Исходя из складывающейся новой геополитической ситуации в регионе Персидского залива обстановкой, уместно выделить несколько основных внешних сил, оказывающих наибольшее влияние на положение в Иране.
В целом российско-иранские отношения не являются предметом внутриполитических разногласий в Иране, поскольку прагматически настроенные политики (как реформаторы, так и консерваторы) не ставят под сомнение необходимость развития партнерства с нашей страной. Особую роль играют экономические связи. При их рассмотрении необходимо выделить содействие России в строительстве атомной электростанции в Бушире, вызывающее критику США. Следует заметить, что отказ России от участия в этом строительстве, находящемся под жестким контролем МАГАТЭ, мог бы обернуться усилением тяги Ирана к обладанию ядерным оружием. Российское содействие сдерживает эту тенденцию, демонстрируя возможности для Ирана использовать в своих интересах мирный атом.
Кроме того, развитие отношений с Россией объективно способствует укреплению позиций прагматиков на внутриполитической арене Ирана. Есть несколько примеров того, как заинтересованность в хороших отношениях с Москвой способствовала нейтрализации радикальных исламистских подходов. Это касается и Чечни, и иранского миротворчества в Таджикистане, и нейтрализации (весной 2002 г.) активности «Хезболлы», и недопущения открытия «второго фронта» в разгар палестино-израильского противостояния. Российская дипломатия побудила Иран начать переговоры с МАГАТЭ о присоединении к Дополнительному протоколу о гарантиях, подразумевающему более высокую степень открытости иранской атомной программы для международных инспекций.
Однако жесткая линия администрации Буша в отношении Ирана способствует консолидации власти в руках клерикальных консерваторов. Хотя американский нажим дает возможность прозападным элементам ощущать, что они не одиноки, давление США в целом контрпродуктивно, так как укрепляет силы изоляционизма.
Необходимо особо отметить то влияние, которое оказало и может оказать на внутреннее положение в Иране американское вторжение в Ирак. Сам факт вооруженных действий против Ирака, осуществленных без санкции ООН, однозначно способствует укреплению позиций консерваторов в Иране. Главным негативным результатом этого может стать импульс к созданию ядерного оружия в рамках политики «ядерного сдерживания» США.
В дальнейшем могут возникнуть новые факторы влияния на ситуацию в Иране. В частности, вероятные последствия расшатывания территориальной целостности Ирака при предоставлении иракским шиитам довольно широкой автономии. Гипотетически в этом случае нельзя исключить, что американцы могут начать использовать их против иранских исламистов. В долгосрочной перспективе либерализация в Ираке, если ее удастся достичь, могла бы пойти на пользу иранским реформаторам.
Другим важным фактором воздействия иракской ситуации может стать снижение цен на нефть. Иран остается страной, в значительной мере зависимой от мирового нефтяного рынка. Снижение цен способно вызвать сокращение импорта и промышленного производства, диспропорции на внутреннем рынке, рост инфляции, а обвальное падение цен на нефть может привести к расшатыванию режима. Однако аналитики приходят к выводу, что и в таких условиях консерваторы, скорее всего, тоже обвинят Хатами и его правительство в экономических просчетах и росте социальных проблем.
Подводя итог нашим рассуждением, отметим, что события в регионе Персидского залива развиваются в целом по сценарию США, которые, правда, недооценили фактор национального сопротивления «демократическим реформам» в Ираке и тем самым в очередной раз подставили себя под удар исламских экстремистов. Но логика событий от этого не меняется. Иран – безусловно очередной объект военного вторжения США и начало агрессии лишь вопрос времени. В этих условиях Россия должна приложить максимум дипломатических усилий для стабилизации ситуации в регионе.
Анализ современных геополитических проблем в регионе Персидского залива позволяет нам сделать следующие выводы.
1.Геополитические проблемы стран Персидского залива в значительной мере обусловлены «нефтяным фактором» и территориальными спорами стран региона. Последние являются «питательной» средой для внешнего вторжения под разными предлогами в геополитическое пространство Залива.
2. На сегодняшний день страны «аравийской шестерки» так и не разработали конкретной всеобъемлющей доктрины обеспечения коллективной безопасности, хотя основные подходы к решению данной проблемы были изложены в отдельных официальных документах ССАГПЗ и выступлениях руководящих деятелей организации.
3.Остроту геополитическим проблемам региона придает тот факт, что он находится в сфере стратегических интересов крупнейшей мировой державы, претендующей на монопольное положение в решении вопросов мировой политики, делении государств на «плохие» и «хорошие», где главным критерием выступает лояльность-нелояльность (или готовность-неготовность) к демократическим преобразованиям. Навязывая миру свое «черно-белое» восприятие некоторых стран (называя их «ось зла»), США фактически выступают одним из серьезных дестабилизирующих факторов на авансцене мировой политики. Решение сложных международных вопросов с помощью военного вмешательства свидетельствует, как минимум, о некомпетентности и недальновидности американских политиков, их претензии на мировое господство, что никак не соответствует облику «демократического государства».
4. Роль России в создавшейся ситуации, мягко говоря, озвучена не внятно. Отсутствие принципиальной позиции нашей страны по столь важному вопросу может привести, в случае развития «гражданской войны» в Ираке и начала военной операции против иранского руководства, к полной дестабилизации в регионе и необратимым последствиям для самой России в районе Каспийского моря, Закавказье и Средней Азии.
Александров И. А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. М.: Международные отношения, 2000.
Алиев А.М. Иран vs Ирак: история и современность, М., Изд-во Московского Университета, 2002 г., 768 с.
Аль Хамид Джабайль. США и Персидский залив: способы обеспечения американской гегемонии. - Дубай, 2001.
Аль-Гунайм Я. Ю. Кувейт: ответ захватчикам, М., "М-ОКО", 2001 г., 128 с.
Ас Сакин Камрам. Реконструкция региональных отношений.- Дубай, 2001.
Васильев А.М. Персидский залив в эпицентре бури, М., "Наука", 1983 г., 287 с.
Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века, М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998 г., 412 с.
Ибрагимов С.Д. Ислам и внешняя политика арабских монархий Персидского залива в 80-е гг., М., "Наука", 1991 г. 389 с.
Ивашов Л.Г. Что стоит за планами войны США против Ирака //Журнал теории и практики Евразийства.-2003.-№ 22.
Исса А.С. Вооруженные конфликты в Персидском заливе в 80-х и 90-х годах, М. 1993 г., "Знамя", 325 с.
Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г., в 2-х кн., кн. 2, М., "Международные отношения", 2000 г., 464 с.
Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Иран выходит из изоляции //Иран: ислам и власть. Сб. статей. М., 2001.
Майбах Х. Стратегия конфликта. Лондон, 1999.
Маквайер Ф. Военно-промышленный комплекс стран - участниц ССАГПЗ. Вызовы и ответы. Нью-Йорк, 2001
Мелихов И.А. Арабские монархии Персидского залива на этапе можернизации (70-90-е годы) //Автореферат дисс. док.ист.наук.-М., 2000.
Меллиндер Й. ООН и ее участие в вопросах региональной безопасности. Стокгольм, 2002.
Мюллер Б. Разрешая дилемму безопасности в регионе Персидского залива. - Дубай, 1998.
О долговременной стратегии США в Каспийском регионе и практических шагах по ее реализации. Аналитический доклад.// Евразийский вестник.-2003.- № 22.
Санаи М.. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии. Алматы, 1997.
Современный Иран. Справочник. М., 1993.
Хуторская В.В. Взаимоотношения Исламской Республики Иран и стран Центральной Азии//Иран: Ислам и власть. М., 2001.
Черкасский Я. Региональная безопасность Персидского залива //Белорусский журнал международного права и международных отношений международные отношения.-2002.-№ 4.
Шарипов У.З. Международные отношения в регионе Персидского залива и роль нефтяного фактора (Запад и страны региона).//Автореф. Дисс. док.полит.наук.-М., 1999.
[1] Алиев А.М. Иран vs Ирак: история и современность, М., Изд-во Московского Университета, 2002 г., 768 с.; Аль-Гунайм Я. Ю. Кувейт: ответ захватчикам, М., "М-ОКО", 2001 г., 128 с.; Васильев А.М. Персидский залив в эпицентре бури, М., "Наука", 1983 г., 287 с.; Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века, М., Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998 г., 412 с. ; Ибрагимов С.Д. Ислам и внешняя политика арабских монархий Персидского залива в 80-е гг., М., "Наука", 1991 г. 389 с.; Исса А.С. Вооруженные конфликты в Персидском заливе в 80-х и 90-х годах, М. 1993 г., "Знамя", 325 с.; Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г., в 2-х кн., кн. 2, М., "Международные отношения", 2000 г., 464 с.