"Память", по его словам, была до поры до времени "скромной нафталиновой организацией, которая посвящала себя доброму делу восстановления различных памятников старины. Пока мы с лопатами, ломами и носилками занимались восстановлением одного памятника, двадцать других в это время разрушалось. В один прекрасный день нам это надоело. Возникла необходимость понять, что же такое происходит в нашей стране...".
6 мая 1987 г., в день Святого Георгия Победоносца "Память" первой из нарождавшихся "неформальных" политических групп провела в Москве несанкционированную демонстрацию с требованием прекратить работы по сооружению монумента Победы на Поклонной горе, поставить на ней памятник по проекту члена "Памяти" В.Клыкова и, наконец, предоставить "Памяти" официальный статус. Демонстрация имела широкий резонанс, поскольку некоторых ее участиков принял первый секретарь МГК КПСС Б.Н.Ельцин, чутко прислушивавшийся к чаяниям народным, сходу заявивший аплодировавшим ему (в их числе был и Васильев): "Вот, опять аплодисменты! Давайте отвыкать от "вождизма". Вы просили встречи - и я приехал. Чтобы говорить на равных". Первый секретарь пообещал сократить приток в Москву лимитчиков, разобраться с прохождением писем, бороться с бюрократическим аппаратом, активизировать борьбу с пьянством, а о регистрации общества "Память" - подумать. (К слову сказать, НПФ "Память" и по сей день не зарегистрирован.) "Как говорится, до новых встреч!" - сказал на прощание первый секретарь, а освещавший встречу корреспондент "Московских новостей" добавил пророчески от себя: "Когда и по какому поводу будут эти встречи - гадать не стоит. Жизнь подскажет. Та самая жизнь, которая требует искать нестандартные подходы для решения неотложных задач".
В конце 1987 г. Васильев, по мнению некоторых его соратников, стал проявлять "диктаторский стиль руководства", взял курс на конфронтацию с властями, перешел с позиции "беспартийного большевика" на позиции монархические. Окончательный разрыв между соратниками назрел в тот момент, когда группа И.Сычева без ведома Васильева решила установить в селе Радонеж памятник Преподобному Сергию работы Клыкова.
Недовольство друг другом перешло в раскол, в результате которого в мае 1988 г. образовались Патриотический союз "Россия" (И.Сычев), Русский культурный центр (Т.Пономарева) и НПФ "Память" с Васильевым фактически во главе. Не успело отгреметь эхо этих битв, как в "Памяти" произошел еще один раскол, связанный с именем Н.Филимонова, группа которого в октябре 1988 г. сумела под шумок даже исключить самого Дмитрия Дмитриевича из рядов Национально-патриотического фронта. В ответ на эти происки Центральный Совет НПФ "Память" 3 ноября 1988 г. принял обращение "Авторитет вождя" с призывом сплотиться вокруг "ВОЖДЯ-ОТЦА" Д.Васильева. В документе объявлялось, что по рекомендации Иоакима Андреева Васильев избран главой "Памяти", перечислялись его заслуги в деле торения путей "к открытому политическому самовыражению народа", в деле наглядной демонстрации "реальной угрозы мирового сионизма", во вскрывании "механизма разжигания национальной вражды и антисемитизма, которым пользуется руководимая сионистами пресса Востока и Запада". Досталось, разумеется, "суррогатам "Памяти", "марионеточным руководителям несуществующих "патриотических движений", в число которых попали "П-1,5" братьев Поповых, "П-2" Сычева и Пономаревой, "П-3" Риверова и Лысенко в Ленинграде и "психиатрическая" "П-4" доктора-психиатра Филимонова". "Сколько их, подсадных уток еще будет?" - патетически вопрошало обращение. Отношение самого Васильева к "разрушителям единства" стало резко отрицательным, а высказывания в их адрес - грубыми и прямыми: " сущесвует "Память". Она провозвестница... Другое дело, что со временем стали появляться самозванцы. Например, Сычев, который собрал свою группу и выступает от имени "Памяти", не имея на то ни малейших оснований... Таких провокаторов можно еще перечислять и перечислять. Группа Пономаревой, группа Филимонова. Под знаками "Памяти" собирают у народа пожертвования, а потом пропивают в ресторанах... Смирнов-Осташвили - типичный провокатор. я не удивлюсь, если узнаю, что он имеет к масонству прямое отношение и состоит в "Апреле" (на собрании писательского объединения "Апрель" группа Осташвили устроила дебош, за что ее руководитель попал под суд, был приговорен к заключению и через некоторое время обнаружен повесившимся в камере - авт.)... Осташвили никогда не имел отношения к "Памяти". Он самозванец. Позже я понял, откуда он появился - из ЦК КПСС".
1988 год был ознаменован работой в "массах". 22 января в ДК ЗИЛа состоялась встреча с рабочими, на которую Васильев и его сторонники явились в черных майках с изображением набатного колокола. Предложение заводчан совместными усилиями отреставрировать Симонов монастырь и устроить в находящейся на заводской территории часовне музей героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби было отвергнуто, разговора не получилось, рабочие были разочарованы, "поддакивать требованиям" не захотели и даже написали по этому поводу открытое письмо в газету.
В феврале Васильев в качестве зрителя участвовал в судебных процессах, которые вела газета "Советская Россия" с "излюбленными лекторами" (в некоторой степени - идеологами) "Памяти" Е.Евсеевым, В.Бегуном и А.Романенко. В набитом до отказа зале, где можно было видеть и "болельщиков", выкрикивавших что-то и комментировавших ход процесса, и автора знаменитой книги "Десионизация" Емельянова в майке с самодельной надписью к этой самой "десионизации" призывающей, в перерывах Васильев прогуливался с открещивавшимся во время заседаний от всякого знакомства с "Памятью" Евсеевым, за плечи обнимал и называл его "Женей".
31 мая 1988 г. на собрании в Донском монастыре "Память" решено было именовать по- новому, в названии появилось слово "фронт", а летом 1988 г. центр активности НПФ "Память" и самого Васильева переместился в Ленинград, где было проведено несколько митингов, собравших множество людей и несколоко тысяч подписей под обращением в адрес XIX партконференции с требованием ликвидировать "засилье евреев в жизни страны".
Но еще зимой 1988 г. в том же Ленинграде в ленинградском университете им. А.Жданова прошла научно-практическая конференция, оставившая в памяти ее участников неизгладимый след. Во время дискуссии по научным докладам в разных местах зала оказались "небольшие группки мужчин далеко не студенческого возраста", обращавшие на себя внимание бурной реакцией на "скользкие" фразы иных ораторов, и, наконец, на трибуне появился некто в гриме, который "под гул растерявшейся от неожиданности аудитории сорвал с себя парик, накладную бороду и усы". (Васильев (а это был он) в это время неоднократно заявлял, что его, борца за гласность, найдут однажды с проломанным черепом, а потому-де он вынужден скрываться, меняя внешность). Таким образом, отметили журналисты, Д.Васильев "обнажил подлинное лицо "Памяти" в прямом и переносном смысле".
А летом того же года Васильев принял участие в митингах в Румянцевском сквере на Васильевском острове. Митингов было несколько, проходили они несколько дней, немало смущая местное партийное начальство. Васильев прибыл, чтобы выступить на последнем, пятом митинге с заявлениями в частности о том, что чернобыльский взрыв был подготовлен вражескими силами, оповестившими об этом мир за две недели до катастрофы, поместив в новосибирской газете тайный знак...
1988 год был отмечен еще одним знаменательным эпизодом - вызовом Васильева в КГБ в связи со слухами (распространившимися накануне 1000-летия крещения Руси, подхваченными и прессой, публиковавшей интервью с различными чинами из МВД, заявлявшими, что органы "сделают все от них зависящее...") о предстоящих еврейских погромах. 28 мая на черной "Волге" Васильева отвезли на Кузнецкий мост. "Там, - рассазывал он, - начинают расспрашивать: "Как вы себя чувствуете?" Я говорю: "Я что, в поликлинику попал?" Они смеются. Начинают дифирамбы петь: "Вот, вы такой-сякой, делаете такое полезное дело, мы вас так уважаем." Потом вдруг дают какую-то бумагу: "Подпишите протокольчик". А в бумаге написано: "Вы предупреждаетесь, что занимаетесь антиобщественной деятельностью", а ниже все строчки пустые. Я говорю: "Вы ничего не перепутали? Сейчас ведь не 37-й год? И вообще я должен вас предупредить, что если я не выйду отсюда через час, то через пару часов здесь на улице будут стоять полторы тысячи человек".