Смекни!
smekni.com

Партия социалистов-революционеров и ее участие в Первой русской революции (стр. 1 из 2)

Партия социалистов-революционеров и ее участие вПервой русской революции.

В начале ХХ в. в России наряду с социал-демократией в активную политическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Она конституировалась в конце 1901 - начале 1902 г. в результате слияния нескольких неонароднических организаций. Название партии "социалисты-революционеры" не было случайным. Оно происходило от того, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах. "Партия социалистов-революционеров в России рассматривает себя как один из отрядов армии международного социализма и ведет свою деятельность в духе общих интересов ее борьбы, в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности", - говорилось в Программе эсеров, принятой в 1905 г.

Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как и РСДРП, было длительным и сложным процессом. Ее образование происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е годы ХIХ в. Эти партии, союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. Одни из них оставались верны народовольческим традициям террора. Другие возлагали надежды на создание массовой партии "революционного социализма" и смотрели на террор как лишь на дополнительное средство борьбы с самодержавием, а некоторые даже готовы были от него отказаться. Но вне зависимости от тактических взглядов их всех объединяло стремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической ситуации, когда капиталистические отношения утвердились в России.

Точно так же, как "Искра" выступала в роли коллективного пропагандиста, агитатора и организатора социал-демократических сил, соответствующее значение для объединения неонароднических сил и распространения их влияния на массы имели газета "Революционная Россия" и журнал "Вестник русской революции". Весьма показательно, что первые номера "Искры" и "Революционной России" вышли в свет почти одновременно и также почти одновременно в конце 1905 года обе конкурирующие революционные газеты прекратили свое существование. С января 1902 года с момента публикации в "Революционной России" извещения о создании партии социалистов-революционеров газета стала

ее официальным органом. Газета была расчитана на пропаганду

эсеровских взглядов как в среде членов партии, так и в широких

массах. Теоретическим органом ПСР являлся "Вестник русской

революции". Проект программы ПСР был опубликован в газете

"Революционная Россия" в 1904 году (N 46). Его ведущим автором был

В.М.Чернов (1873-1952), выдвинувшийся в конце ХIХ века в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества.

На путь революционной деятельности Чернов в ступил в 90-е годы ХIХ века будучи студентом Московского университета. Молодые годы Чернова во многом были схожи с судьбой Ленина, Мартова и других видных деятелей революционного движения России: исключение из университета, арест в 1894 году по делу партии "Народное право", затем ссылка на 3 года. После нее - заграница, где Чернов создает "Аграрно-социалистическую лигу", организацию, ставшую важным шагом на пути создания партии социалистов-революционеров. В 30-летнем возрасте Чернов уже признанный теоретик эсеров. Характерная черта его теоретических воззрений стремление соединить неонародничество с отдельными положениями марксизма и бернштейнианства, избегая крайностей различных течений социалистической мысли. На первых съездах эсеровской партии Чернов делал программные доклады. Его авторитет в партии был чрезвычайно велик. После революции 1905-1907 гг. он занимал центристские позиции, стараясь притормозить развитие опасных, с его точки зрения, левоэкстремистских и правооппортунистических тенденций партий. Чернов принял участие в подготовке антивеховского эсеровского сборника статей. В годы первой мировой войны, занимая интернационалистическую позицию, он участвовал в работе Циммервальдской и Кинтальской конференции. После февральской революции 1917 года в условиях резкого размежевания ПСР Чернову не удалось объединить вокруг себя значительные партийные массы. Его влияние на внутрипартийные дела было не столь значительно как в годы первой российской революции. С мая по июль 1917 года Чернов занимал пост министра земледелия во Временном правительстве. Политический курс большевиков на социализм в России он считал преждевременным. Не приняв Октябрьскую революцию, Чернов связывал надежды на демократическое развитие страны с Учредительным собранием, председателем единственного заседания которого он был. В 1918 году Чернов вынужден был перейти на нелегальное положение, а 1920 году он покинул Советскую Россию. В эмиграции он целиком

посвятил себя публицистической деятельности. Результаты его

многолетних размышлений были изложены в книге "Конструктивный

социализм", изданной в Праге в 1925 г. В ней автор, в частности,

показал свое неприятие большевистской интерпритации социализма и

политической системы Советской России. Являясь противником

тоталитаризма в любой его форме, Чернов уже в преклонном возрасте

борется с фашизмом в рядах французкого движения сопротивления. Умер

он в 1952 году.

На рубеже ХIХ - начала ХХ века эсеры не могли отрицать, как это делали их народнические предшественники, самого факта победы капитализма в России. Но распространение капитализма в стране объяснялось ими во многом его искусственным насаждением правительством. В начале ХХ-го века у эсеров еще теплилась надежда на устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое, как они полагали, не втянется в орбиту капиталистических отношений и сможет стать основой для эволюции к социализму. Не желая признавать усиливающийся процесс имущественного расслоения крестьянства, эсеры объясняли это больше влиянием царской политики, нежели результатом естественной эволюции капитализирующейся деревни. Большинство крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный труд, они зачислили в категорию так называемого "трудового крестьянства". Поскольку источником дохода этой категории являлся их собственный труд, а не эксплуатация наемной силы, эсеры не причисляли их к мелкобуржуазным слоям. По сути дела между трудовым крестьянством и фабрично-заводским рабочим в представлении эсеров не существовало какой-либо разницы, поскольку источником их существования был собственный труд.

Надвигающуюся революцию в России эсеры считали не буржуазной и не социалистической, а "трудовой", поскольку она совершается трудящимися массами и направлена на осуществление коренных социальных преобразований. Ее главной задачей было "обобществление труда, собственности и хозяйства; уничтожение вместе с частной собственностью самого деления общества на классы". В программе эсеров формулировались задачи как социалистического, так и демократического этапов революции. К первым относилось главное требование - экспроприация капиталистической собственности и организация производства и всей общественной жизни страны на социалистических началах. А это предполагает "полную победу рабочего

класса, организованного в социально-революционную партию, и в случае

надобности установления его временной революционной диктатуры".

Следует отметить широкую программу демократических преобразований, выдвигаемых эсерами. Ее основные положения были весьма близки к требованиям РСДРП. К ним относились свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижений, неприкосновенность личности и жилища. На основе всеобщего и равного избирательного права для всех граждан предполагалось образование выборных органов демократической республики с автономией областей и общин, широкое применение федеративных отношений между национальностями, введение родного языка во всех местных, общественных и государственных учреждениях.

В целях охраны духовных и физических сил рабочего класса и создания благоприятных условий для его борьбы за социализм партия социалистов-революционеров, как и РСДРП выдвигала требование 8-часового рабочего дня, введение государственного страхования, а также установления минимальной заработной платы.

В соответствии со своими взглядами на задачи революции в деревне, эсеры выступали за социализацию земли, т.е. изъятие ее из частной собственности и из сферы купли и продажи, и передачу в общенародное достояние, прежде всего в пуки сельских общин, а также местных органов самоуправления. Устанавливалось уравнительно-трудовое право пользования землей. Никто не мог требовать земли больше, чем был в состоянии обработать ее сам или трудом членов своей семьи.

В организационном отношении эсеры учитывали опыт партии II Интернационала, куда они входили наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался всякий, кто признавал ее программу, подчинялся ее постановлениям и участвовал в работе одной из ее партийных организаций. В отличии от территориально-производственного принципа построения РСДРП эсеры провозгласили только территориальный. Эсеры имели два руководящих органа - ЦК и Совет партии. ЦК осуществлял идейную и практическую деятельность партии. В Совет партии входили пять членов ЦК и представители всех областных организаций, а также Московской и Петербургской организаций. Совет партии созывался Центральным Комитетом, его решения были обязательными для партии, их мог отменить только съезд.

На особом положении в партии находилась Боевая организация эсеров, созданная в конце 1901 года одним из лидеров партии

Г.А.Гершуни. Она была строго законспирирована. Члены Боевой организации не принимали участия в региональных комитетах партии, равно как и последние не участвовали в деятельности Боевой группы. Ее отношения с ЦК партии строились через особоуполномоченного и отличались большой самостоятельностью. С 1903 г. Боевую организацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем царской охранки.