Вернёмся к теме.
Недавно, в Брюсселе, на саммите глав стран-членов Евросоюза был утвержден целый ряд мер по обеспечению европейской безопасности. В частности, был учрежден пост координатора антитеррористической деятельности. Им назначен голландский политик Жиз де Ври.
Представители 25 нынешних и будущих членов ЕС приняли ряд мер, направленных на объединение усилий по борьбе с террором. Среди них - введение уже утвержденных, вроде единого ордера на арест, унификации наказаний за связанные с терроризмом преступления и блокировки счетов, принадлежащих преступным группировкам. Также принято решение о сохранении всей телекоммуникационной информации, включая записи разговоров владельцев сотовых телефонов, в течение определенного периода времени - с тем, чтобы позволить разведслужбам при необходимости отслеживать подозрительные звонки. Помимо этого будет усилена охрана европейских портов.
Тем не менее, полной интеграции в борьбе с террором мешает ряд моментов. По мнению наблюдателей, больших усилий будет стоить убедить европейские страны делиться секретной информацией. Также есть разница в подходе разных стран к ответу на терракты, совершенные исламскими террористами. Нет определенного решения и по вопросу о взаимодействии с растущей европейской мусульманской диаспорой. Ответственный за международную политику ЕС Хавьер Солана еще перед саммитом заявлял, что большего внимания требуют факторы, ведущие к терроризму.
В общем, никаких конкретных предложений по способам самой борьбы, лишь меры защиты и предупреждения новых террактов.
Если сфокусировать внимание (для упрощения задачи) только на России, то можно выдвинуть несколько вариантов решений проблемы законодательным путём.
· можно вернуть смертную казнь.
· можно бороться с террористами путём возобновления коллективной ответственности (угрожать убить их бабушек, мам и т.д.)
· предоставить сотрудникам спецслужб право тайно ликвидировать террористов без суда и следствия, как в Израиле.
В принципе, все эти варианты заведомо проигрышные. В первом случае – террористы и так постоянно подвергают свою жизнь опасности, причём умышленно. Наказание в виде смертной казни заставит их бороться ещё с большей яростью – для них будет лучше умереть в борьбе, чем от руки палача.
Второй случай тоже абсурден, так как смертникам шахидам в принципе всё равно, что будет с их родственниками, часто именно они же их и продают тысячи за две (Сразу трёх зайцев убивают: избавляются от лишнего «рта», деньги получают, возможно и Аллаху угодное дело совершают). Им главное задачу выполнить, чтобы побыстрее к Аллаху попасть.
Ну а о третьем варианте в нашей великой державе лучше и не говорить. Все вокруг коррумпированы – дай им власть распоряжаться судьбами на своё усмотрение – в стране никого вовсе не останется. Ни в одной стране, нет такого, чтобы, среднестатистические, не обладающие особой гениальностью, подростки мечтали работать в ГАИ, стоять с палкой у дороги и собирать с проезжающих деньги. В стране слишком велик процент подобно мыслящего населения. И, если уж, им посчастливилось получить форму и работать где-нибудь в ЧОПе, эти люди, непременно пытаются использовать ту малую толику «власти» во вред тем, кто слаб и не защищён, самоутверждаться и зарабатывать на этом дополнительные к зарплате по сути дела копейки.
Рассматривать особенности правового регулирования борьбы с терроризмом можно очень долго. Намного проще будет сразу отметить, что как такового единого или общепринятого законодательного подхода нет. Существующие законодательные подходы весьма противоречивы, именно из-за того, что ещё не решён вопрос о том, как именно определять в законодательстве терроризм, конкретно или обобщённо. Эта неопределённость приводит к тому, что некоторые криминальные преступления могут быть отнесены к преступлениям террористической направленности, а большая часть преступных деяний, имеющих чёткую террористическую направленность (которые принято именовать проявлениями криминального терроризма) не попадают под признаки терроризма и квалифицируются как иные составы преступления.
Почему-то на ум приходит поговорка: «в споре глупее тот, кто умнее». Пока цивилизованные страны хватаются за голову, пытаются решить Гамлетовский вопрос «идти на переговоры с террористами или нет?», постоянно рассуждая о негуманных действиях этих террористов – сами террористы времени зря не теряют. Привычка убивать превратилась в один из видов современного бизнеса и политики. Чем-то напоминает древний Рим. Их тоже варвары разгромили, пока мудрецы и политики спорили о гуманности, наслаждались идеей о своей непобедимости, и не желали даже в мыслях допустить подобный исход. Явно недооценили врага, вернее не хотели этого делать.
Вся история, как мне видится, развивается по спирали. Все вращается вокруг определённой оси, а на конкретных точках события имеют схожую последовательность. Словарный запас непрерывно растёт, и один и тот же процесс носит кучу разных названий, не меняя своей сути. Древний Рим, Древняя Русь, XXI век…..Явно просматривается закономерность. Ошибки одни и те же. Можно последовать примеру предков и повторить ход истории, можно всё разбомбить и её закончить, а можно попытаться найти то необходимое решение, которое требуется (и так часто требовалось) принять, чтобы сдвинуть жизнь с этой спирали. Напоминает процесс обучения ребёнка-дауна . Учишь его год – затем экзамен, он проваливается, учишь другой по той же программе, только выбирая другие слова – на экзамене проваливается, опять та же программа и следующий провал и так до тех пор пока он не усвоит таки программу, не сделает выводы из пройденного материала и не сдаст необходимый экзамен, перейдя тем самым на следующий уровень.
Все ужасаются действиями исламских террористов, но не так много говорится о схожести действий цивилизованных стран в отношении других государств. За последние несколько лет произошло очень много того, что с успехом можно отнести в разряд узаконенного терроризма. В обоих случаях гибнут люди, только вина за их гибель и злость обращаются всегда на аморфное существо «терроризм», а видимые личности остаются в «белом фраке». Если уж наводить порядок, то делать это надо честно и повсеместно, дурной пример – он, ведь заразителен, к тому же приносит реальный наглядный результат.
Таблица №1. Обобщенные типовые характеристики террористических действий
Субъекты террористических действий. | Средства, используемые для проведения террористических актов | Объекты воздействия. |
Убийцы одиночкиПреступные сообществаЭтнические кланыРелигиозные сектыЭкстремистские полит. объединенияСпециальные службы государствМеждународные террор. организации | Холодное оружиеОгнестрельное оружиеВзрывчатые веществаОтравляющие веществаБиологические агентыРадиоактивные веществаЯдерные зарядыИзлучатели электромагн. импульсов | Физические лицаТранспортные средстваОбщественные и жилые зданияПромышленно опасные объектыСистемы связи и управленияМагистральные трубопроводыПродукты питания, напитки |
Приложение № 2.
1. Аксьон Директ (Франция)
2. аль-Гамаа аль-Исламийя
3. аль-Джихад (Египет)
4. аль-Кайда (Афганистан)
5. аль-Киям
6. Ананд Марг (Индия)
7. Арийская республиканская армия (США)
8. Армия освобождения Косово (Югославия)
9. Армянская революционная Армия
10. Армянская секретная армия освобождения Армении
11. Ассоциация Братьев-Мусульман (Египет)
12. Ассоциация Братье-Мусульман (Сирия)
13. Ассоциация обороны Ольстера (Северная Ирландия)
14. ат-Такфир ва-ль-Хиджра (Египет)
15. Аум Синрикё (Япония)
16. Белорусская освободительная Армия
17. Вооружённая исламская группа (Алжир)
18. Вооружённые силы национального освобождения (Пуэрто-Рико)
19. Вооружённые силы национального сопротивления (Сальвадор)
20. Гражданская Милиция (США)
21. Группа Абу Сайяфа (Филиппины)
22. Группа Джухаймана аль-Отейби
23. Гунуд Аллах (Египет)
24. Движение Насилия Против Абортов (США)
25. Движение национального Освобождения Палестины
26. Демократический фронт Освобождения Палестины
27. Джамаат ул-Фукра (США - Пакистан)
28. Добровольческие Силы Лоялистов (Северная Ирландия)
29. Ирландская Армия Национального Освобождения
30. Ирландская армия Продолжения (Великобритания)
31. Ирландская Республиканская Армия
32. Ирландская Республиканская Армия Временная
33. Исламский Джихад Палестины
34. Исламское Движение Узбекистана
35. Ках и Кахане Хай (Израиль)
36. Командо Джихад (Индонезия)
37. Красная Армия Японии
38. Красные Бригады (Италия)
39. Ку-Клукс-Клан (США)
40. Муназзамат ат-тахрир аль-Исламий (Египет)
41. Народный фронт освобождения Палестины
42. Национальная армия освобождения (Колумбия)
43. Национальная освободительная армия (Боливия)
44. Национальное революционное единство Гватемалы
45. Национальный освободительный фронт имени Фарабундо Марти (Сальвадор)