Международные отношения обязательно характеризуются жёсткой борьбой за власть между государствами, которые свои собственные интересы ставят выше всего. Поэтому и внешняя политика определяется как борьба за власть (Г. Моргентау). Вся мировая история, согласно такой концепции, создавалась из того, что государства либо готовились к войнам, принимали активное участие в них или возрождались из состояния организованного насилия в виде войны.
Любая политика сводится к усилиям сохранить или продемонстрировать силу. Поэтому все государства стремятся не к балансу, то есть равновесию сил, а к их преимуществу в свою пользу. В связи с этим превентивная война считается естественным порождением баланса сил, и, соответственно, целиком допустима. Наряду с этим выявляется способность неоконсерватизма учитывать новые реалии в сфере международных отношений. Достаточно сказать, что в 80-ые годы в вопросах войны и мира, международной безопасности не только левые силы отошли от своих небезопасных догм. Множество трезвых консервативных политиков сделали существенные шаги в этом направлении.
Итак, в конце 70 - начале 80-ых годов неоконсерватизм стал доктриной, которая была наиболее адекватной потребностям западного мира, его перехода от индустриального к потсиндустриальному обществу. Она открыла простор для модернизации и структурной перестройки экономики. Именно неоконсерватизм выступил за освобождение человека от государственных структур, которые сковывали его, за развитие инициативы и предпринимательства, увеличение свободы, ориентируясь на личные силы и потенциал индивидов. В неоконсервативной политике рядовые «средние» граждане видели силу, которая способна противодействовать таким явлениям, как вседозволенность, деградация морали, развал семьи, наркомания.
Но уже сейчас возникают проблемы, которые не находят решения в границах неоконсервативной модели развития. Это, в частности, угроза экологической катастрофы. Очень небезопасна для части населения нынешняя тенденция увеличения разрыва между Югом и Севером. Неоконсерватизм отбросил на задний план вопросы о социальных издержках модернизации. Делая акцент на конкуренции как на ведущем принципе организации межличностных отношений, неоконсерватизм усиливает жестокость общества, поощряет прагматизм, индивидуализм и эгоизм. Выступая за защиту принципа свободы, неоконсерваторы отбрасывают равенство. Они считают, что увлечение утопической идеей равенства приводит к уничтожению свободы. По сути это апология сильного. Она не совместима с гуманистическими основами. Уже это даёт основание утверждать, что неоконсерватизм пребывает на этапе кризиса, что создаются условия для существования и развития других идейно-плитических доктрин, в первую очередь неолиберализма.
Политология. Под редакцией акад. О.И.Семкива.