Смекни!
smekni.com

Александр Руцкой (стр. 6 из 10)

Главное же, по Руцкому, - государственное регулирование при переходе к рынку: "Отдать же судьбы решения этих проблем только рынку, полагать, что он автоматически приведет нас к желаемому результату, - значит уподобиться знаменитому гоголевскому смотрителю богоугодных заведений, который избрал метод лечения больных, сводившийся к постулату: "Если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет".

Замирение

Демократическая пресса восприняла програмное выступление вице-президента в газете "Правда" резко отрицательно. Партия Руцкого, с октября 1991 г. переименованная в Народную партию "Свободная Россия", отказалась участовать в Конгрессе.

Чтобы не создавать из своего подчиненного мученика, Борис Николаевич совершает единственный в этой ситуации верный поступок. 12 февраля, после длительной разлуки, Президент и вице-президент встретились. Во время двухчасового разговора Руцкой поставил ультиматум: "Если мне не доверяют, я уйду". Ельцин, считавший, что своего противника следует держать при себе, уверил Александра Владимировича в доверии, и окрыленный "вице" произнес свое крылатое: "Я буду с Вами до конца!"

Коллеги скрепили примирение, по словам Руцкого, "крепким рукопожатием" и договорились встречаться еженедельно.

Ельцин тут же дал указание "максимально загрузить вице-президента" и поручил ему проводить аграрную реформу (якобы даже по просьбе самого Руцкого). Чтобы реформатор не отвлекался, он должен был каждые 2 недели докладывать о ходе работы лично Ельцину, а каждые 2 месяца - Верховному Совету. Депутатам, встретившим это известие смехом, "коварный Президент", вспоминавший при этом, безусловно, судьбу Егора Лигачева, поднимавшего сельское хозяйство во времена СССР, сказал: "Давайте вместе будем уже строго контролировать и спрашивать с вице-президента за конкретную работу и итоги этой работы".

Другого способа "отделаться" от соперника у Ельцина не было: Закон о Президенте РСФСР, составленный Шахраем, не предусматривал устранение от должности вице-президента (ни по болезни, ни после совершения преступлений).

"Руцкой - это Столыпин сегодня"

Поручив Руцкому поднять сельское хозяйство, Президент Ельцин тем не менее не предоставил ему определенных полномочий (и по крайней мере до ноября 1992 г. "Правительство не выдавало ни рубля для предлагаемой мной программы", - жаловался вице-президент).

Безуспешно прождав 2 месяца, Александр Владимирович начал действовать самостоятельно. По мистической случайности в Кремле (куда для примирения все же перевели Руцкого) он занял кабинет (N 49) премьер-министра России Петра Аркадьевича Столыпина, своего кумира (Лаврентий Берия и Геннадий Янаев, не любимые Александром Владимировичем, но все же работавшие в этом кабинете, вспоминались Руцким редко).

Исходя из своего любимого тезиса: "Первый долг для нас - долг самопознания, упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого". Александр Владимирович, следуя лучшим традициям, написал книгу "Аграрная реформа в России". Книга получилась солидная, со множеством таблиц и диаграмм. "Я изучил земельную реформу в нашей стране со времен отмены крепостного права - с 1861 года, - говорил вице-президент.- Накопил груды конспектов, рукописей. И члены созданного мною Совета земельной агропромышленной реформы сказали: надо всем этим распорядиться с пользой для дела. Так и появился замысел книги".

Книга начиналась со слов: "Я никогда не занимался сельским хозяйством и не собирался это делать, а вот пришлось".

Тем не менее книге дали положительный отзыв такие люди, как бывший президент США Ричард Никсон и премьер-министр Испании Гонсалес. "Я, - сказал американец,- прочитал вашу книгу и не поверил, что вы военный летчик. Специально пришел посмотреть на вас. То, что вы задумали, замечательно, я вам намерен помогать".

Как и вообще в экономике, по мнению вице-президента, "сельскохозяйственной отраслью должны управлять не административные структуры и Советы, а финансы: государственно-коммерческие банки со смешанным и частным капиталом". Для этого Руцкой поставил задачу по разработке документов по Земельному банку. Подписание указа об их создании Руцкой ждал еще летом, но так и не дождался. По мнению вице-президента, банки должны были торговать сертификатами на право пользавания землей. Для этого же командой разрабатывался Земельный кадастр и система оценки земли. Несомненно, с подачи вице-президента Правительство создало Федеральный центр земельной и агропромышленной реформы. Неправительственную организацию, при которой должен был появиться Совет земельной и агропромышленной реформы, первоначальная цель которого - ревизия действующего законодательства о земле и разработка концепции и программы действий в области аграрной реформы. В Центр должны были войти также Международный финансовый фонд, "который формировал бы в отношении России кредитно-инвестиционную политику зарубежных государств, их частных и коммерческих структур", Международная ассоциация корпораций, Фонд поддержки предпринимательства в сфере производства и сельского хозяйства.

Главное, считал Руцкой, что следует помнить при реформировании: "России на нынешнем этапе не нужны революции, нужна эволюция сознания человека, а эта эволюция происходит не на митингах и референдумах". Руцкой выступал за совместное использование в сельском хозяйстве частной, коллективной и государственной собственности. Он предостерегал: "Начавшаяся после второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР земельная реформа оказалась буквально торпедирована постановлениями исполнительных органов. Существованию колхозов и совхозов был определен всего шестимесячный срок, после чего они должны превратиться в ассоциации, акционерные общества, фермерские хозяйства. "Столыпинской коллективизации" и не снились такие ударные темпы... А кто-нибудь считал, чем будем кормить государство... после фактического развала колозов и совхозов? Ведь нормальное фермерское хозяйство становится на ноги за 2-3 года."

Руцкой занимался и практической деятельностью: он собирает сведения о незавершенных объектах строительства на селе и ищет западных инвесторов на каждый из них. Так он активно внедряет испанские фирмы по переработке и производству мяса в Псковскую область. Изучает цифры сохранности сельхозпродуктов в разных регионах. Именно Руцкой смог внедрить комплексы безотходной переработки сахара в Курской, Воронежской и Ростовской областях с помощью израильских и английской фирм, мясомолочный комплекс в Борисоглебском районе Воронежской области совместно с израильтянами.

Он создает оперативные "группы по наблюдению и контролю за ходом уборки", "собирающие данные на каждый день". Современный Давыдов пытался все прощупать своими руками, он, по словам очевидцев, умудрялся даже сельхозмашины раскручивать и собирать, чтобы понять, как они работают.

Но, видно, не очень-то это было нужно...

Политические будни

Отвлечь Руцкого от политики, заняв его реформированием сельского хозяйства не удалось. И между встречами с фермерами, с председателями колхозов и многочисленными поездками в сельскохозяйственные районы Руцкой делает громкие политические заявления. Так, 21 февраля он потребовал прекратить следствие по делу ГКЧП и освободить подследственных: "Лично я считаю, что надо заканчивать со всем этим. Я не кровожадный и не мстительный человек".

В это же время создается дуэт, которому суждено было иметь немаловажное значение в дальнейшем. В середине марта 1992 г. на Конференции общественных сил России, организаванной двумя самыми крупными политическими силами - Демократической партией России (ДПР) Николая Травкина и Народной партией "Свободная Россия" Александра Руцкого заключается соглашение о межпартийном сотрудничестве. Причем на пресс-конференции председатель ДПР Травкин предложил даже слияние партий, и Руцкой с этим согласился. Было объявлено о "начале консолидации центристских сил, которые составят "демократическую оппозицию демократическому правительству". Это событие ознаменовало отход Александра Владимировича от "патриотов". Одновременно Руцким было сделано серьезное предупреждание противникам (в зале сидел среди гостей Егор Гайдар).

Середина апреля принесла аграрному реформатору разочарования. 15 апреля, после публикации статьи о стратегии преобразований в сельском хозяйстве, он пригласил депутатов-аграриев и всех желающих участников VI Съезда народных депутатов обсудить эту публикацию, но пришло лишь 5_человек. Через несколько дней на съезде лобби агропромышленников провалило поправки к Конституции, санкционирующие продажу земли тем, кто на ней работает или хотел бы работать. "Я не понимаю, с чем депутаты вернутся к народу? - сокрушался Руцкой. - Я поражен тем, как твердолобость, господство коммунистически-феодальных взглядов не позволяет осознать, что земля должна принадлежать человеку... Реформаторский потенциал съезда на нуле."

Тем не менее Александр Владимирович не опускал рук. В мае он посетил Израиль и Египет, Ростовскую и Курскую области. В Израиле он подписывает с премьер-министром меморандум о сотрудничестве в области сельского хозяйства и аграрной промышленности, а в Каире - соглашение о сотрудничестве в области новых технологий. В российских областях он вместе с израильскими экспертами-аграриями создает акционерную российско-израильскую агрокорпорацию, некий крупный казацкий кибуц.