Границы татарских волостей (в Южной Зауралье) могут быть приблизительно восстановлены по актам XVII века, собранным Г.Ф. Миллером. По верховьям и среднему течению Исети жили тюрко-язычные племена терсяков, бачкырцев и сырянцев. Пустующая территория сырянцев стала первоначально местом промысла для соседних татарских групп, затем местом особенно интенсивной колонизацией русских. Терсяцкая волость находилась, согласно реконструкции Б.О. Долгих, по Исети в районе впадения в Исеть речки Терсюк. Бачкырская (или Башкирская) волость располагалась по реке Исети и прилегающих озёрах Устюше (современное Атяж) - Бехтемирковы юрты, Аксаргула (возможно Сараткул) - Баишевы юрты (1633 - 22 юрты).(12) Таким образом, волость начиналась между Исетью и Пышмой в бассейне реки Беляковка и озера Атяж.(13) Вместе с бачкырцами эту волость осваивали и татары из лежащей на Нице Кынырской волости. Часть населения этих волостей покинуло их в 1595 году, когда с Тюмени бежало 50 служилых татар с жёнами и детьми. По пути они захватили с собой 30 ясачных татар бачкырцев и кынырцев. Русский отряд, посланный вернуть бежавших нашёл их на острове по Исети. Татары отказались возвратиться, мотивировав свои действия слухами, будто воеводы хотят истребить 12 знатных татарских семей, а остальных заставить пахать пашню.(14) В 1615 году бежала в степь группа терсяков. Сырянцы ушли к Кучумовичам всем племенем (около 150 трудоспособных мужчин - всего 600 человек). Шикчинская и Каскаринская волость начиналась в районе самой Тюмени и далее тянулась далеко на юг. В ней, соответственно с центральным положением в уезде располагались крупные группы служилых татар. Затем из этой волости территория служилых татар была отделена от земель плательщиков ясака. Район данной волости захватывал северные и северо-восточные районы Зауралья. С. В. Бахрушин смог восстановить по сведениями биографию главы тюменских юртовских татар Майтмаса Ачекматова. Впервые он фигурирует в русских документах в группе татарских князей - вместе с Кашкарой- главой Каскаринской волости, с которыми сражался Ермак на Тоболе у устья Туры. Однако, в обстановке феодальной войны в Сибирском царстве, Майтмас Ачекматов сразу переходит на сторону русских в момент построения Тюмени в 1586 году и обложения ясаком территории по Исети и Тоболу. С этого года по 1618 Майтмас и занимает должность главы тюменских служилых татар. Майтмасу принадлежали земли по Тоболу ниже Исетского устья.(15) Известно, что Какшара вместе с ним ездили за беглыми бачкырцами и кынырцами на Исеть в 1596 году и были ограблены там. Так на примере отдельных князей можно проследить процесс инкорпорирования этноса Сибирских татар в сложную полиэтничную систему Русского государства. Показательно, что это сложное явление происходит в период жизни одного поколения, которое успевает и сражаться с русскими и послужить им. Исетско-Пышменская волость растянулась с Пышмы до низовьев Исети. Ремезов отмечает здесь в частности юрты Сенгульские, Летние, Бешкильские, Тенишевы. Верхотурский уезд захватывал западную часть Южного Зауралья в районе верховий Исети. По Исети, Чусовой и Уфе жили тюрко-язычные группы терсяков, Верхотурского уезда, родственные Тюменским терсякам. Между данными группами имели место тесные связи. Так, например, в 1603 году терсяки Верхотурского уезда вместе с татарами Бачкырской волости Тюменского уезда промышляли в бассейне Тобола - на притоке Уя Тогузаке. В 1630 году "верхние терсяки" с Чусовой бежали в Тюменский уезд к соплеменникам. В период 1641, 1646 и 1648 годов часть татар Верхотурского уезда отошли под ведение Уфимского уезда. Несколько ранее - до 1629 года к Уфимскому уезду отошла и Катайская волость по Исети, став его последней территорией на востоке. Г.Ф. Миллер сообщает о борьбе между администрацией Сибири и Уфимского уезда за земли по Исети. Он отмечает, что Катайская волость раньше "не причислялась к башкирским волостям", как в современное ему положение, а жители её назывались катайскими татарами.
Сложен вопрос этнической принадлежности вышеуказанных групп. Остаётся открытой проблема происхождения терсяков. То ли это тюркское племя, то ли тюркизированые потомки угро-язычного населения Приуралья. Невыяснен до конца и процесс выделения башкир из общей тюркской массы XVII-XVIII веках. Ещё Миллер считал "зырянцев" и терсяков Сибирскими татарами, а башкир в Тюменском уезде считал перебежчиками из Уфимского уезда. Однако, сейчас и зырянцы, и терсяки, и катайцы считаются башкирами.
Таким образом, необходимо заметить, что процесс вхождения территории Южного Зауралья в состав России существенно не отличался от аналогичных процессов на территории всего Сибирского царства, частью которого являлось Южное Зауралье наряду с другими группами татар. Тюрко-язычное население Южного Зауралья принесло присягу Ермаку - о чём свидетельствует грамота февраля 1586 года, написанная до прибытия отряда Сукина и Мясного в Сибирь. Наряду с другими группами аборигенов в Сибири, татары Южного Зауралья подтвердили присягу и стали платить ясак воеводам в Тюмень с лета 1586 года - о чём единогласно свидетельствуют работавшие с грамотами конца XVI - XVII веков Г.Ф. Миллер и И.Е. Фишер. Подтверждая, что после 1586 года "в кратное время реки Тура, Пышма, Исеть, Тавда и сам Тобол стали частью Тюменского уезда".(16) В качестве территории русских уездов земли Зауралья подвергались административной перекройке, соприкасались с русским населением, с вторжением Южных кочевников.
& 2
Калмыки и Южное Зауралье.
Калмыки - этнос, образовавшийся в условиях распада империи монголов, оказали значительное влияние на территории Южного Зауралья. В условиях постоянных междоусобных степных войн с казахами и восточными монголами часть калмыцких племён, потерпевших поражение на родине, вынуждена была искать новые кочевья в большом походе на Запад, затянувшимися на десятки лет, пока калмыки прочно не обосновались на Волге. По пути туда они пытались закрепиться и в степях к югу от Зауралья, пока их оттуда не вытеснили в 90-ее годы XVII века. Но на протяжении 20-80-ых годов XVII века именно калмыки являлись Южными соседями русских в Зауралье. В начале XVII века калмыки организовали серию ударов по кочевьям ногаев в Зауралье и Заволжье.(1) 1613 год является и годом конца ногайского влияния в Южном Зауралье. В 1610 году они совершили последний, зафиксированный в документах, крупный набег на русские ясачные волости Уфимского уезда по Миассу и Исети. В Тюмени об этом узнали от служивших людей конного казака Григория Пушникова "с товарищи", ездивших в Катайскую волость "для своей нужи". Возвращаясь назад, они остановились в Тулубаевых юртах Челзецкой волости на Бендяш озере, где узнали от татарина Бесоргена, что его брат Ендос с юртом и жена с детьми самого Бесоргена захвачены в плен. А теперь отряд ногаев продолжает двигаться, грабя и убивая ясачных людей по Исети в Тюменском направлении. 18 сентября 1610 года русские уже сообщили в Тюмени об угрозе волостям. Воевода Семён Волконский готовил ещё к отражению набега и послал отписки в соседние города.(2)
После этого из документов исчезают на несколько лет сведения о вооружённых столкновениях в Южном Зауралье. Ногаи ушли, а калмыки не торопились занять все их кочевья. В 1613 году поход русских из Тюмени на калмыков заставил последних вести себя более миролюбиво. В 1615 году в Таре начались переговоры русских с послами самых крупных Калмыцких гостей Баатыра, Тургена и Урлюка. Итого их стало новое принятие подданства в 1616 году большинством калмыцких феодалов. Те, кто хотел воевать на востоке и юге с главными конкурентами монголами и казахами, старались избегать столкновений с русскими, обеспечивая свой тыл. Правда уже в это время пользуясь слабыми вертикальными связями внутри калмыцкого сообщества пытаются проводить свою самостоятельную политическую игру в направлении север, где объектом их притязаний были богатые охотничьи угодья и ясачные волости сибирских городов (особенно по Миассу, Тоболу и Исети) и запад, где давно уже манили привольные волжские степи.
Теперь они постарались вступить в союз с Кучумовичами. Алей признали главой клана, а Канай для этой цели не подходил, они слишком тесно связали свою судьбу с разгромленными врагами калмыков ногаями. Зато значение Ишима, чьим тестем являлся сам тайша Урлюк, сразу возросло. С 1616 года его называют царём Сибири. Хотя Алей и остался жив, но его имя исчезает из документов. Известно только, что в 1626 году он жил в Ярославле тоже с титулом Сибирского царя.(3) В 1600 году Ишим приезжал в Уфу, откуда был переправлен в Москву, но сейчас именно он с сыновьями и внуками стал главным противником русских в Сибири.
Калмыки в поисках безопасных кочевий отошли к степям по Ишиму и Тоболу. Тайши Далай, Чокур, Урлюк и Байбагиш отправили посольство в Уфу, прося разрешения кочевать вблизи русских городов и обмениваться товарами. Русские разрешили и это ещё раз позволило калмыкам перегруппировать силы. В 1622 году нападению подверглись самые слабые из врагов ногаи, вновь прогнанные с Яика. Однако, на востоке дела шли всё хуже. Алтын-царь разбивал по одному отряды Талая и Харахуллы, к началу 20 годов XVII века его отряды занимали бывшие кочевья калмыков по Иртышу и солёным озёрам. Крупные силы калмыков вынуждены были прийти в Южное Зауралье. Осенью 1620 года на Щучье озеро в 4 днях пути от Тюмени приехали Ишим и тайша Сайчак с 50 воинами. Об этом принесли весть в Тюмень тюменские служившие татары Аткузял Бякшиев и Бекмаметко Менков, зверовавшие на озере. Ограбя татар, Ишим отпустил их и далее назад к реке Камышлову, где собирались главные силы калмыков теснили войсками Алтын-хана.(4) В 1621 году по Тоболу кочевал тайша Зенгул, совершавший оттуда набег на восточные волости Уфимского уезда. Впрочем большинство тайм не хотели войны с русскими и старались решать конфликты с ясачными людьми мирным путём. Так, когда один башкир застрелил на охоте калмыцкого мальчика в урочище Хам-Карагай на верховьях Тобола, (видимо, тот заехал в чужую башкирскую охотничью вотчину) тайша Куралай ограничился выкупом за убитого, не желая начинать столкновения с башкирами и стоявшими за ними русскими.