Каждая из рассмотренных моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Обращая внимание на сложность подобных процедур, У. Черчилль заметил: «Демократия - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».
Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов.
Характерные черты демократического политического режима:
- Реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании.
- Высокая степень развитости гражданского общества; оно контролирует государство, всю политическую систему.
- В деятельности государственной власти исключены неполитические методы (физический террор), преобладают методы компромисса. Государство — правовое.
- Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, / как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции.
- Легальная оппозиция наделяется всеми политическими правами и свободами, как и правящее большинство. Она — неотъемлемый элемент политического процесса.
- СМИ свободны от цензуры и могут на законных основаниях критиковать власти, но не вправе призывать к их насильственному свержению.
- Силовые структуры обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность, их деятельность регламентируется законами. Они — вне политики.
- Провозглашенные права и свободы гарантируются всей социальной системой.
- Широкие возможности и высокая степень участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества.
- Плюралистическая политическая культура.
- Возникающие в обществе конфликты разрешаются через механизм, закрепленный в законе.
- Идеологический плюрализм, отсутствие какой-либо официальной идеологии.
Демократия, как сложная форма взаимоотношений власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.
Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Условия формирования и функционирования демократического политического режима
Политические:
1. Развитое гражданское общество.
2. Стабильность политической власти.
3. Существование и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы.
4. Политический плюрализм.
Экономические:
1. Высокий уровень индустриального и экономического развития в целом.
2. Высокая степень урбанизации.
3. Развитость массовых коммуникаций.
4. Рыночная конкурентная экономика.
5. Плюрализм форм собственности.
Внешнеполитические:
1. Прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие.
2. Влияние примера демократических государств.
3. Стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы.
Социальные:
1. Относительно высокий уровень благосостояния граждан.
2. Сглаживание социального неравенства.
3. Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства).
4. Социальный плюрализм.
5. Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.
Культурные:
1. Грамотность населения, его образованность в целом.
2. Гражданская политическая культура.
3. Демократические традиции.
Религиозные:
Религия с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).
Демократический тип личности.
Это — личность, которую характеризуют:
1) полифоничность мышления;
2) толерантность (терпимость к инакомыслию);
3) конструктивность и созидательность, терпимое отношение к существующей власти;
4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;
5) многомерность восприятия;
6) потребность в самореализации;
7) осознанный выбор пути;
8) достижение целей уже сейчас с ориентацией на будущее.
Гарантии функционирования демократического политического режима
- Система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата.
- Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
- Своевременное полное политическое информирование граждан.
- Ограничение срока пребывания в представительных органах власти.
- Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников.
«Демократия... — это правление народа, избранное народом и для народа». Авраам Линкольн (1809—1865), американский президент, один из организаторов Республиканской партии, решительный противник рабства
«Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством».
Василий Розанов, русский философ начала XX в.
2. Политический режим в современной России
Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.
1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.
Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы. Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуждается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.
Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял именно тоталитаризм, то станет очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду.
В свое время эту проблему пришлось решать большевикам, когда Ленин выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных работников и бедноты, которые теперь трудятся не на капиталистов, а на себя! Закончилось все тоталитаризмом, который и явился источником «энтузиазма» масс на практике.
Вместе с тем в современной России поставлена задача преодоления наследия тоталитаризма. Наивная надежда в чудодейственность частной собственности или рыночных механизмов быстро была развенчана. Национально-государственная идеология опирается лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто не вспоминает.
Как эти явления увязать с преодолением тоталитаризма? Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как нормальное явление. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств, которые отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.
В то же время власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.
2. С другой стороны, налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве (хотя существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается), особенно на местах; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов — финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что безусловно подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».