Смекни!
smekni.com

Государственно-правовые воззрения Канта (стр. 3 из 3)

Еще увереннее и радикальнее ведет себя Кант по отношению к церковным имуществам. “Сама церковь есть только воздвигнутый на вере институт, и когд обман, благодаря нароодному просвещению исчезнет, то отпадет и основанная на нем страшная сила клира и государство с полным правом отберет у церкви присвоенную ею собственность”. Право церкви на землю, - говорит Кант в другом месте, - основывается только на “мнении народа” и должно оставаться, пока продолжает существовать такое мнение. Права на вечные времена церковь не приобретает. Еще определеннее и резче высказывается Кант о правах различных корпораций, сословий и орденов. Словом, Кант хотя и робко, но довольно настойчиво пытается провести идею раскрепощения земли, освобождения ее от многочисленных средневековых пут, наложенных на нее различными привилегиями, правами и преимуществами господствовавших в то время сословий. Такая попытка была как нельзя более кстати. развитие товарного капиталистического производства повелительно требовало превращения земли в товар. Кант шел в ногу со своим классом. Для нарождавшейся немецкой буржуазии раскрепощение земли было необходимым условием ее дальнейшего развития.

Маркс назвал поэтому учение Канта о праве и морали немецкой теорией французской революции и так охарактеризовал его: “Он (Кант ), как и немецкие буржуа, адвокатом которых он был, не замечал, что в основе этих теоретических мыслей буржуа лежали материальные имтересы и воля, обусловленная и определенная производственными отношениями; поэтому он отделил это теоретическое выражение интересов от самих интересов и превратил материально обусловленное направление воли французских буржуа в чистое самоопределение свободной воли, воли самой по себе, как человеческой воли, слелав из нее. таким образом ,чисто идеологическое понятие и постулат нравственности”.

Либеральный французский буржуа XVIII в. выставлял такой принцип: “Кто ничего не имеет, тот не относится к обществу... Управление государством и законодательство суть дела, касающиеся собственности, поэтому только собственник имеет действительный интерес в них” (см. речь Дюпон де-Немура от 22 1789 г.). Вспомните, кого исключает Кант из состава полноправных граждан, и вы обнаружите полное сродство душ французской и немецкой буржуазии.

Но Кант не тольок отделил теоретическое выражение интересов от самих интересов, превратив материалльно обусловленное направление воли французского буржуа в чистое самоопределение воли вообще. Немецкий буржуа, по рецепту Кант , должен для приобретения и защиты своих политических прав не делать революции. но лишь помахивать картонным мечом категорического императива.

Требование Кант о раскрепощении земли методически вытекает из его основного положения о том, что право частной собственности есть априорная предпосылка практического разума, т. е. о том, что право частной собственности есть безусловное требование. категорический императив практического разума. Но раскрепощение земли во время Кант отвечало не только интересам буржуазных классов, - оно знаменовало собою прогресс для общества в целом. Однакоже в этом опять противоречие незрелой, отсталой в области промышленности, немецкой буржуазии: у Кант мы не находим отчетливо выраженного отрицания самой формы крепостного права, напр., по отношению к преступникам. “В государстве не может быть ни одного человека без всякого звания, так как всякий имеет, по крайней мере, звание гражданина, кроме того случая, когда он вследствие преступления дошел до того, что хотя он и не лишается жизни, но зато становится простым орудием воли другого (государства или же другого гражданина). Кто становится таким орудием, тот есть крепостной и относится к собственности другого, который является не только господином, но и собственником его, который может отчуждать его как вещь и пользоваться им по своему усмотрению”. Нужно, впрочем, сказать, что здесь мы имели дело с исключением: немецкая буржуазия и сам Кант , тут же рядом, уже достаточно выдвигают идею “прав человека”, которая и была освещена в прусском земском уставе 1794 г. отменой крепостного права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия государства и права. М., 1925-1927 г.

2. История политических и правовых учений. М., 1995 г.