Смекни!
smekni.com

Дальневосточный аспект российско-американских отношений (стр. 7 из 18)

Закон также четко оговаривает круг партнеров, с которыми субъекты могут вступать в международные связи (субъекты иностранных государств и административно территориальные образования иностранных государств). Субъекты также могут участвовать в деятельности международных организаций, созданных специально для этой цели.

Также этот Закон обязал субъекты Российской Федерации привести их нормативные акты в сфере международной деятельности в соответствие с федеральным законодательством.

Недостатком Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» по мнению ряда исследователей, является то, что в нем не обозначены возможности взаимодействия субъектов РФ с отдельными министерствами и ведомствами зарубежных стран, подписания с ними соглашений по отдельным отраслям экономики.[51]

В принятом 24 июня 1999 года Законе Российской Федерации «О принципах и порядках разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»[52] допускалось принятие субъектами собственных правовых актов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, до момента принятия соответствующих федеральных законов.

В соответствии с этими федеральными законами международная деятельность субъектов Российской Федерации приобрела черты упорядоченности и определенного согласования общенациональных и региональных внешнеэкономических интересов.

С вступлением в силу вышеперечисленных законов началось бурное развитие региональной политики, непосредственным участником которой является Дальний Восток России. Отдаленность от центра, от Центральной и Восточной Европы, высокие транспортные расходы послужили одной из причин необходимости всестороннего поиска и расширения международных и внешнеэкономических связей дальневосточных субъектов РФ со странами АТР. Да и для самой России, являющейся евроазиатской территорией, встал вопрос о необходимости скорейшей реализации возможностей расширения экономического сотрудничества в восточном направлении. Естественно, что западная часть России тяготеет к Европе, а Сибирь и Дальний Восток – к АТР. В этих условиях Дальний Восток представляет собой фасадную часть России.

Сочетание стратегически удобного расположения и наличия огромных сырьевых ресурсов дает Дальнему Востоку прекрасную возможность вхождения в мировую экономику, прежде всего в экономику АТР. США являются одной из ведущих держав в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, поэтому для Востока России важно иметь эту державу в качестве стратегического партнера.

После «холодной войны», когда отпали идеологические императивы конфронтации между Москвой и Вашингтоном, изменился баланс интересов между Россией и Соединенными Штатами. В начале 90-х годов на первый план выдвинулись общие или параллельные интересы России и Соединенных Штатов, хотя это не значит, что у них нет интересов несовпадающих или расходящихся. Америка как бесспорный лидер Запада рассматривалась в качестве «естественного союзника» новой, реформированной России. Произошедшие в конце 80-х годах в мире изменения открыли новые возможности для укрепления и развития сложившегося к настоящему времени стратегического партнерства между двумя странами. Это партнерство имеет фундаментальную важность для России и США.

Принципиальные положения этого партнерства и его основные приоритеты получили отражение в подписанных президентами России и Соединенных Штатов Кемп-Девидской декларации (1992 г.), Ванкуверской декларации (1993 г.), Московской декларации (1994 г.), Хартии российско-американского партнерства и дружбы (1992 г.). Эти совместные документы стали своего рода «кирпичиками» для построения российско-американского партнерства на официальном уровне. Данные договора подтверждали, что отношения между Россией и США вступили в новую стадию зрелого стратегического партнерства, базирующегося на равенстве, взаимной выгоде и признании национальных интересов друг друга.

Главным содержанием выше упомянутых документов стали вопросы экономического сотрудничества, перевода партнерства в плоскость практических дел и его наполнение конкретным экономическим содержанием.

Кемп-Девидская декларация открыла новый этап в развитии российско-американских отношений. Она заложила основные направления и параметры сотрудничества двух стран, определила его главную сущность – равноправное и взаимовыгодное партнерство в целях решения как внутренних проблем, стоящих перед Россией и США, так и совместного содействия урегулированию ключевых международных вопросов.

Беспрецедентной является зафиксированная в Московской декларации договоренность президентов, которая наглядно отражает новый уровень доверия и партнерства в российско-американских отношениях, об отказе России и США от нацеливания стратегических ядерных ракет.[53] Это действительно историческое событие, так как впервые, фактически с начала ядерной эры, управление ядерными силами России и США будет осуществляться исходя из того, что они не являются противниками.

Таким образом, к середине 90-х годов был заложен солидный договорно-правовой и политический фундамент для благоприятного и поступательного развития отношений между двумя странами и их тесного взаимодействия на международной арене.

Анализируя нормативную правовую базу регионального российско-американских сотрудничества нельзя не отметить деятельность Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» (далее - Ассоциация), в рамках которой в течении девяти лет функционирует российский секретариат РАТОП.

Свое начало Ассоциация берет от общего собрания народных депутатов СССР, которое проходило 8-9 февраля 1990 г. в г. Хабаровске, на котором 11 руководителей Советов народных депутатов заявили о создании на добровольной основе Дальневосточной ассоциации Советов народных депутатов и подписали «Соглашение об основных принципах социально-экономического сотрудничества».

Основная цель Ассоциации – содействие всестороннему социально-экономическому развитию вошедших в нее территорий в условиях складывающегося рынка, эффективному использованию производительных сил, природных, человеческих, иных ресурсов региона и сосредоточенных в нем производственных мощностей для повышения жизненного уровня населения и решения социальных проблем.[54]

Первый Президент России Б.Н.Ельцин Указом от 11 ноября 1991 г. № 194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы» поддержал инициативу территорий по образованию региональных ассоциаций экономического взаимодействия. Указ обозначил правовые основы формирования и деятельности ассоциаций, основными задачами которых являются разработка и реализация региональных и межрегиональных проектов и программ.

Совет Министров – Правительство Российской Федерации 16 сентября 1993 г. принял постановление № 918 «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления», в котором поручил:

Заместителю Председателя Совета Министров совместно с руководителями ассоциаций обсудить вопросы организации постоянного взаимодействия и сотрудничества, структурной перестройки экономики, межбюджетных отношений на всех уровнях, инвестиционной политики государства, возможного взаимодействия ассоциаций с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом;

Министерству экономики Российской Федерации оказать помощь ассоциациям в разработке экономических программ и проектов; Министерству юстиции Российской Федерации внести проекты законодательных актов, обеспечивающих правовые основы деятельности ассоциаций.

Дальнейшее развитие нормативной правовой базы деятельности Ассоциации связано с принятием Закона Российской Федерации от 17 ноября 1999г. Федеральный Закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», согласно которому Устав Ассоциации перерегистрирован 26 декабря 2000 г.

Правовое поле деятельности Ассоциации, кроме названных выше федеральных нормативных правовых актов, очерчено также сферой ведения субъектов Российской Федерации, закрепленных статьей 71 и частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

К середине 90-х гг. в связи с принятием Федеральной целевой программы экономического и социального развития возникла необходимость разработки новых механизмов, способствующих интеграции экономики регионов Российского Дальнего Востока в экономику стран АТР. Существенную роль в этом сыграла Межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье».

С 1993 по 1998 гг. в рамках Ассоциации созданы:

Координационный совет по внешнеэкономической деятельности; Дальневосточные комитеты по экономическому сотрудничеству с Республикой Кореей, США, КНР, Японией;

Приняты решения по формированию и организации работы дальневосточных подкомиссий и рабочих групп.

Органом, обеспечивающим расширение сотрудничества между Российским Дальним Востоком и США стала Инициативная рабочая группа «Российско-Американское Тихоокеанское Партнерство» (далее - ИРГ), сформированная в конце 1994 г. Создание такой специализированной группы имело большое значение для обеих стран. Новый этап межправительственного взаимодействия предполагал активизацию российско-американских связей на основе не только отраслевого, но и регионального принципа. Результаты деятельности ИРГ проявились не только в экономических показателях, но и в реальном сближении народов двух стран. В 1996 г. в г. Хабаровске на заседании ИРГ принято решение о создании постоянно действующего секретариата на базе Фонда Российско-американского сотрудничества (г. Сиэтл, США) и дирекции Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» (г. Хабаровск, Россия).