И, наконец, главное. Наши географические реалии заставляют нас охранять протяженную границу. Это вынуждает иметь сильную дееспособную армию. Последнее в сочетании с огромными расстояниями приводит к необходимости иметь сильную государственную власть. В условиях кризиса она неизбежно сосредотачивается в одних руках. Царя, генсека, президента. Это объективная необходимость. Она не зависит от персоналий или политических симпатий. Эту тенденцию мы видим и сейчас.
По-видимому, из этих фактов следует сделать два важных вывода, касающихся, тех кто присутствует в этом зале. В нынешних условиях, когда говорим о чрезвычайных ситуациях.
Поэтому правильнее говорить о кризисных ситуациях и об управлении рисками этих ситуации. Те, методы, подходы, схемы управления, стратегии применимы к гораздо более широкому множеству угроз и опасностей, чем те, которые порождены стихийными бедствиями и технологическими авариями. Речь идет о широком круге проблем, входящих в понятие национальной безопасности.
Второе. Чтобы ликвидировать такие кризисы как в Приморье, в конкретных условиях сегодняшней реальности действовать надо не от имени министра, как бы хорош и энергичен он не был, а от имени Президента России. Пора понять, что МЧС сегодня это не рядовое министерство, одно из многих, а надежда, если хотите единственный для многих шанс.
Поэтому разумно было бы несколько расширить круг полномочий вашей структуры и подвести ее ближе к администрации Президента.
В данном случае я имею в виду не администрацию Президента, которая досталась ему по наследству, а ту, которая у него будет. Ведь когда Президент говорит, что нет у России другой альтернативы другого выбора как быть великой державой или погибнуть.
Это, возможно, когда Президент сам будет отвечать этим требованиям, а это невозможно без соответствующей команды, команды состоящих из преданных государству и Президенту умных деловых и главное чистоплотных граждан России. Подчеркиваю граждан России не связанных ни с олигархами, ни с криминальным бизнесом. Ведь только с такой командой он сможет, наконец, утвердить у нас в России верховенство Закона. И мы надеемся, что не будет в самое ближайшее время и помысла о государственном хищении, неважно, что это – деньги международных банков РАО ЕЭС, кредиты или природные ресурсы и технологии, где правовое государство будет означать для всех нас не набор слов, а уверенность в завтрашнем дне.