Смекни!
smekni.com

Понятие политики

РЕФЕРАТ

ПОЛИТИКА

Политикапроисходитот греч.polis - город- государство и прилагательного от него-politikos:все, что связанос городом,-государство,гражданин ипр.-организационнаяи регулятивно-контрольнаясфера общества,основная всистеме другихтаких же сфер:экономической,идеологической,правовой, культурной,религиозной.Термин Политикаполучил распространениепод влиянием трактата Аристотеляо государстве,правлении и правительстве,названногоим "Политика". Вплоть до кон.XIX в. Политика традиционно рассматриваласькак учение огосударстве,т.е. властиинституционального,государственногоуровня. Однакоуже в Новоевремя развитиеполитическоймысли и представленийо государствепривело к выделениюнаук о государствеи их обособлению от политической философии и политической науки. Представлениео политике значительнорасширилось,и понимание политики сталовесьма сложнойпроб­лемой,во всяком случае,оно оказалосьпредметом самыхразличныхтолкований. В настоящеевремя можно выделить неменее четырехосновных толкованийполитики:1)как отношения,включающего согласие,подчинение, господство,конфликт и борьбу междуклассами (В.И.Ленин), группамии людьми (внутренняяполитика) игосударствами(внешняя политика).В основе такого понимания политики лежат представленияоб общении людей, их взаимодействии,совместномрешении ими их общих дел,понимаемых как дела государства(Аристотель),а также об отношенияхк обществувласти (т.е.государства)и между властями(государствдруг к другу)-в средневековойтрадиции ипроблематикеВозрожденияи Нового времени.Акцент на борьбе,тоже весьмадревний, был усилен в марксизмеи у Ленина, вчастности,идеей классовой борьбы какдвижущего начала истории. Новое и болеефилософскоеобоснованиеэта концепцияполитики получила вXXв. в теории конфликтнойприроды политикиу К.Шмитта иЖ.Френда. 2)Логическивытекающее из первогопонимания отождествлениеполитики сдругими политическимиявлениями,такими, какгосподство,власть, а следовательно,и государство(о чем и шла речьвыше); средстваполитики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т.п.; деятельность - управление,организация,контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные технократическиеконцепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое представлениео природномсвойстве человеказаниматьсясовместно сдругими людьми их общими делами).3) Объяснениечерез функции (функциональное)-управления,поддержания порядка, сохранениявнутреннегои внешнего мираили, наоборот,ведение войны,контроль обществаи человека ит.д.и т.п. Перечислениефункций политики ради ее, возможноболее полного,определения(как и ее задачи,хотя сама посебе П. не может иметь их, посколькурешение политическихзадач опосредованоналичием действующих ради этогосил, направлений,власти, котораяи решает их) неимеет ни конца,ни, следовательно,смысла.4)Объяснениеполитики черезее цели (телеологическоеот греч.teleos-цель), т.е. определениепутем еще болеебесконечногои малосодержательногоперечисления,чем функциональноетолкование, к тому же очень близкое к немуи по сути своейчрезмерноконкретное. Всем этим толкованиям присущи многиеобщие и их собственныенедостатки:они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях,особенно тождества,которые нестолько определяют,сколько замещают политику; оничасто неспецифичныдля нее-как, например,деятельность,средство, отношение,конфликт, борьба,решение задач;наличие функций и целей может определятьлюбое другое смежное общественное явление -право, идеологию,мораль, экономику и т.п.; многиеопределенияне просто и не только взаимосвязаны,но и пересекаются,иногда многократно,например, властькак бы тождественна политике и в то же времяона и деятельность,и средство, ицель, и, наконец,функция политики;отпадают, далее,самые слабыеопределения-через средства,цели и др. Решение проблемы наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали современныеисследователи.Оно состоитв выделениисамой политикиее универсальнойабстрактнойсущности -еепринципиального начала, чтоизбавляет отчастных, неполных, чересчур конкретныхоп­ределений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу,определяющую ее сущность, и отдельнособрать ееконкретныевиды, формы ипроявления(много разных политик-внутренних,внешних, мирных,силовых и т.д.и т.п.), относительнокоторых возможны соответствующиечастные определения,справедливыеи по отношению к более общим трактовкамполитики. Такой универсальной(в основе своейфункциональной)формулойпредставляетсяопределениеполитики, приведенноевыше. Развитиеи дифференциация знания о политикесвязаны с развитиемисследующих ее дисциплин.В настоящеевремя политика-объект изученияполитическойфилософии, политическойнауки (или наук) и политологии на трех взаимосвязанных уровнях: изучения сущности полиики как социальногофеномена, теории полит, явлений (государстваи др.) и эмпирические знания механизмов, методов, организации политической деятельности.Размышления о политике,ее изучение, построение ее теории - одна из центральных проблем философии, науки, литературы,изобразительногоискусства иего современныхаудиовизуальныхформ. Политика-одна из наиболееострых темобыденного,современногомассового инаучного сознания,вплоть доколлективного и индивидуального подсознательного, интуитивного и эмоциональногопереживаниясобытий политической жизни общества,особенно в еекритическиеэпохи. Современное знание о ролитике позволяет трактовать ее как важнейший факторестественноисторическогопроцесса в двухее основныхфункциях: всеобщегоорганизационногоначала общества и в качествеего конкретнойрегулятивно-контрольнойсферы или системы,направляющей жизнь, деятельность,отношениялюдей, общественных групп, классов,наций, народови стран. В этихдвух функциях ролитикавзаимодействуетс аналогичнымипо об-щественному значению и функциям сферами, уже упоминавшимися, определяети направляет их взаимодействие.Роль политикив этой системеобусловленатремя ее свойствами:универсальностью,всеохватывающим характером,способностьювоздействоватьна практическилюбые стороныжизни, элементы общества, события,отношения,начиная с масштабовгосударстваи кончая индивидуальными чертами характера человека;включенностью, или проникающей спо­собностью(инклюзивностью -от лат.iacludere-включать), т.е.возможностьюбезграничногопроникновения и, как следствие, атрибутивностью, т.е. способностью сочетатьсяс неполитическими общественнымифеноменами, отношениями и сферами. Таким же свойствомнаделены идругие организационно-регулятивныесферы, но в разной мере и в не стольимперативнойформе: правоможет не охватыватькультуру, идеологиюили мораль,морально-этическаясфера может не воздействоватьна экономикуи т.д.В то же время политикабеспрепятственно вступает в самые различные взаимодействия,образуя целые области управления,отношений, знания и воздействияна общество:политическая экономия иэкономическая политика, политическая идеология, культура, мораль, истина и др.Функциональность политики, ее свойство служить обществу не только позволяет ей глубоковоздействоватьна другиефункциональные сферы, но и связывает с ними. Политика глубоко опосредованаэкономич. сферойобщества, экономич.(базисными)отношениями и интересами,концентрированным выражением которых онаявляется. Экономич. основы поитикикак сферы управ­ления жизнедеятельностьюсвязывают политику и экономику через власть,точнее, два еевида: экономическую и политическую,через владениесредствамипроизводства,вещами, господствов сфере распределенияи т.п. конкретныеотношения,которые связываютполитику и экономику ипридают экономической деятельностиполитическийсмысл, а политическую трансформируют в экономическуюили позволяют ей получить экономическоевыражение. Диалектика отношений политики иэкономики, известная в терминах отношений базиса и надстройки,абстрактнатолько на всеобщем организационном,формирующем общество уровне. В конкретном обществе и в действительном общественном процессе она актуализируетсяво мкожестве форм: эко­номической,финансовой,социальнойполитике государства,его вмешательствев экономику,участии в ней,в производствеи в распределении,ее регулировании,в опоре на неегосударств,поли­тики,использованиии т.п. Точно так же политика связана сосферой культуры,определяющей культурныйее облик. Политическая культура),ее связь с историей,человеком,знанием. Неизбежны моральные и этическиеоценки и установки политики. Неверны представленияо возможности разделить политика и мораль (т.н.макиавеллизм). Политика м.б. более или менеенравственнойили совсембезнравственной,но это и определяетее отношениек морали и непомешает обществу оценивать ее моральность не так, как это делают ее творцы и исполнители(см. Моральи политика). Особые отношения связывают политику иидеологию. Еслинравственность,культура, знание,даже религия(несмотря на ее влияние вряде обществ)мало или редко могут определять и вдохновлять политику, то идеология слита с нейнепосредственно.Политика какобщественнаясущность неотделимаот сознанияобщества ичеловека, егоинтересов,потребностей,целей, мировоззрения.Реальная политикаосуществляетсяпартия­ми,носителями и генераторамиидеологии, встолкновенииидей. Связиполитики снаукой всегдапроблематичны, но со знанием непосредственныи нерасторжимы, ибо существует особое политическоезнание, безкоторого разработкаи осуществлениеполитики невозможны,даже если ононе обременено теорией и сводитсяк эмпирическим приемам, стандартным правилам инаивным хитростям. Глубокие сущностныесвойства всеобщихорганизационныхначал, создающих общество, ихуниверсальностьи проникающая способностьпорождаютпроблему границмежду ними,границ политики в том числе,или допустимогопространства,в пределахкоторого онимогут целесообразновзаимодействовать.Нарушение этих границ приводит к нежелательным, а нередко, вкрайних проявлениях,и к губительнымрезультатам:чрезмернойидеологизации,безмерной политизации неполитических и неидеологическихсфер деятельности,жизни, сознания.Нарушением будет и несоразмерноеограничениепространства,в котором призваносу­ществоватьто лая иное необходимоеначало. Ограничения такого рода создают вакуумобщественныхрегуляции,который непременнозаполняетсяодной из двухнаиболее экспансивныхсфер - политикой или идеологией.Результатом будут идеологизированные экономика,культура, наука, искусство,политизированное право и т.п. Лишь наиболее общие и политическинейтральныесферы -культура, моральи в определенноймере наука-не могут бытьизбыточными, если они проникаютв сферы экономики, права, той же политики илиидеологии.Соотношение регулятивныхсфер характеризуетполитическуюсистему страны,ее политический режим (авторитарных,тоталитарныйили демократический),облик общества(неоправданноидеологизированного,политизированноголибо не очень). Функционирование политики вобществе, ееобщественноебытие определяютсякак обществом,государством,властью, таки самой политикой,ее историческисложившимисяуниверсальнымии неизменными свойствамиили принципами ее существования.Их совокупностьи взаимныеотношениясоставляют основу общественногобытия политики.Оно определяетсядвояко: всеобщимиее свойствами, сложившимися в истории, и конкретными условиямиэпохи, реальнымиобществамии особенностямиих развития.К универсальнымсвойствамплитики, помимо трех, уже названных,можно отнестиее функционирование в рамках специфическогополитическогопроцесса-одного изобщественных процессовстрого определенной структуры (замкнутогосубъектомпроцесса и егообъектом-целью); вероятностныйхарактер такогопроцесса иплитики в ценлом:неизбеженсубоптимальный(неполный иусловный) характеринформации, необходимойдля проектированияи реализацииполитики;вероятностныеи информационныефакторы обус­ловливаютвозможность политических иллюзий и утопий - постоянныхспутников политики, и в то же времяобязательная актуализацияполитики, ее ориентация на первоочередныеи необходимые цели и рационализация,стремлениек наиболееэффективнымрешениям ее задач (речьидет, разумеется,о политике, реально направленной на достижениежелаемых результатов).В этой связиполитикапредстает какпроцесс целеполагания, как царство целей (Ж.Френд), целесообразная деятельность,развивающаяся в нескольких планах: общеисторическом, поскольку политика разных эпох различаетсяпо содержанию,целям, участникамполитического процесса,политическимот­ношениям в обществе(между властьюи народом, вразных политическихрешениях ит.д.); в пределаходной эпохиили одного периода, в егоначале и в конце;в рамках правленияодной группы, партии, силы, в периоды кризисов,подъемов и т.п. изменений.При этом остаетсянеизменнойструктура задач (порядок,стабильность,организацияили ликвидацияконфликтов,функционирование власти, оборонаи т.п.) и техникаполитическойдеятельности:организация сторонников,поддержкасоюзников,изоляция противников и борьба с ними,определениесоциальнойбазы политики,ее стратегиии тактики, приемов и методов, средств, выбор стиляполитической речи и языка плитики,символики,ритуала и т.д.Обязательныдля политикидоказательстваее ес­тественности,единственновозможной политики в данных условиях для решения определеннойзадачи, и процедуры легитимации, объяснения, оправдания и обоснования политики. Не легитимированнаятак или иначе политика невозможна, как невозможныбеспричинные явления, она лишь может быть более или менее разработаннойи ярче выраженной в программеправящего лицаили партии,правительства,в лозунгах,коммента­рияхи т.п. Легитимируетсялюбая политика-подлинно верная,адекватнаядействительностии нечеткоориентированная,либо заведомоложная, в желательностькоторой, однако,верят ее творцы. Совокупность свойств, универсальных начал и основделает оплитику возможной в любом обществе.Они наследуются,воспроизводятсяпри всех измененияхконкретногосодержанияполитики. В тоже время каждое новое общество,поколение,каждый человеквстречаетсяс ней как с чем-то новым, незнакомым, требующим понимания, участия, обучения, приобщения,социализации,а также защитыили вызывающим сопротивление. В качествеособой формы существованияполитики выступаеткак деятельность(что, впрочем,не отличаетее от другихсфер жизниобщества).Теоретическая,мыслительнаяполитическаядея­тельность формирует политическоесознание, мышление, менталитет, характеризующиеносителейполитики, их установки. Онавключает рядтворческихаспектов илиначал: искусство,творчество,работу воображения, интуицию,эмоциональные состояния,теоретическоепро­ектирование,планированиеит.д.Рассудочныеначала этойдеятельностисочетаются,могут или должны (особенно в критических ситуациях) сочетаться с харизматическими,увлекающими, эмоционально и по содержанию привлекательными, подкупающими. В рамках мыслительной деятельностиоцениваютсярешающие дляполитики проблемыжелаемого иреально возможного,истинного иложного, верногои ошибочного. Мыслительная, теоретическаядеятельностьсоставляетидеальную форму бытия политики. Его материальную форму образуетполитическая практика,организационная и контрольнаядеятельность,конкретноеуправление,руководство,то, что называетсяработой с людьми:подбор и расстановкакадров, ихподготовка,обучение, обсуждениеи принятие решений, обмен информацией,организацияи функционированиеорганов власти,взаимодействиес го­сударственнымиучреждениямии мн. др. В обеихформах политикивыступает какинтеллектуальныйи предметно-практическийтруд со всеми присущими такому видутруда особенностями:его разделением, общественнойэффективностью (или неэффективностью), высокой социальнойответственностью,с высокой вероятностьюнепредвиденных последствийи двойственныхрезультатов,дискуссионностыорешений, методов,поисками ресурсовит.д.Эффективностьполитики определяетсяне только еюсамой, но и объективными условиями, вкоторых онавозникает иреализуетсяв обществе, егосостоянием,настроением,интересамии отношениямис властью,государствоми его аппаратами,а также зависитот необщественныхфакторов-природных, внешнеполитических,экологических:наличия природныхбогатств, состоянияпри­родногои внешнегоокружения. Обе формы существованияполитики, идеальнаяи предметная,объективируются, принимаютосязаемый,конкретный характер итолько такреализуютсяи воспринимаютсяобществом. Всвою очередь,это проявление,объективированиеполитики совершаетсядвояко-в виде идей,теорий, убеждений,намерений,надежд-в различныхявлениях сознания-и материально,в осязаемойпредметной форме. Материализацияполитики, приведениеее в действиев пред­метнойформе достигаетсясозданиемсоответствующихинструментовили средств:политическихинститутов(выборности,назначений,представительства,например, институтполитическихруково­дителейв армии и т.п.),институтов(органов, учреждений)власти- правительства,его аппаратови пр.; в документах,политическихтекстах программ,уставов, докладов,речей, распоряжений, инструкций, приказов, декретов;в зрелищной, аудиовизуальнойформе -пропаганде,лозунгах, средствахмассовой информации,в кинематографе,театре, литературе,в научных исследованиях.Совокупностьвсех этих проявленийполитики заполняетопределенноеполи­тическое пространство или, точнее,систему взаимодействующих пространств,которые могутсовмещаться,но могут и несовпадать(пространствавлияния разныхпартий, напр.). Пространственноеизмерениеполитики, равнокак и временное,характеризуетее роль в обществе, ее действенность,реальность,устойчивость,долговечность,целесообразностьи отношения политики собществом, ееместо в нем,существованиеполитики вопределеннойобщественнойсреде. В этой среде политика возникает,формируется как проявлениеинтересов,оформлениевзглядов, убеждений,господствующих настроений,идеологии,осознания задачи целей об­щества, более определенно доминирующих в обществеклассов или групп, еще уже -правящих сил, непосредственноопределяющих политику(руководствапартий, влиятельныхполитических движений,представителейобщественных групп и т.д.).Сформулированная в процессеобсуждения, борьбы и отбораидей и концепцийполитика доверяетсясозданной дляее осуществлениявласти (правительству,руководствутой или инойполитическойорганизациии т.д.),которая продолжает разрабатывать политику как определенный проект, формируетполитическийпроцесс, в которомтакая политика осуществляется,либо формируетсвою, новуюполитику, которуюи предлагаетобществу иливыдвинувшим ее силам. В этойсвязи возникаетвопрос об отношениях политики и власти: какисточнике ипричине политики и о политике,для которойвласть-средствоее осуществления,иначе говоря,о первенствеполитики либовласти. Вопрос этотимеет не толькотеоретическое,но и большое практическоезначение. Борьбаза власть, овладениевластью, еезахват, завоевание,просто мирныйконсти­туционный приход к властибез предварительнопродуманнойконцепцииполитики или с неясной идеейполитическогоразвития можетстать борьбойза власть радивласти и окончитьсядля общества,как и для неесамой, весьманегативнымирезультатами.В этом смыслеи решаетсявопрос о приматеполитики иинструментальностивласти. Приведеннаяв действиевластью и воспринятаяобществом, сего участием,политика формируетполитическую жизнь страны,создает своегорода политический быт с соответствующейполитическойкультурой, обычаями, традициями, навыками, общением, тем, что можноназвать культурнымбытием политикив двух его формах:духовной иматериальной.Они включаютвосприятиеполитики,политическоеповедение,воображение,надежды и чаяния,связанные сполити­ческими событиями, настроения подъема, апатии,безразличия,возмущение и др. В материализованныхкультурных выражениях политика предстаеткак зрелище,ритуал, театр,она украшенаатрибутами власти, славы,символамигосударстваи политическихформирований.Внешняя привлекательностьполитики служитодним из аргументовв ее пользу всознании общества,она определенным образом украшаетего политическуюжизнь, делает ее менее будничной. Быстро развиваетсяособая информационнаяформа жизни политики вобществе. Онаобразует весьма широкий класс политическихявлений и действий, оснащенных техническимисредствами,которые радикально изменили информационное пространствосовременной политики: сблизили центры информации, ее источники с получателями, сделали информациюпрактическимоментальной и одновременнойна любых дистанциях,обеспечилиее широкуюциркуляцию,обмен ею, сделалиобщедоступнойспецифическуюполитическуюречь, средствамирадио и телевидения дали возможностьнепосредственногонаблюдения за политическимтворчествоми политическимидействиями,готовят условиядля расширенияпрямого участияграждан в политике(голосованием,выражениеммнения и т.п.). Политическая жизнь общества включает политические отношения между людьми,группами, классами,частями страны,она в первую очередь и формируется такими отношениями.Как и другиевиды общественных отношений,политическиеотношенияобъе­диняют людей в функциональные группы (правящих,управляемых) и группы илислои, объединенныесходными убеждениями, общими целями,интересами,и сближают либоразоб­щают такие группы.Политическоеустройствогосударства,политическийрежим в стране,особенности культурно-историческогоразвития определяют господствующую тональностьполитическихотношений -либо конфликтных,либо спокойных,консенсусных,либо остроантагонистичных.Вместе с тем возникают и такие оценки политическойжизни, кактерпимостьили нетерпимость,единство иразобщенность,активностьи пассивность,размеже­вание правых и левых сил, образование крайних, экстремистских флангов, партий и группировоки т.п. Во всехсферах, гдеосуществляетсяполитика, онаимеет множествоконкретныхформ проявления-большей частьюнедолговечных,но нередкознаменательныхи оставляющихслед в истории.Все они делятсяна две взаимосвязанныегруппы: внутреннейи внешней политики.Конкретная политическая практикагосу­дарства,партий, лидеров,группировок - одна из самых насыщенных, напряженных и наглядныхформ политическойжизни общества.Она позволяетсудить о тактикеполитическойвласти, групп,течений и партийи об их стратегическихзамыслах. Развитаяполитика невозможнабез хорошоразработаннойстратегии,отражающейисторическиезапросы общества.Возможна истратегия,подчиняющая общество, а следовательно,и допускающая общение отношенийвласти, государства,правящих сил,с одной стороны,и общества,народа, человека-с другой. В этом случае не политика служит обществу, а общество обслуживает политику.Соответственнобудет строитьсяи политическаятактика институциональнойвласти. Этобудет тактикаподавления,господства,репрессий, ане тактикаединения, согласия,взаимодействия. Социальное, гуманистическое, культурное, идеологическое содержание политики так же многообразно,как и ее отдельныеформы. Конкретноони неповторимы,сменяются скаждым поворотом истории, но их принципиальная структуранеизменна. Она построена какрял оппозиций: агрессивная (внешняя) политика - миролюбивая, эксплуататорская • освободительная,тоталитарная,авторитарная-демократическая,реакционная-прогрессивнаяит.д. Историческаяэволюция политикисвидетельствуето неизменностиее фундаментальныхоснов. Если онии будут когда-либоиными, то тольковместе с изменением всей системыор­ганизационных и регулятивно-контрольныхсфер общества.Перспективаисчезновенияполитики явнонереальна нив каком гипотетическомбудущем. Сохранитсяли государствоили отомрет-политика всеравно останетсяв тех же общественныхфункциях, нос другими субъектами.Ими могут быть и ассоциации,свободныесамоуправляющиеся группировкив рамках гражданскогообщества -во всех случаях политика как средство организации и регулирования жизни общества сохранит своезначение. Наиболее же актуальной в наше время остается еедемократизация,гуманизация, приближение к насущным запросам обществаи решение еесредствамиобщеисторическихзадач каждогоданного обществав русле прогрессаи обновления.Число и сложностьтаких задачпостоянновозрастают.Поэтому генеральнаяперспективаполитики-ееусложнение,повышение ееэффективностии ответственности.


РЕФЕРАТ

ПОЛИТИКА

Политикапроисходитот греч. polis - город- государство и прилагательного от него -politikos: все, чтосвязано с городом,- государство,гражданин ипр. - организационнаяи регулятивно-контрольнаясфера общества,основная всистеме другихтаких же сфер:экономической,идеологической,правовой, культурной,религиозной.Термин Политикаполучил распространениепод влиянием трактата Аристотеляо государстве,правлении и правительстве,названногоим "Политика". Вплоть до кон.XIX в. Политика традиционно рассматриваласькак учение огосударстве,т.е. властиинституционального,государственногоуровня. Однакоуже в Новоевремя развитиеполитическоймысли и представленийо государствепривело к выделениюнаук о государствеи их обособлению от политической философии и политической науки. Представлениео политике значительнорасширилось,и понимание политики сталовесьма сложнойпроб­лемой,во всяком случае,оно оказалосьпредметом самыхразличныхтолкований. В настоящеевремя можно выделить неменее четырехосновных толкованийполитики:1) как отношения,включающего согласие,подчинение, господство,конфликт и борьбу междуклассами (В.И.Ленин), группамии людьми (внутренняяполитика) игосударствами(внешняя политика).В основе такого понимания политики лежат представленияоб общении людей, их взаимодействии,совместномрешении ими их общих дел,понимаемых как дела государства(Аристотель),а также об отношенияхк обществувласти (т.е.государства)и между властями(государствдруг к другу)- в средневековойтрадиции ипроблематикеВозрожденияи Нового времени.Акцент на борьбе,тоже весьмадревний, был усилен в марксизмеи у Ленина, вчастности,идеей классовой борьбы какдвижущего начала истории. Новое и болеефилософскоеобоснованиеэта концепцияполитики получила в XX в. в теории конфликтнойприроды политикиу К.Шмитта иЖ.Френда. 2)Логическивытекающее из первогопонимания отождествлениеполитики сдругими политическимиявлениями,такими, какгосподство,власть, а следовательно,и государство(о чем и шла речьвыше); средстваполитики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т.п.; деятельность - управление,организация,контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные технократическиеконцепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое представлениео природномсвойстве человеказаниматьсясовместно сдругими людьми их общими делами).3) Объяснениечерез функции (функциональное)- управления,поддержания порядка, сохранениявнутреннегои внешнего мираили, наоборот,ведение войны,контроль обществаи человека ит.д. и т.п.Перечислениефункций политики ради ее, возможноболее полного,определения(как и ее задачи,хотя сама посебе П. не может иметь их, посколькурешение политическихзадач опосредованоналичием действующих ради этогосил, направлений,власти, котораяи решает их) неимеет ни конца,ни, следовательно,смысла. 4)Объяснениеполитики черезее цели (телеологическоеот греч.teleos - цель),т.е. определениепутем еще болеебесконечногои малосодержательногоперечисления,чем функциональноетолкование, к тому же очень близкое к немуи по сути своейчрезмерноконкретное. Всем этим толкованиям присущи многиеобщие и их собственныенедостатки:они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях,особенно тождества,которые нестолько определяют,сколько замещают политику; оничасто неспецифичныдля нее -как, например,деятельность,средство, отношение,конфликт, борьба,решение задач;наличие функций и целей может определятьлюбое другое смежное общественное явление -право, идеологию,мораль, экономику и т.п.; многиеопределенияне просто и не только взаимосвязаны,но и пересекаются,иногда многократно,например, властькак бы тождественна политике и в то же времяона и деятельность,и средство, ицель, и, наконец,функция политики;отпадают, далее,самые слабыеопределения- через средства,цели и др. Решение проблемы наметил уже К.Шмитт, ее усовершенствовали современныеисследователи.Оно состоитв выделениисамой политикиее универсальнойабстрактнойсущности -ее принципиального начала, чтоизбавляет отчастных, неполных, чересчур конкретныхоп­ределений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу,определяющую ее сущность, и отдельнособрать ееконкретныевиды, формы ипроявления(много разных политик -внутренних,внешних, мирных,силовых и т.д. и т.п.), относительнокоторых возможны соответствующиечастные определения,справедливыеи по отношению к более общим трактовкамполитики. Такой универсальной(в основе своейфункциональной)формулойпредставляетсяопределениеполитики, приведенноевыше. Развитиеи дифференциация знания о политикесвязаны с развитиемисследующих ее дисциплин.В настоящеевремя политика- объект изученияполитическойфилософии, политическойнауки (или наук) и политологии на трех взаимосвязанных уровнях: изучения сущности полиики как социальногофеномена, теории полит, явлений (государстваи др.) и эмпирические знания механизмов, методов, организации политической деятельности.Размышления о политике,ее изучение, построение ее теории - одна из центральных проблем философии, науки, литературы,изобразительногоискусства иего современныхаудиовизуальныхформ. Политика- одна из наиболееострых темобыденного,современногомассового инаучного сознания,вплоть доколлективного и индивидуального подсознательного, интуитивного и эмоциональногопереживаниясобытий политической жизни общества,особенно в еекритическиеэпохи. Современное знание о ролитике позволяет трактовать ее как важнейший факторестественноисторическогопроцесса в двухее основныхфункциях: всеобщегоорганизационногоначала общества и в качествеего конкретнойрегулятивно-контрольнойсферы или системы,направляющей жизнь, деятельность,отношениялюдей, общественных групп, классов,наций, народови стран. В этихдвух функциях ролитикавзаимодействуетс аналогичнымипо об-щественному значению и функциям сферами, уже упоминавшимися, определяети направляет их взаимодействие.Роль политикив этой системеобусловленатремя ее свойствами:универсальностью,всеохватывающим характером,способностьювоздействоватьна практическилюбые стороныжизни, элементы общества, события,отношения,начиная с масштабовгосударстваи кончая индивидуальными чертами характера человека;включенностью, или проникающей спо­собностью(инклюзивностью - от лат.iacludere - включать),т.е. возможностьюбезграничногопроникновения и, как следствие, атрибутивностью, т.е. способностью сочетатьсяс неполитическими общественнымифеноменами, отношениями и сферами. Таким же свойствомнаделены идругие организационно-регулятивныесферы, но в разной мере и в не стольимперативнойформе: правоможет не охватыватькультуру, идеологиюили мораль,морально-этическаясфера может не воздействоватьна экономикуи т.д. В то же время политикабеспрепятственно вступает в самые различные взаимодействия,образуя целые области управления,отношений, знания и воздействияна общество:политическая экономия иэкономическая политика, политическая идеология, культура, мораль, истина и др.Функциональность политики, ее свойство служить обществу не только позволяет ей глубоковоздействоватьна другиефункциональные сферы, но и связывает с ними. Политика глубоко опосредованаэкономич. сферойобщества, экономич.(базисными)отношениями и интересами,концентрированным выражением которых онаявляется. Экономич. основы поитикикак сферы управ­ления жизнедеятельностьюсвязывают политику и экономику через власть,точнее, два еевида: экономическую и политическую,через владениесредствамипроизводства,вещами, господствов сфере распределенияи т.п. конкретныеотношения,которые связываютполитику и экономику ипридают экономической деятельностиполитическийсмысл, а политическую трансформируют в экономическуюили позволяют ей получить экономическоевыражение. Диалектика отношений политики иэкономики, известная в терминах отношений базиса и надстройки,абстрактнатолько на всеобщем организационном,формирующем общество уровне. В конкретном обществе и в действительном общественном процессе она актуализируетсяво мкожестве форм: эко­номической,финансовой,социальнойполитике государства,его вмешательствев экономику,участии в ней,в производствеи в распределении,ее регулировании,в опоре на неегосударств,поли­тики,использованиии т.п. Точно так же политика связана сосферой культуры,определяющей культурныйее облик. Политическая культура), ее связь с историей,человеком,знанием. Неизбежны моральные и этическиеоценки и установки политики. Неверны представленияо возможности разделить политика и мораль (т.н.макиавеллизм). Политика м.б. более или менеенравственнойили совсембезнравственной,но это и определяетее отношениек морали и непомешает обществу оценивать ее моральность не так, как это делают ее творцы и исполнители(см. Мораль иполитика). Особые отношения связывают политику иидеологию. Еслинравственность,культура, знание,даже религия(несмотря на ее влияние вряде обществ)мало или редко могут определять и вдохновлять политику, то идеология слита с нейнепосредственно.Политика какобщественнаясущность неотделимаот сознанияобщества ичеловека, егоинтересов,потребностей,целей, мировоззрения.Реальная политикаосуществляетсяпартия­ми,носителями и генераторамиидеологии, встолкновенииидей. Связиполитики снаукой всегдапроблематичны, но со знанием непосредственныи нерасторжимы, ибо существует особое политическоезнание, безкоторого разработкаи осуществлениеполитики невозможны,даже если ононе обременено теорией и сводитсяк эмпирическим приемам, стандартным правилам инаивным хитростям. Глубокие сущностныесвойства всеобщихорганизационныхначал, создающих общество, ихуниверсальностьи проникающая способностьпорождаютпроблему границмежду ними,границ политики в том числе,или допустимогопространства,в пределахкоторого онимогут целесообразновзаимодействовать.Нарушение этих границ приводит к нежелательным, а нередко, вкрайних проявлениях,и к губительнымрезультатам:чрезмернойидеологизации,безмерной политизации неполитических и неидеологическихсфер деятельности,жизни, сознания.Нарушением будет и несоразмерноеограничениепространства,в котором призваносу­ществоватьто лая иное необходимоеначало. Ограничения такого рода создают вакуумобщественныхрегуляции,который непременнозаполняетсяодной из двухнаиболее экспансивныхсфер - политикой или идеологией.Результатом будут идеологизированные экономика,культура, наука, искусство,политизированное право и т.п. Лишь наиболее общие и политическинейтральныесферы - культура,мораль и вопределенноймере наука- не могут бытьизбыточными, если они проникаютв сферы экономики, права, той же политики илиидеологии.Соотношение регулятивныхсфер характеризуетполитическуюсистему страны,ее политический режим (авторитарных,тоталитарныйили демократический),облик общества(неоправданноидеологизированного,политизированноголибо не очень). Функционирование политики вобществе, ееобщественноебытие определяютсякак обществом,государством,властью, таки самой политикой,ее историческисложившимисяуниверсальнымии неизменными свойствамиили принципами ее существования.Их совокупностьи взаимныеотношениясоставляют основу общественногобытия политики.Оно определяетсядвояко: всеобщимиее свойствами, сложившимися в истории, и конкретными условиямиэпохи, реальнымиобществамии особенностямиих развития.К универсальнымсвойствамплитики, помимо трех, уже названных,можно отнестиее функционирование в рамках специфическогополитическогопроцесса- одного изобщественных процессовстрого определенной структуры (замкнутогосубъектомпроцесса и егообъектом- целью); вероятностныйхарактер такогопроцесса иплитики в ценлом:неизбеженсубоптимальный(неполный иусловный) характеринформации, необходимойдля проектированияи реализацииполитики;вероятностныеи информационныефакторы обус­ловливаютвозможность политических иллюзий и утопий - постоянныхспутников политики, и в то же времяобязательная актуализацияполитики, ее ориентация на первоочередныеи необходимые цели и рационализация,стремлениек наиболееэффективнымрешениям ее задач (речьидет, разумеется,о политике, реально направленной на достижениежелаемых результатов).В этой связиполитикапредстает какпроцесс целеполагания, как царство целей (Ж.Френд), целесообразная деятельность,развивающаяся в нескольких планах: общеисторическом, поскольку политика разных эпох различаетсяпо содержанию,целям, участникамполитического процесса,политическимот­ношениям в обществе(между властьюи народом, вразных политическихрешениях ит.д.); в пределаходной эпохиили одного периода, в егоначале и в конце;в рамках правленияодной группы, партии, силы, в периоды кризисов,подъемов и т.п. изменений.При этом остаетсянеизменнойструктура задач (порядок,стабильность,организацияили ликвидацияконфликтов,функционирование власти, оборонаи т.п.) и техникаполитическойдеятельности:организация сторонников,поддержкасоюзников,изоляция противников и борьба с ними,определениесоциальнойбазы политики,ее стратегиии тактики, приемов и методов, средств, выбор стиляполитической речи и языка плитики, символики,ритуала и т.д.Обязательныдля политикидоказательстваее ес­тественности,единственновозможной политики в данных условиях для решения определеннойзадачи, и процедуры легитимации, объяснения, оправдания и обоснования политики. Не легитимированнаятак или иначе политика невозможна, как невозможныбеспричинные явления, она лишь может быть более или менее разработаннойи ярче выраженной в программеправящего лицаили партии,правительства,в лозунгах,коммента­рияхи т.п. Легитимируетсялюбая политика- подлинноверная, адекватнаядействительностии нечеткоориентированная,либо заведомоложная, в желательностькоторой, однако,верят ее творцы. Совокупность свойств, универсальных начал и основделает оплитику возможной в любом обществе.Они наследуются,воспроизводятсяпри всех измененияхконкретногосодержанияполитики. В тоже время каждое новое общество,поколение,каждый человеквстречаетсяс ней как с чем-то новым, незнакомым, требующим понимания, участия, обучения, приобщения,социализации,а также защитыили вызывающим сопротивление. В качествеособой формы существованияполитики выступаеткак деятельность(что, впрочем,не отличаетее от другихсфер жизниобщества).Теоретическая,мыслительнаяполитическаядея­тельность формирует политическоесознание, мышление, менталитет, характеризующиеносителейполитики, их установки. Онавключает рядтворческихаспектов илиначал: искусство,творчество,работу воображения, интуицию,эмоциональные состояния,теоретическоепро­ектирование,планированиеи т.д. Рассудочныеначала этойдеятельностисочетаются,могут или должны (особенно в критических ситуациях) сочетаться с харизматическими,увлекающими, эмоционально и по содержанию привлекательными, подкупающими. В рамках мыслительной деятельностиоцениваютсярешающие дляполитики проблемыжелаемого иреально возможного,истинного иложного, верногои ошибочного. Мыслительная, теоретическаядеятельностьсоставляетидеальную форму бытия политики. Его материальную форму образуетполитическая практика,организационная и контрольнаядеятельность,конкретноеуправление,руководство,то, что называетсяработой с людьми:подбор и расстановкакадров, ихподготовка,обучение, обсуждениеи принятие решений, обмен информацией,организацияи функционированиеорганов власти,взаимодействиес го­сударственнымиучреждениямии мн. др. В обеихформах политикивыступает какинтеллектуальныйи предметно-практическийтруд со всеми присущими такому видутруда особенностями:его разделением, общественнойэффективностью (или неэффективностью), высокой социальнойответственностью,с высокой вероятностьюнепредвиденных последствийи двойственныхрезультатов,дискуссионностыорешений, методов,поисками ресурсови т.д. Эффективностьполитики определяетсяне только еюсамой, но и объективными условиями, вкоторых онавозникает иреализуетсяв обществе, егосостоянием,настроением,интересамии отношениямис властью,государствоми его аппаратами,а также зависитот необщественныхфакторов-природных, внешнеполитических,экологических:наличия природныхбогатств, состоянияпри­родногои внешнегоокружения. Обе формы существованияполитики, идеальнаяи предметная,объективируются, принимаютосязаемый,конкретный характер итолько такреализуютсяи воспринимаютсяобществом. Всвою очередь,это проявление,объективированиеполитики совершаетсядвояко - ввиде идей, теорий,убеждений,намерений,надежд - вразличныхявлениях сознания- и материально,в осязаемойпредметной форме. Материализацияполитики, приведениеее в действиев пред­метнойформе достигаетсясозданиемсоответствующихинструментовили средств:политическихинститутов(выборности,назначений,представительства,например, институтполитическихруково­дителейв армии и т.п.),институтов(органов, учреждений)власти - правительства,его аппаратови пр.; в документах,политическихтекстах программ,уставов, докладов,речей, распоряжений, инструкций, приказов, декретов;в зрелищной, аудиовизуальнойформе -пропаганде,лозунгах, средствахмассовой информации,в кинематографе,театре, литературе,в научных исследованиях.Совокупностьвсех этих проявленийполитики заполняетопределенноеполи­тическое пространство или, точнее,систему взаимодействующих пространств,которые могутсовмещаться,но могут и несовпадать(пространствавлияния разныхпартий, напр.). Пространственноеизмерениеполитики, равнокак и временное,характеризуетее роль в обществе, ее действенность,реальность,устойчивость,долговечность,целесообразностьи отношения политики собществом, ееместо в нем,существованиеполитики вопределеннойобщественнойсреде. В этой среде политика возникает,формируется как проявлениеинтересов,оформлениевзглядов, убеждений,господствующих настроений,идеологии,осознания задачи целей об­щества, более определенно доминирующих в обществеклассов или групп, еще уже -правящих сил, непосредственноопределяющих политику(руководствапартий, влиятельныхполитических движений,представителейобщественных групп и т.д.).Сформулированная в процессеобсуждения, борьбы и отбораидей и концепцийполитика доверяетсясозданной дляее осуществлениявласти (правительству,руководствутой или инойполитическойорганизациии т.д.), которая продолжает разрабатывать политику как определенный проект, формируетполитическийпроцесс, в которомтакая политика осуществляется,либо формируетсвою, новуюполитику, которуюи предлагаетобществу иливыдвинувшим ее силам. В этойсвязи возникаетвопрос об отношениях политики и власти: какисточнике ипричине политики и о политике,для которойвласть -средствоее осуществления,иначе говоря,о первенствеполитики либовласти. Вопрос этот имеет не только теоретическое,но и большое практическоезначение. Борьбаза власть, овладениевластью, еезахват, завоевание,просто мирныйконсти­туционный приход к властибез предварительнопродуманнойконцепцииполитики или с неясной идеейполитическогоразвития можетстать борьбойза власть радивласти и окончитьсядля общества,как и для неесамой, весьманегативнымирезультатами.В этом смыслеи решаетсявопрос о приматеполитики иинструментальностивласти. Приведеннаяв действиевластью и воспринятаяобществом, сего участием,политика формируетполитическую жизнь страны,создает своегорода политический быт с соответствующейполитическойкультурой, обычаями, традициями, навыками, общением, тем, что можноназвать культурнымбытием политикив двух его формах:духовной иматериальной.Они включаютвосприятиеполитики,политическоеповедение,воображение,надежды и чаяния,связанные сполити­ческими событиями, настроения подъема, апатии,безразличия,возмущение и др. В материализованныхкультурных выражениях политика предстаеткак зрелище,ритуал, театр,она украшенаатрибутами власти, славы,символамигосударстваи политическихформирований.Внешняя привлекательностьполитики служитодним из аргументовв ее пользу всознании общества,она определенным образом украшаетего политическуюжизнь, делает ее менее будничной. Быстро развиваетсяособая информационнаяформа жизни политики вобществе. Онаобразует весьма широкий класс политическихявлений и действий, оснащенных техническимисредствами,которые радикально изменили информационное пространствосовременной политики: сблизили центры информации, ее источники с получателями, сделали информациюпрактическимоментальной и одновременнойна любых дистанциях,обеспечилиее широкуюциркуляцию,обмен ею, сделалиобщедоступнойспецифическуюполитическуюречь, средствамирадио и телевидения дали возможностьнепосредственногонаблюдения за политическимтворчествоми политическимидействиями,готовят условиядля расширенияпрямого участияграждан в политике(голосованием,выражениеммнения и т.п.). Политическая жизнь общества включает политические отношения между людьми,группами, классами,частями страны,она в первую очередь и формируется такими отношениями.Как и другиевиды общественных отношений,политическиеотношенияобъе­диняют людей в функциональные группы (правящих,управляемых) и группы илислои, объединенныесходными убеждениями, общими целями,интересами,и сближают либоразоб­щают такие группы.Политическоеустройствогосударства,политическийрежим в стране,особенности культурно-историческогоразвития определяют господствующую тональностьполитическихотношений - либо конфликтных,либо спокойных,консенсусных,либо остроантагонистичных.Вместе с тем возникают и такие оценки политическойжизни, кактерпимостьили нетерпимость,единство иразобщенность,активностьи пассивность,размеже­вание правых и левых сил, образование крайних, экстремистских флангов, партий и группировоки т.п. Во всехсферах, гдеосуществляетсяполитика, онаимеет множествоконкретныхформ проявления- большей частьюнедолговечных,но нередкознаменательныхи оставляющихслед в истории.Все они делятсяна две взаимосвязанныегруппы: внутреннейи внешней политики.Конкретная политическая практикагосу­дарства,партий, лидеров,группировок - одна из самых насыщенных, напряженных и наглядныхформ политическойжизни общества.Она позволяетсудить о тактикеполитическойвласти, групп,течений и партийи об их стратегическихзамыслах. Развитаяполитика невозможнабез хорошоразработаннойстратегии,отражающейисторическиезапросы общества.Возможна истратегия,подчиняющая общество, а следовательно,и допускающая общение отношенийвласти, государства,правящих сил,с одной стороны,и общества,народа, человека- с другой. В этом случае не политика служит обществу, а общество обслуживает политику.Соответственнобудет строитьсяи политическаятактика институциональнойвласти. Этобудет тактикаподавления,господства,репрессий, ане тактикаединения, согласия,взаимодействия. Социальное, гуманистическое, культурное, идеологическое содержание политики так же многообразно,как и ее отдельныеформы. Конкретноони неповторимы,сменяются скаждым поворотом истории, но их принципиальная структуранеизменна. Она построена какрял оппозиций: агрессивная (внешняя) политика - миролюбивая, эксплуататорская • освободительная,тоталитарная,авторитарная- демократическая,реакционная- прогрессивнаяи т.д. Историческаяэволюция политикисвидетельствуето неизменностиее фундаментальныхоснов. Если онии будут когда-либоиными, то тольковместе с изменением всей системыор­ганизационных и регулятивно-контрольныхсфер общества.Перспективаисчезновенияполитики явнонереальна нив каком гипотетическомбудущем. Сохранитсяли государствоили отомрет- политика всеравно останетсяв тех же общественныхфункциях, нос другими субъектами.Ими могут быть и ассоциации,свободныесамоуправляющиеся группировкив рамках гражданскогообщества - во всех случаях политика как средство организации и регулирования жизни общества сохранит своезначение. Наиболее же актуальной в наше время остается еедемократизация,гуманизация, приближение к насущным запросам обществаи решение еесредствамиобщеисторическихзадач каждогоданного обществав русле прогрессаи обновления.Число и сложностьтаких задачпостоянновозрастают.Поэтому генеральнаяперспективаполитики-ее усложнение,повышение ееэффективностии ответственности.