Трудно не заметить, что в наступлении на интересы России и непокорных славянских православных "варваров", как и в прошлом, латинский Запад, прежде всего англосаксонские интересы вступают в геополитический и духовный союз с "более цивилизованным" исламом. Для того чтобы рассечь Балканы зеленым коридором, Запад не побоялся создать воинствующее мусульманское государство в центре Европы - Боснию, не взирая на стратегическую цель А.Изетбеговича - создание исламской федерации от Адриатики до Великой китайской стены. Теперь на повестке дня противоправное и насильственное отторжение от Сербии Косова. Колыбель сербской государственности, древнюю землю державы Неманичей, отчину Св.Саввы Сербского Запад хочет отдать албанцам, которые даже в 1945г, после того как сербы потеряли на душу населения больше всех наций Европы, составляли в Косово меньшинство.
Очевидно, что оккупация Косова - продуманная и принятая к исполнению цель США независимо от действительного положения дел в Югославии, которая не угрожает ни одному члену НАТО. Эта цель столь важна для США, что она оправдывает средства - грубую агрессию против суверенного государства, обесценившую международное право. Это необходимо им для устранения препятствия на пути фронтального расширения НАТО и военно-политического овладения всей Европой, а также и по другим причинам. Используя в своей борьбе с непокорными славянами Турцию и албанцев, США стремятся контролировать этот процесс. Это приобретает актуальность по мере того, как мировой ислам превращается в серьезнейший геополитический, демографический, финансовый и военный фактор современного мира, приближая гипотетический момент, когда исламские государства попробуют реализовать свои геополитические цели в мировой истории без оглядки на западных покровителей. К тому же, "Блистательная Порта", пять десятилетий верно отслужившая плацдармом НАТО на южных подступах к России, проявляет неудержимое стремление к историческому реваншу.
Таким образом, драма Югославии, помещенной на стыке мировых цивилизаций, как в капле воды отражает все противоречия мира, двадцатого столетия и своей нации. Это и извечное пренебрежение к "восточным варварам", лежащее в самом культурно-историческом сознании Запада, перенесенное на соперничающий образ в христианской истории и воплотившееся в многовековом наступлении латинства на Православие. Это и плачевный итог соперничества двух рационалистических проектов земного рая без Бога - марксистского и либерального. Это духовное и геополитическое соперничество после распада исторического государства российского. На этой земле сейчас решаются не только судьба сербов, но и пути мировой истории. Поэтому Югославия, попираемая Западом - сегодня как никогда - великая держава. На пороге Третьего тысячелетия во всем своем масштабе опять встают Мировой Восточный вопрос и вселенская дилемма "Россия и Европа".
* * *
Эта дилемма не нова, "как и не ново открытие, что другие народы нас не знают и не понимают, что они боятся России, не сочувствуют ей и готовы радоваться всякому ее ослаблению" - писал с горечью Иван Ильин: "М.В.Ломоносов и А.С.Пушкин первые поняли своеобразие России, ее особенность от Европы, ее "не-европейскость". Ф.М. Достоевский и Н.Я. Данилевский первые поняли, что Европа нас не знает, не понимает и не любит. С тех пор прошли долгие годы, и мы должны были испытать на себе и подтвердить, что все эти великие русские люди были прозорливы и правы".
Так называемый Восточный вопрос, через призму которого проявляются наиболее многогранно все уровни и аспекты противоречий и движущие силы мировой истории, во всем своем исполинском масштабе проявляется ко второй половине XIX века. Именно к этому времени в основном сформировались те действующие силы в европейской политике, что определяли ее внутренние пружины. Оформление главных субъектов европейской политики, которые сохранили свою роль держав до наших дней, происходило в течение предшествующих двух веков. Уже в XVII-XVIII веках в корне изменилось соотношение сил главных государств Европы. Державы, самые могущественные в начале периода, отступили к его концу на второй план. В состояние упадка пришли Польша, Швеция и Турция. В то же время на Западе быстро восходила звезда Англии, пронизанной пуританским духом превосходства и деловой активности.
Явление огромного значения, изменившего все международное положение в Европе, представлял рост могущества России в XVII-XVIII вв. Россия превратилась к этому времени в огромную империю, простиравшуюся от Балтийского моря до Тихого океана, равной которой по размерам Европа не знала со времен Рима. Подвергнувшись невиданному в истории опустошению и разрушению монголами, истощаемая почти в течение трех веков материально, Русь тем не менее на удивление окружающему миру сумела освободиться от этого ига в 1480 году при Иване III и сразу же стала набирать силу как одно их самых мощных государств. К.Маркс, не жаловавший Россию, писал: "Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь Московита..."
Превращение Руси в Россию завершилось к концу XVIII в., что было залогом судьбы православной цивилизации. Будучи свободной от культуртрегерской агрессивности, столь присущей католическому романо-германскому духу, православная цивилизация могла устоять, лишь самоукрупнившись и заняв определенное географическое положение. Это осознанно или интуитивно чувствовали русские Государи от Александра Невского, спасшего Православие от духовного поглощения латинством, до Петра I. Петр Великий немного ценил русское своеобразие, но первым оценил необычайный потенциал России и народа и прекрасно ощутил новые геополитические нужды государства, парализованного давлением Швеции и Польши, а с другой стороны вассалом Турецкой империи - Крымским ханством (бывшим улусом Золотой Орды, завоевавшей православную Тавриду).
Этот путь проходил через стояние на реке Угре, через смуту и изгнание поляков из оскверненного ими Кремля. На этом пути особое значение имело восстановление общей исторической судьбы православных россов - малороссов, белорусов и великороссов, сделавшее их неуязвимыми от давления антиправославных сил, а также выход России к морям: к Балтийским берегам на северо-западе, к Черному морю с окончательным закреплением в Крыму - на Юге и к Тихому океану, что завершило освоение Сибири и Дальнего Востока. Именно на этом обильно политом русской кровью пути Потемкин стал Таврическим, Румянцев - Задунайским, Суворов - Рымникским, Дибич - Забалканским, Паскевич - Эриваньским, Муравьевы - Карским и Амурским. Трудно представить себе мир, если бы Сибирь и Дальний Восток стали легкой добычей Китая и Японии. Что было бы с Европой, если бы она, окатоличив восточных славян, напрямую столкнулась с Азией сначала в лице монгольских кочевников, затем турок, которые однажды уже подошли к Вене...
"Цивилизованная" Европа, спасенная русским кордоном от многих опустошительных завоеваний, тем не менее, нелегко мирилась с этими геополитическими сдвигами. Как писал Пушкин, обладавший удивительным историческим чутьем, "России определено было высокое предназначение... ее необозримые равнины поглотили силу монголов, варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией. Но Европа всегда была в отношении России столь же невежественна, как неблагодарна".
* * *
Уже талант и эрудиция великого русского историка С.М.Соловьева побудили интерпретировать эту тему шире, чем она понималась в политической терминологии и дипломатическом лексиконе второй половины XIX века - лишь как вопрос о черноморских проливах и судьбе освобождающихся из под турецкого ига славянских и греческих территорий. Он назвал Мировым Восточным вопросом протянувшееся сквозь тысячелетие историческое соперничество между Европой и Азией, между "европейским и азиатским духом". Его панорамный взгляд на историю позволил осознать, что борьба и соперничество цивилизаций была важней движущей силой мировой истории.
На Западе осознание "мирового восточного вопроса", своеобразно проявилось в классической геополитике, которая указала на историческую закономерность взаимного сдерживания и соперничества "больших пространств". Собственно термин геополитика был введен шведским ученым - пангерманистом Р.Челленом. Классические разработки связаны с трудами таких классиков как К. Риттер, Ф. Ратцель, Х. Маккиндер, К. Хаусхофер. Именно атропогеографические и политико-географические воззрения Ф.Ратцеля составили тот "питательный бульон", которым была вскормлена геополитика ХХ века. При всех различиях эти ученые, принадлежа в целом к школе географического детерминизма, в значительной мере исходили из борьбы государств - организмов за выживание.
Интересно, что в терминологии классической геополитики и схем Х. Маккиндера, на основании которых во многом осуществляется политика сдерживания России со стороны Запада, - континент Евразия назван Мировым Островом, контроль над которым обеспечивает господство над миром. Южная граница Европы и Азии с центром почти в Тавриде определена как Сердцевина Земли - Хартленд. И тот, кто контролирует эту Сердцевину, владеет ключом к Мировому Острову. Эта отвлеченная абстракция выражает чисто натуралистический подход к толкованию истории и отнюдь не может объяснить всех ее движущих сил, но и она проявлялась неоднократно в борьбе и взаимодействии оказавшихся волей судьбы на сердцевинной земле народов - прежде всего России, среди прочего и как проблема XIX века - борьба за контроль над черноморскими проливами.