оп.1. Д.72. Л.230,
20 Герцен А.И. Собр.соч. в восьми томах. М., 1975. Т.8. С. 159.
21 Пушкаревич К.А. Польская революция 1830-1831 г. и Пушкин // Пушкин А.С. Поли, собр.соч. в 6 тт. Т.6: Путеводитель по Пушкину. М.-Л., 1931. С.289.
22 Владимирский-Буданов М.Ф. История императорского университета св. Владимира. Т. 1. Киев, 1884. С.77.
23 АР АН. Ф.1548. Оп.1. Д.58. Л. 12.
24 ГА РФ. Ф.728. Оп.1. Д.227К Раздел IV. Л.49об-53.
25 Zaleski В. Zniesienie poddanstwa na Litwie // Rocznik Towarzystwa HistorycznoLiterackiego w Paryzu. 1867. S.331, 362.
26 Кирило-Мефодпвське товариство. ТД КиТв, 1990. С.306-309, 311-312, 314. Ср.: Нифонтов А,С. Россия в 1848 году. М, 1949. С.274; Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. М., 1993.
27 Славянское обозрение. 1892. N7-8. С. 303.
28 Щербатов А.П. Генерал-фельдмаршал князь Паскевич. Его жизнь и деятельность. Т.5. Приложения. СПб., 1896. С.602. и Миропольский Д. Из северо-западного края // Беседа. 1872. Кн.9. С.ЗОЗ.
30 Wapinski R. Op.cit; Tomaszewski J. Bialrusini w oczach Polakow, 1918-1939 // Literatura na 3wiecie. 1991. N8-9; Смалянчук А. Беларускае питание и польсю pyx // Полымя. 1994. N1.
31 Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т.З. Часть 1. СПб, 1902. С.198.
32 БДГА. Ф. 1. Воп.4. Спр.625.
33 Федор Яковлевич Миркович. 1789-1866. Приложения. СПб., 1889. С. 107-108.
34 Записки Иосифа, митрополита Литовского. СПб., 1883. Т.2. С.226-227.
35 Российский Государственный военно-исторический архив. Ф.405.Оп.10. Д.488. Л.29; Ф.744. Оп. 1. Д.34. Л.13об-14, 48-49об; Д.39. Л.12.
36 Захарьин И.Н. Тени прошлого. Рассказы о былых делах. СПб., 1585. С.203; Knira Беларус! 1517-1917. Зводны каталог.Мiнск, 1986. С. 194.
37 БДГА. Ф.1. Воп.28. Спр.349. Арк.16-16ад, 25, 27, 28.
38 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф.728. Оп.1. Д.2271. Раздел III. Т.4.Л.61.
39 Уголовное уложение 22 марта 1903 г. Глава вторая «О нарушении ограждающих веру постановлений» с мотивами и добавлениями по закону 17 апреля 1905 г. Изд. Н.С.Таганцева. СПБ.,1906. С. 135.
40 Корнилов И. Русское дело в Северо-Западном крае. Материалы по истории Виленского учебного округа преимущественно в муравьевскую эпоху. СПб., 1901. С. 18.
41 Ostoja Т. Garsc wspomnjen о niedawnej walki о wolnosd sumienia w Rosji. Warszawa, 1916. S.52-57.
42 Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т.З. Часть 1. С.198-199.
43 Курлов П.Г. Гибель императорской России. М.,1992. С.66.
44 Нацыянальны Apxiy Рэпублiка Беларусь, Минск. Ф.1297. Воп.1. Спр.24628. Арк.1, 6,8-10.
45 Русское слово. 1859. N8. Смесь. С. 22-23.
46 Славянское обозрение. 1892. N7-8. С.333-334.
47 БДГА. Ф.103. Воп.1. Спр.4. Арк.29, 48, 57, 59, 61, 65ад, 100, 145ад.
48 Записки Иосифа..., Т.2. С.400, 636.
49 LJbBikeBiH А. «Западно-руссизм». Нарысы з ricropbii грамадзкай мысып на Беларуси у XIX i пачатку XX в. Менск, 1993. С. 101.
50 Голос. 1866. N146.
51 Максимов С.В. Собр. соч. Т.19. СПб., 1913. С.262.
52 Пыпин А.Н. Указ. соч. С.94.
53 Лемке М. Эпоха цензурных реформ 1859-1865 годов. СПб, 1904. С. 302-307; Миллер А.И. Украинский вопрос в правительственной политике и русском общественном мнении второй половины XIX века. СПб., 2000.
54 Славянское обозрение. 1892. N7-8. С.325; N11-12. С.327.
55 Archiwum Glowne Akt Dawnych. Kancelaria Warszawskiego generat-gubernatora. Nr.1773. K.7.
56 Погодин МП. Польский вопрос. Собрание рассуждений, записок и замечаний. 1831-1867. М. 1867. С.10З; СазоновС.Д. Воспоминании. М., 199,1. С.375.
57 АР АН. Ф.1548. ОпЛ. Д.72. Л.208-209.
58 Долгоруков П. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта 1860-1867. М., 1992.С.340; Станкевич А. Очерк возникновения русских поселений на Литве. Вильна, 1909.
59 Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1905. С.27, 255.
60 БДГА..Ф. 103. Воп. 1. Спр.4. Арк.165.
61 Пыпин А.Н. Указ. соч. С, 145.
62 Гене А. Виленские воспоминания // Русская старина. 1914. N5. С.585.