Введение
Государство выполняет разнообразные функции и все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции государства, поэтому функции государства и функции государственного управления являются тождественными понятиями.
Многие функции государства постоянны и не зависят от его природы (защита от внешних угроз, принуждение и т.д.). Для ряда других функций государственного управления основой выступает социальная сущность государства, его целевые ориентиры. Они определяют количественный состав функций, их содержание и назначение.
Так, на заре становления капитализма важно было защитить частную собственность. А. Смит, например, необходимость государства связывал с собственностью и его цель видел в том, чтобы охранять имущих от бедняков. На современном этапе государству приходится вмешиваться, чтобы защитить граждан и от эксплуатации собственниками капитала[1].
Изменяются цели государства, система и функции управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других появляется, третьи остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием. Каждую функцию управления можно разложить на множество подфункций, по-своему воздействующих на систему через планирование, организацию дела, регулирование, контроль и другие рычаги. Для реализации функции управления создаются необходимые организационные структуры, которые координируют, согласовывают действия всех подразделений для достижения поставленных целей. Принятые решения в форме нормативных актов, инструкций, приказов доводятся до объектов управления.
1. Процесс государственного управления.
1.1. Функция реформирования общества: исторический экскурс.
Процесс управления не прямолинеен и не одномоментен, на систему воздействует масса актов с различными целями, принципами, программами, поэтому функции управления в различные периоды имеют неодинаковую приоритетность. В специфических условиях России конца XX в. на первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам относятся имеющие системный, структурный и политический характер изменения, осуществляемые государством на основе законов и других нормативных актов. Это переход к более совершенному порядку с помощью механизма государственного управления, самоорганизации и коллективного взаимодействия.
Планы реформирования экономики начали разрабатываться в СССР задолго до 1990-х годов. Одной из первых была предложенная в середине 1950-х годов модель, которая предусматривала вмонтирование в государственный социализм элементов саморегулирующегося рынка.
Совершим небольшой исторический экскурс. По определенным причинам планы реформирования в 1950— 1960-е годы реализовать не удалось. Более или менее успешных других попыток преобразований было немало: создание в короткие сроки мощной химической индустрии, смена приоритетов в области инвестиций, реорганизация административного аппарата и т.д.[2]
Во второй половине 1980-х годов реформы приняли более радикальную форму перестройки не только экономической, но и духовной жизни, что позволило включиться в процесс преобразований самым широким массам, которые начали предъявлять требования к властям. Наибольшей активностью отличались шахтеры.
Обострение социально-политического положения побудило власти ускорить проведение реформ. Наиболее полное их обоснование представляла программа «500 дней», которая содержала механизм преобразования СССР (республики становятся самостоятельными государствами, но сохраняют устоявшиеся экономические связи).
В начале 1990-х годов в России власти получили все возможности для реформирования и взяли курс на слом общественного строя, экономической, социальной и политической систем. Процесс вышел далеко за рамки реформирования, так как затрагивал базисные условия развития общества: идеологию, формы собственности, функции государства, характер политической власти — и должен был обеспечить людям достойную жизнь.
Основными мерами, осуществляемыми в процессе реформирования, являются:
Введение института частной собственности на средства производства, в том числе на землю;
Приватизация государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда;
Предоставление всем предприятиям и гражданам, включая иностранных, свободы экономической, предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической, торговли;
Либерализация цен при государственном регулировании незначительного их перечня;
Реорганизация государственных и сельскохозяйственных предприятий, создание крестьянских (фермерских) хозяйств;
Формирование рыночной инфраструктуры (биржи, банки, учреждения по антимонопольному регулированию, банкротству предприятий);
Утверждение независимости Банка России, введение конвертируемости рубля;
Либерализация личных доходов и расходов;
Введение платности услуг здравоохранения, образования и ряда других учреждений социальной сферы;
Признание политических прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Разработка программ преобразований, законотворчество, являющееся основным методом воздействия на экономику, осуществляются по рекомендациям зарубежных организаций, специалистов, ученых, предлагающих главным образом монетаристские, либеральные механизмы (государство заботится об устойчивости рубля и низкой инфляции, а все остальное делает рынок и т.д.).
Сама по себе идеология либерализма, свободного рынка не лишена положительных качеств хотя бы потому, что в ее основе конкуренция за рост эффективности производства (а не присвоения чужого), повышение ответственности за использование ресурсов, взятых обязательств. С либеральной точки зрения экономику движет конкуренция, каждый при равных возможностях добивается всего трудом и талантом, в этом случае неравенство результатов признается справедливым. Но все зависит от того, как либерализм реализуется на практике и реализуется ли вообще То; что провозглашается, учитываются ли особенности страны. Всякие модели работают только в адекватных им условиях. Например, о либерализме нельзя вести речь, если непосильны для производителя налоги, олигархи душат конкуренцию, процветает коррупция, отсутствует социальное партнерство, не работает судебная система, если проблемы рассматриваются под углом зрения борьбы демократии с коммунизмом, рыночной экономики с командно-административным управлением, добра и зла.
Монетаризм не плох и не хорош; он приносит результаты при неизменных, фиксированных, а не трансформируемых институтах, когда может стать орудием разрушения финансовой системы. Частная собственность априори не лучше и не хуже государственной, и проблема не в том, как последнюю разделить на части, а в том, чтобы иметь процедуру перехода собственности любого типа от менее эффективных к более эффективным владельцам.
В результате реформ страна отказалась от коммунистической идеологии и практики, реабилитировала церковь и традиции русской государственности. Однако вместе с этими достижениями нанесен ущерб основам общественной жизни: производству, технологии, транспорту, финансам, образованию и многому другому. Экономические потери превышают ущерб от Великой Отечественной войны.
Ухудшение на первом этапе реформ в какой-то мере закономерно, так как; устойчивость системы нарушается из-за несинхронного преобразования отдельных элементов. И чем более она развита, тем ухудшение заметнее. Длительность первого этапа во многом определяется скоростью преобразований, мощью воздействия политического курса. Чем медленнее протекают процессы, тем консервативнее ведет себя реформируемая система. В этот период требуется согласованность действий, но если государственная бюрократия не обеспечивает необходимую централизацию и пускает дело на самотек, то реформа останавливается на первом этапе и страна погружается в продолжительный кризис. Выход из него потребует политического согласия в обществе, а также дополнительных усилий и жертв. Это самый опасный момент реформирования. В конечном счете он может завершиться или достижением устойчивого равновесия на качественно ином уровне, или реставрацией, если нижний пик наступает раньше, чем начинает спадать максимум сопротивления.
Сейчас наступило время для критического анализа сделанного, выводов и корректировок курса, с чем согласны все слои общества, но по-разному представляющие необходимые изменения. Выделяются такие направления:
1. Активизация либеральных реформ, но под опекой сильного государства.
2. Сужение сферы либерализма, вместо «невидимой руки рынка» его государственное регулирование.
3. Либерализм оставить как ценность, но очистить от безнравственности воплощения.
Все направления признают необходимость корректировки экономического курса в пределах конституционного строя, его базовых основ: частная собственность, предпринимательство, свободное перемещение товаров.
Авторитетные ученые и эксперты никогда не утверждали, что экономическая социалистическая система неэффективна по сравнению с капитализмом. Причины ее кризиса видели в гонке вооружений, переориентировавшей на себя почти 70 % промышленности, и в изъянах политической системы. Централизованное плановое управление, по их мнению, объективно необходимо, оно закономерно. Фундаментальную значимость дилеммы «план — рынок» американский экономист В. Леонтьев образно выразил так: «Рынок и частная инициатива — это ветер в парусах, а план — руль, направляющий корабль к цели».
Сочетание рынка и плана балансирует составные части системы. При этом она не нарушается при смене власти. Более левые, приходя к власти, уже не национализируют все подряд, перераспределяют не собственность, а доходы.