Смекни!
smekni.com

Россия между открытым и закрытым обществом (стр. 1 из 3)

А. С. Ахиезер

В основе идеи "открытого общества" лежит представление о том, что общество, если его рассматривать во всей его всемирно-исторической целостности, должно качественно изменяться, чтобы сохранить стабильность, обеспечить свою выживаемость.

Усложнение человеческого мира требует превращения закрытого общества в открытое. Иначе люди в этом обществе будут не в состоянии формировать способности, адекватные нарастающей сложности мира. Это ведет к снижению эффективности принимаемых решений, росту дезорганизации, угрожающей перерасти в катастрофу, в распад общества. Проблема открытости - форма выражения способности людей, сохранить сложное общество, изменяя его так, чтобы предотвратить его опасную дезорганизацию.

Как возможно движение к открытому обществу?

Каков механизм развития открытого общества? Человеческое творчество - кумулятивный процесс, не исключающий, однако, массовых разрушительных поворотов в обратном направлении. Жертвой этих поворотов является творческий потенциал значительного количества людей не только в результате насилия, но и общей атмосферы массовых фобий, попыток решать проблемы избиением "оборотней". Разрушительные последствия имеет распространение массовой веры, что избиение сил зла и есть путь добра, массовой убежденности, что все проблемы решаются реализацией некоторой абсолютной идеи. При этом само содержание этой идеи может и не иметь значения, важно лишь что она внедряется через разрушительный монолог.

Путь к открытому обществу лежит не на шумной внешней стороне исторического процесса с войнами, революциями, подвигами и преступлениями властителей и т.д., о чем так любят писать историки. Этот путь прокладывается где-то на скрытой стороне, где человек, погруженный в повседневность, решает свои бесконечно разнообразные проблемы. Там, отвечая на сложность повседневности, человек накапливал умение, творческий потенциал, новые смыслы. В древности этот процесс шел столь медленно, что его нельзя было заметить на протяжении поколений. Например, совершенствование примитивных орудий архаичным человеком не было результатом заранее поставленной цели. Совершенствование орудий, прогресс средств не были культурной ценностью, но шли интуитивно, подсознательно, возможно как результат напряженного стремления сохранить все, как было, и, одновременно, как результат определенной игры неосознанных творческих сил. Представление о развитии, о совершенствовании распространялось на все этажи культуры из зародившегося вместе с культурой представления об освоении детьми сложившейся культуры. В пользу этой гипотезы свидетельствует исключительная важность представлений о семье, малых сообществ как основы для формирования большого общества, государства. На протяжении веков рядовые люди рассматривались как "дети", а в качестве "отца" выступало первое лицо. Отсюда вытекало представление, что общество зависит от того, как "дети" осваивают то, чему учит "отец". Это открывало возможность для понимания того, что общество зависит от способности "детей" творчески осваивать культуру.

Человечество шло к открытости не через борьбу со "злодеями". Открытость - это борьба человека с собой, с собственным страхом перед изменениями, с неумением их отбирать, осваивать и интегрировать. Развитие открытости шло по пути преодоления синкретизма, то есть первобытной нерасчлененности представлений, всей жизни общества. Распад синкретизма не сводится к отделению искусства от религии, науки от повседневности, знания одной вещи от знания другой и т.д. Он включает постепенное выделение особых типов отношений людей из нерасчлененного целого и превращения каждого из них в особый предмет озабоченности, то есть в отношения, открытые для изменений. Последовательное вычленение различных форм этих отношений является важнейшим шагом в формировании открытости.

Человек сумел выделить из синкретизма особый тип отношений, связанный с развитием технологии, технических средств, необходимых для осуществления сложившихся в культуре целей. Иначе говоря, люди перешли от подсознательного развития техники к осознанному. Важный элемент общественной жизни превратился в предмет творческой рефлексии. Способность превращать развитие технических средств в особую проблему не могло существовать без одновременной способности выделить отношения людей в сфере эксплуатации технологии в особый предмет, подлежащий совершенствованию.

Еще одним этапом распада синкретизма было вычленение организационных отношений на предприятии, в учреждении, армии, любом сообществе. Возникла способность изменять организацию предприятия и вообще всех сообществ в соответствии с изменяющейся целью, с задачей повышения эффективности, подчинять структуру функции. Предприятие, если оно находится в условиях напряженных, изменяющихся рыночных отношений, может выжить лишь при условии, если оно окажется способным отвечать на изменяющиеся требования рынка. Этот ответ заключается не только и не столько в "сохранении коллектива", существующих в нем традиционных, патриархальных отношений, но в открытой способности людей изменять состав работающих, их отношения между собой.

И, наконец, возникает способность изменять общество в целом, все типы отношений. Они превращаются в предмет диалога, в предмет реформ, изменений и управления (не путать с манипулированием), в открытый предмет воспроизводства. Этот по сути бесконечный процесс распада синкретизма, включающий качественное изменение культуры, усиление ее диалогичности, преодоление закрытости, осознание возможности и необходимости подчинять структуру функции и есть сердцевина формирования открытости в обществе.

Об открытом обществе стало возможно говорить тогда, когда творческая способность людей формировать новые отношения постепенно достигла способности повседневно совершенствовать государственные отношения через формирование всеобщего диалога в масштабе гражданского общества. Открытое общество возможно в гражданском обществе, где культура и вся система отношений ориентированы на стимулирование развития личности как субъекта творческих инноваций. В нем формируется государство, способное охранять право каждого на формирование культурных инноваций, их культивировать, излагать, проповедовать, критиковать, совершенствовать государство, бороться за свободное участие в политическом диалоге на всех уровнях общества. Тем самым государство из традиционного инструмента ограничения творчества, подавления личности превращалось в защитника личности. Государство из воплощения закрытости становится защитником открытости, его источников. Оно превращается в институт, защищающий творческую личность от насилия со стороны самой власти, от противников расширения и углубления творчества, от сил противостоящих открытости.

При этом оно само превращалось в открытое для личности.

Каждый шаг этого сложного процесса формирования открытости включает в себя развитие культуры, формирование сдвигов в культурных программах. Этот процесс мог иметь место лишь в условиях роста способности людей формировать позитивные инновации, вступать в диалог в связи и по поводу этих инноваций, их приемлемости для общества. Это возможно на основе роста массового творческого потенциала. Сердцевиной этого процесса является частная инициатива, вторжение творчества в сферу все более сложных отношений, в хозяйство, экономику, политическую жизнь, в функционирование государства. Люди постепенно осознали, что все, что нас окружает, все наши способности есть результат творческого потенциала носителей частной инициативы, результат открытости. Любое достижение в этой области всегда вызывает недовольство своей недостаточностью и тем самым дает стимул его дальнейшему углублению.

Россия между закрытым и открытым обществом

Картину изменений в жизни каждой страны, человечества в целом невозможно понять игнорируя рассмотрение современного мира через дуальную оппозицию "традиционная - либеральная суперцивилизация". В современном мире существует группа стран, принадлежащих к либеральной суперцивилизации. В них либеральные ценности, ценности открытого общества, занимают ведущее место, оттеснив ценности традиционного общества, и постоянно пытаясь превратить монолог традиционализма в один из голосов диалога. Сюда относятся прежде всего страны, которые раньше у нас соотносились с развитым капитализмом. В них, однако, существуют анклавы традиционализма, часто глубоко разрушенного, например, негритянские гетто в США. Активно традиционализм в странах открытого общества подчас становится основой борьбы с новыми ценностями открытого общества, подчас методами монолога в его крайних формах, методами терроризма. При всей его бесчеловечности он не в состоянии сокрушить открытое общество в его твердынях. Специфика терроризма заключается в том, что слабость своего энергетического потенциала он пытается компенсировать крайностями своих методов, или как стали недавно говорить у нас, беспределом.

Традиционализм в чистом виде уже не существует. Возможно, что его еще можно найти в отдаленных племенах Африки, Латинской Америки. Современный традиционализм в возрастающих масштабах пронизывает утилитаризм. Отношения между ними являются крайне сложными. С одной стороны, утилитаризм разлагает синкретизм, формируя представления о мире как бесконечном наборе реальных и потенциальных средств. Но, с другой стороны, утилитаризм служит основой для превращения элементов открытого общества в ценность для людей закрытого общества, в средство для укрепления традиционализма, позволяет использовать для защиты закрытости достижения открытого общества. Тем самым в современном мире традиционализм в значительной степени силен чужой силой, в частности западной техникой и наукой. Для таких стран, как Ирак, Ливия, Иран характерно стремление сохранить основы традиционализма, закрытого общества, максимально используя научно-технические достижения открытого общества и, не в последнюю очередь, в сферах, необходимых для войны. Утилитаризм, следовательно, в определенном, ограниченном смысле представляет собой переходный "идеал между традиционализмом и либерализмом, между закрытостью и открытостью. Его роль в современном мире двойственна, противоречива.