АЛЕКСАНДР ИОИЛЬЕВИЧ ОГОРОДНИКОВ
председатель Координационного политического совета Христианско-демократического Союза России
Александр Иоильевич Огородников родился 26 мая 1950 года в маленьком провинциальном городе Чистополе, располагавшемся в пределах Татарской автономной советской социалистической республики. Ничем Чистополь не выделялся среди других татарских городков, но всесоюзную известность все же приобрел - после перевода в него знаменитого Владимирского централа. Через чистопольскую политическую тюрьму прошли многие герои будущих книг и фильмов о "злодейском красном режиме и борцах с ним".
Покойный Анатолий Левитин-Краснов, религиозный деятель, диссидент и "сиделец", писал в 1986 году: "Саша родился в семье провинциального коммуниста, мелкого служащего. Предки его, все без исключения, - русские крестьяне, от которых он унаследовал не только чисто русскую фамилию, но и чисто русский национальный тип. Саша Огородников очень ярко воплощает национальные черты. Одаренный мальчик, он с детских лет отличался любознательностью и редкими способностями. В то же время скромный и воспитанный. Не тем воспитанием, которое раньше давалось в дворянских семьях, а тем добрым русским воспитанием, которым спокон века славились русские крестьянские семьи, где ребят по головкам не гладили, а приучали их к труду и прививали им честность и моральную опрятность".
По причине тяжелой болезни Александр большую часть школьных лет провел дома за книгами, сдавая экзамены экстерном. Чтение подростка было ограничено известным ассортиментом литературных и философских произведений и не удивительно, что к юношескому возрасту естественные романтические и патриотические идеалы улеглись в героико-комсомольское русло. Завершилась эпоха комсомольского романтизма: "Бригантины" и ЛЭП-500.
В 1967 году он поступает в Уральский часовой завод токарем, но большую часть времени отдает общественной работе и спорту. Читает лекции о международном положении в обществе слепых и усиленно занимается боксом вместе со своим младшим братом Борисом, ставшим впоследствии иеромонахом Псково-Печерской лавры отцом Рафаилом и погибшем в 1989 году в автомобильной катастрофе при запутанных обстоятельствах.
Работая на заводе, Александр впервые проявляет свои организационные способности. Он создает Боевую комсомольскую дружину по борьбе с преступностью (БКД). Как и во многих провинциальных городах в Чистополе процветал бандитизм. Город был поделен на сферы влияния и не прекращающаяся война между улицами и районами втягивала в свой уголовный мир молодежь и терроризировала город. Милиция не могла справиться с этим, и тогда Огородников сформировал БКД. Существовали дружинники независимо от милиции, к которой высказывали нескрываемое презрение за ее беспомощность, а действовали по принципу "клин клином вышибают". Приходили, к примеру, на танцплощадку, традиционное место сбора шпаны, отлавливали провинившихся и жестоко избивали в воспитательных целях. Чистопольские "короли" приняли вызов и в течение двух лет между ними и БКД шла настоящая война (со смертельными случаями с обеих сторон), закончившаяся полной победой комсомольцев.
С этой победой к Огородникову пришла первая слава. О нем и его дружине написала "Комсомолка" и вскоре в городском военкомате пожилой седой человек предложил Александру поехать учиться в Москву в некое закрытое учебное заведение и получить на выбор диплом любого престижного вуза столицы. Но пламенному комсомольцу была уготована иная судьба. Он отказывается от крыжащего голову предложения и поступает на философский факультет Уральского университета в Свердловске. За год Огородников меняет мировоззрение на сто восемьдесят градусов: отращивает длинные волосы и критически отзывается о существующем строе. "За поведение несовместимое со званием комсомольца и студента" его отчисляют из университета, и он отправляется в Москву, где поступает на сценарно-киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Происходит это в 1971 году. Наступала эпоха джинсов и рок-оперы "Иисус Христос - супер-стар". Александр гармонично вписывается в этот стиль: он путешествует автостопом, не пропускает знаменитые летние прибалтийские "съезды" советских хиппи. При этом он умудряется учиться практически на одни пятерки. Круг его общения невероятно широк: наркоманы, диссиденты, художественная богема. Но движение хиппи безусловно оказало на Огородникова самое большое влияние. Он был человеком "системы". Проблемы духовных исканий молодежи, а следовательно его собственные проблемы, стали темой его курсовой работы и задуманного документального фильма. Разумеется, сделать подобный фильм при Герасимове было невозможно и идея не была воплощена. Весной 1973 г. Огородникова исключают из института, фальсифицируя академическую задолженность. Период студенчества заканчивается сложившимся человеком, с устоявшимися позициями и убеждениями, Огородников выходит в жизнь. Именно в эти годы он пришел к вере. Романтические и патриотические идеалы юности нашли свою форму. Он становится православным русским патриотом (используя этот термин не в современном понимании). Именно эту форму он выбрал для противостояния атеистическому режиму. При этом "хиппи в душе" он оставался открытым для всех и не замыкался ни в религиозном, ни в национальном отчуждении. Широко распростертые руки и возглас "Я люблю вас всех!" - таким вспоминают его старые знакомые. Сам себя он любил называть "православным отребьем" или "вечно оглашенным".
С этого времени начинается его активная общественная деятельность. Экстравертный характер, обаяние, хиппианское понятие дружбы и христианское мироощущение притягивали людей в его дворницкую при туберкулезном диспансере на проспекте Мира, куда он устроился в поисках жилья и заработка. Тогда же он знакомится с ленинградским филологом, сотрудником Библиотеки АН СССР Владимиром Порешем, с которым его судьба связала на многие годы и рядом с которым он сделал свою головокружительную диссидентскую карьеру. Интересна их первая встреча, описание которой во многом характеризует Огородникова того периода. Владимир Пореш стоит на Невском проспекте. Борода, джинсы, длинные волосы. Подходит Огородников. Борода, джинсы, очень длинные волосы, и в лоб: "Вы антисоветчик?" - "Да",- отвечает, слегка опешив, Пореш незнакомцу. "Тогда можно у вас переночевать?" 1973 год.
К середине семидесятых годов в религиозной жизни страны было заметно явное оживление, которое на фоне тотального атеизма воспринималось как духовный ренессанс. В столичных храмах стала появляться интеллигенция. Самиздат пополнился религиозной философской и богословской литературой. Появилась самиздатская религиозная публицистика, сопровождающаяся обязательной полемикой. Фигуры Карелина, Шиманова, Краснова, Бородина, Дудко, Якунина, Светлова, Регельсона, Осипова, Желудкова, Эшлимана приобрели известность, их влияние на молодежь усиливалось. С большинством из них молодой Огородников общался, набираясь опыта и знаний. В августе 1976 года известный сотрудник госбезопасности, курировавший религиозную диссидентуру, Андрей Шилкин, по словам Александра, допрашивая в очередной раз, кричал: "Нам нужна ваша откровенность! Кто ваши знакомые? Мы их знаем! Вот ваши друзья - Глебушка и Левушка! Что вас с ними связывает?"
Глебушка и Левушка - это Якунин и Регельсон, с которыми его связывали общие общественнорелигиозные интересы. Но одно из самых сильных воздействий на Огородникова оказал его духовник - отец Дмитрий Дудко. В его окружении он обрел и своих наиболее близких друзей и единомышленников. Вот что писал Огородников об отце Дмитрии Дудко: "Наши проблемы не поднимаются ни на проповедях, ни на страницах единственного церковного журнала. Одно из крайне немногочисленных исключений составляет наш гонимый пастырь о. Дмитрий Дудко, яркий вдохновенный пример современного священника".
О чем тогда писал Огородников? В первую очередь о проблемах молодых православных неофитов. В конце 1973 года он загорелся идеей составить сборник свидетельств "Как я пришел к вере", для того, чтобы, с одной стороны, обобщить имеющийся опыт и осмыслить его, с другой - чтобы заявить всему миру о надвигающемся религиозном возрождении России.Десятки людей согласились дать материал для этого сборника, но работа так и не была завершена. Огородникова уже обуревают новые идеи, он спешит, бросая не доведенные до конца старые дела. Эту особенность его натуры отмечали многие: он - мощный генератор идей, далеко не всегда способный их реализовать. зато он умело подбирает самых подходящих людей для воплощения своих идей. Причем тот, кто продолжал самостоятельно реализовывать его начинания, становился его злейшим врагом.
Одна из центральных идей Огородникова того периода - воцерковление ВСЕЙ окружающей жизни. Деятельность Огородникова, его связи с диссидентами и иностранными корреспондентами не могли остаться без внимания, со стороны КГБ опека усиливалась с каждым днем.
Бойцовские качества Огородникова требовали постоянной борьбы, его личное противостояние КГБ всегда занимало его так же сильно6 как и собственно религиозные искания. Слежка, вызовы в ГБ, псевдонимы (например - "Агафангел"), шифрованная запись телефонных номеров, обыски - все это было его жизнью, увлекало и вдохновляло. Он удирал от "хвоста", прыгал с третьего этажа. Его ловили, отвозили за город и бросали ночью в лесу (очень похоже на историю с Анпиловым весной 93-го). Однажды - фантастическая дерзость! он даже избил агента, следившего за ним. Огородников откровенно дразнил своих противников, провоцируя свою посадку.
В 1974 году Огородников вместе с Владимиром Порешем основывает религиозно-философский семинар для изучения богословской и философской мысли. За этим кружком впоследствии закрепилось название "семинар Огородникова", а сами участники называли его просто "семинаром", а себя "семинаристами". Семинар существенно отличался от других подобных начинаний в Москве и Ленинграде тем, что не уходил от политики и часто выступал с открытыми письмами в защиту церкви и ее отдельных гонимых членов, составляя конкуренцию якунинскому Комитету защиты прав верующих. С другой стороны, семинаристы, озабоченные проблемами восстановления приходской жизни, пытались в себе воплотить принципы общинного общежития, для чего после нескольких лет собраний по квартирам купили с помощью почаевских монахов дом на станции Редкино в Калининской области. Не реже одного раза в месяц все члены семинара (числом около тридцати) съезжались из разных городов (из Москвы, Ленинграда, Уфы, Смоленска, Минска, Гродно и Львова) в Редкино на свои собрания. многие жили в этом доме, принадлежавшем некогда русскому художнику Творожникову, о чем говорила мемориальная доска на бревенчатой стене. Александр, склонный к романтической гиперболе, мечтал водрузить на коньке трехцветный флаг, развести в саду павлинов и утвердить в Редкино 15 соток свободной России.