Смекни!
smekni.com

Понятие "политическая культура" и его содержание (стр. 1 из 3)

Понятие "политическая культура" и его содержание.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обу­словлено их стремлением реализовать свои социально значимые инте­ресы. Однако реализация существующих у них интересов осуществля­ется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов по­литики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыс­лы и значения предписываются господствующей в обществе политиче­ской культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой при­держивается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых фундамента­льных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только по­литические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, вза­имодействия власти - индивида - общества.

В науке сложились два основных подхода к трактовке полити­ческой культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским ис­следователем С.Вербой (род.

1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политиче­скую культуру как психологический феномен. <<Каждая политическая система ,- отмечал он, - включена в особый образец ориентаций на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой">>. По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные инди­видом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипа­тии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценно­сти, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ по­литической деятельности (У.Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Наиболее последовательно такой подход выражается в понима­нии политической культуры как явления, базирующегося на ценност­ных, т.е. глубинных представлениях человека о политической вла­сти, которые воплощаются в самых типичных для него способах вза­имодействия с государством, формах практической деятельности. Ха­рактеризуя таким образом неразрывную связь политических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих поли­тических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подтвержденные каким-либо стрмительным изменениям под воздействием конъюктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культуравыра­жает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого по­ведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфе­ре политической власти (И.Шапиро, П.Шаран).

Характеризуя самые устойчивые представления человека и на­иболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активностисочетаются творческие и стереотипи­зированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданноского поведения, является важнейшим внутренним источни­ком эволюции и развития политической культуры.

В то же время сосуществование ценностей и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намере­ний и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней "логичным", "нелогичным" и "внелогичным" элементам (В.Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политиче­ского участия индивида.

Особой сложностью отличаетсястиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая ку­льтура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегри­ровать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и элек­тората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможно­сти руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правила, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на ко­торые сориентировано большинство или значительная часть населе­ния. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные це­ли "социалистического строительства" в значительной мере внедря­лись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расстование с социалистическим тсроем прошло там достаточно без­болезненно, в виде т.н. бархатных революций.

Однако в разных странах - и даже в тех, где нет существен­ных противоречий между официальной и реальной политической куль­турой, - всегда сужествуют различия в степени признания и подде­ржки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени ку­льтурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью чело­веческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию наси­лия, - там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шо­винистические движения и терроризм, охлократические формы проте­ста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и рас­ширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.

Строго говоря, политическая аультура отличается также и от предполитического (потестарного) учения граждан в отношениях вла­сти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориенти­рах, направленность которым задает круговая порука этноса, земля­ческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин), понимая свободу как "бесчинство разнузданности" (С.Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распро­странению болезненных энтофобий и вспышек насилмя в обществе.

Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расши­рять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации по­литической власти, строение ее институтов, характер межгосударст­венных отношений.

Назначение и функции политической культуры.

Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической ак­тивности человека, политическая культура характеризует его спо­собность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с привилами поли­тической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориента­ций человека, в опредмеченных формах его практической деятельно­сти, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закреп­ленной в строении органов политического и государственного управ­ления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воп­лощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

В целом политическая культура способна оказывать тройст­венное влияние на политические процессы и институты. Причем такая взможность сохраняется даже в случае изменения внешних обсто­ятельств и характера правящего режима. Так, например, в традици­онных обществах (аграрных, помтроенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период рефор­мации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации поли­тической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, об­вальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к пре­жним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способ­ным принудить людей к реализации новых для них принципов полити­ческого развития).