Представляется достаточно очевидным тот факт, что ушедший ХХ и наступивший ХХ1 век являются эпохой воплощения так называемой «американской идеи». Одна из сверхдержав – СССР потерпела сокрушительное поражение в противостоянии с американскими ценностями, биполярная структура мирового порядка была разрушена, поставив перед современным обществом массу вопросов: как будет выглядеть устройство мира в будущем, способны ли США взять на себя роль мирового арбитра, какова роль и миссия Россия в новой геополитической расстановке сил.
Америка вышла из второй мировой войны самой могущественной экономической и военно-политической державой. Важнейшие составляющие и параметры этого могущества общеизвестны. Успехи США во внешней политике, науке и экономике превратили ее в мощнейший анклав, распространяющий свое влияние на большую часть мирового сообщества и сосредоточивший в себе все самые передовые технологии и знания.
Активность США практически во всех сферах общественной жизни, во внешней политике, быстрые успехи в освоении громадного североамериканского континента, стремительное развитие передовой индустрии и сельского хозяйства, невиданное в истории повышение материального благосостояния большинства населения, быстрое достижение статуса мировой державы усилили убеждение в особой судьбе Америки, отличной от судеб других стран и народов. Сформировалась идея об особой миссии, «предназначении судьбы» (manifest destiny) Америки, главное содержание которой состоит в обещании свободы, демократии, материального достатка и т.д. не только самим американцам, но и представителям других народов в самых отдаленных уголках земного шара, если только они согласны принять американские ценности.
Американская идея претерпела периоды, как взлета, так и падения. Однако на протяжении длительного времени она, как и всякая идея в форме идеала, сохраняет свою притягательность и неизменно ставит вопрос или о закате или о новой фазе развития.
Для России анализ истоков, смысла этой идеи, прогноз будущей «американизации» мира (или крушения Американской империи, очертания которой уже более чем зримы) представляют особый интерес, так как сфера интересов США так или иначе всегда затрагивала российские интересы.
Понимание смысла американской идеи, критический анализ ключевых постулатов внешнеполитической доктрины США поможет переосмыслить события новейшей отечественной истории и сделать определенные выводы при построении в новой России гражданского общества и определении своей национально-культурной идентичности.
Цель курсовой работы состоит в анализе смысла «американской идеи» и основных форм ее выражения на внешнеполитической арене.
В работе использованы труды отечественных и зарубежных авторов: историков, политологов, политических и военных деятелей, предпринявших попытку оценить истинный смысл и основные положения «американской идеи» на протяжении почти 200-летнего исторического периода.
Глава 1. Истоки и смысл американской идеи
1.1.Истоки американской ментальности
Начиная анализ смысла «американской идеи», следует прежде всего обратиться к истокам американской ментальности. Идея избранности, безусловно, является одной из основных, формирующих ментальность современных американцев. Как правило, ее объясняют экономическими причинами и связывают с тем материальным триумфом, который происходил и происходит в США на всего протяжении ХХ и в начале ХХ1 века. Однако корни ее значительно глубже и никак не связаны с экономикой, они лежат в принципиально иной сфере - в сфере религии. В дальнейшем эта идея трансформировалась и приобрела конкретную программную форму, постепенно приобретая то состояние и содержание, которое известно сегодня под названием «американской идеи».
Американская общность в том виде, в котором она существует теперь, создавалась в основном людьми, гонимыми на своей родине - Англии за свои религиозные взгляды и в стремлении свободно исповедовать протестантскую веру. Именно эти гонения привели их к решению переселиться в Новый Свет. Глубоко верующие люди составляли большую часть переселенцев. Они и их дети создавали на новом континенте основы литературы, религии, философии и богословия будущих Соединенных штатов Америки. Линию экономического развития заложили и развивали люди, именуемые «чужаками», устремившиеся на новые земли в целях получения материальной выгоды.[1] О двух категориях переселенцев пишет, в частности, один из крупнейших авторов XVII в. Уильям Брэдфорд в своем сочинении «История поселения в Плимуте».
Американские протестанты, именуемые пуританами, имели четко разработанную концепцию, в которой ключевой идеей было сопоставление собственной истории и истории «детей Израилевых». Сравнение с «Богом избранным народом» и сформировало идею избранности американцев. С. Беркович в работе «Пуританские истоки личности американца» приводит красноречивую цитату из проповеди священника Сэмюэля Уэйкмана, жившего в Новой Англии в XVII в.: «Иерусалим был, Новая Англия есть, они были, вы есть божьи дети… употребляйте название «Новая Англия» вместо названия «Иерусалим», и вы увидите смысл вашего дела».[2]
Одним из самых популярных образов в произведениях американской литературы этого периода является образ Моисея, который предводительствовал в 38-летнем переходе евреев по пустыне из египетского плена на родину. Свое переселение в Новый Свет пуритане воспринимали как освобождение и ассоциировали с великим переходом «сынов Израилевых» через Синайскую пустыню.
Миф о собственной «богоизбранности» и особой исторической «миссии» рождался у различных народов чаще всего в периоды национального унижения как своеобразная психологическая компенсация. Поэтому можно предположить, что в США рождение «богоизбранной американской идеи» возникла как реакция на те унижения, которым первые переселенцы подвергались на родине, на утрату национальной традиции, ее разрыв.
В XVIII в. идея избранности теряет религиозный ореол и приобретает более прагматичный характер. Такой она предстает в знаменитой «Автобиографии» Бенджамина Франклина, стоящего у истоков многих сфер деятельности в американском обществе. У Франклина эта идея сопрягается с образом человека-работника, личности, создавшей саму себя. По-своему эта идея звучит и в Декларации независимости, написанной Томасом Джефферсоном.
В 1823 году, в послании к Конгрессу, президент США Монро провозгласил доктрину Монро, наиболее емко отразившую смысл «избранности» американского народа или «американскую идею», ставшей впоследствии идеологической установкой Соединенных Штатов на протяжении Х1Х - ХХ вв., и плавно перешедшей в ХХ1 век. В геополитической перспективе доктрина Монро превратилась в инструмент завоевания пространства и превращение этого пространства в американскую континентальную империю. Американский политолог К. Колеман замечает, что «политический миф доктрины Монро создавался параллельно с становлением Американской империи...Гегемония, также как и империя, требуют создания легитимирующей мифологии...В процессе завоевания новых имперских пространств мифология утверждаeт: «мы господствуем над тобою поскольку наше господство служит твоим интересам»...В контексте утверждения гегемониального порядка , мифология должна создать веру, что существующие отношения господства и подчинения - естественны и основаны на взаимной выгоде обоих сторон, а те которые в этом сомневаются или совершенно невежествены, или же преступники и грешники»[3]. « Мне известны только две вещи о доктрине Монро: во-первых, никто в Америке среди политиков, с которыми я встречался, не знает, что это такое, а во-вторых, каждый американец, которого я встречал, никогда не согласится, что бы кто-то эту доктрину позволил себе оспаривать...Я прихожу к заключению, что доктрина Монро - не доктрина, а догма, причем не одна догма а две: догма о непогрешимости американского президента и догма невинного зачатия американской внешней политики.»[4].
Принципы организации Большого американского пространства выражены в различных дополнениях к доктрине Монро, начиная с прибавки Олни, создания Панамы и кончая прибавками Платта и Теодора Рузвельта.[5] Это был период, о котором У.А. Уайт писал, что «Когда испанцы сдались на Кубе и позволили нам захватить Пуэрто-Рико и Филиппины, Америка на этом перекрестке свернула на дорогу, ведущая к мировому господству. На земном шаре был посеян американский империализм. Мы были осуждены на новый образ жизни»[6].
Известный американский историк Вальтер Лафебер подчеркивает, что в период от 1895 до 1905 года завершилось юридическое формирование основной доктрины американской гегемонии и организации американского Большого пространства. «Доктрина Монро превратилась в доктрину Рузвельта, которая далеко не являлась лишь очередной прибавкой к доктрине Монро. И с тех пор доктрина Рузвельта превратилась в фундамент политики силы США во всем мире, хотя для целей пропаганды и мистификации истории США по-прежнему ссылаются на доктрину Монро».[7]
Развитие доктрины Монро связано с все увеличивающейся сферой влияния и господства США и территориальной юрисдикции, - сначала на американском континенте, а затем и за его пределами.
Известный американский политический деятель и профессор Гарвардского университета Наум Чомски охарактеризировал доктрину Монро как односторонне провозглашенная США «свободы грабить и эксплуатировать страны Западного полушария».[8]