Если же это чувство беспомощности преследует нас достаточно долго, оно может стать нашей второй натурой. Ощущение безнадежности, неспособности изменить ситуацию, в которой мы оказались, несомненно, хорошо знакомо бедным людям и жителям третьего мира, где люди живут в трущобах и гетто. Из приблизительно шести миллиардов человек, составляющих население земного шара, половина — три миллиарда — живет меньше чем на два доллара в день. Ощущение безнадежности преследует этих людей неотступно, безжалостно, и ситуация кажется абсолютно непоправимой.
Однако сходные переживания можно обнаружить во всех слоях общества в форме фатализма и нигилизма: это глубоко укоренившееся убеждение, что ничего невозможно предпринять для того, чтобы изменить положение вещей, и что события и дальше будут происходить абсолютно независимо от того, что мы предпринимаем.
Истина же состоит в том, что человек, оказавшийся за гранью безнадежности, практически не может самостоятельно вытащить себя из болота, в котором он увязает. Дополнительный приток энергии должен поступать из внешних источников. Следует признать, что человек не может полагаться лишь на помощь свыше — помощь должна исходить от других людей. Мы нуждаемся в помощи друг друга, и нет ничего постыдного в том, чтобы признать этот факт, — однако мы не приучены видеть эту потребность. Свойственная нам склонность «самому нести свой крест» способствует ощущению своего бессилия и мешает нам видеть, какой огромной властью мы в действительности можем обладать.
Истина состоит в том, что бессилие и изоляция идут рука об руку. Даже если мы лишены власти как индивиды, мы можем обрести власть, если соединим с другими людьми свои усилия, чтобы изменить положение вещей. Люди, действующие организованно, обладают поразительными возможностями. Те, чьей функцией является контроль других людей, хорошо осознают ту власть, которой обладают организованные люди. Именно поэтому в тоталитарных государствах предпринимаются столь жестокие меры, препятствующие скоплению людей (за исключением спортивных соревнований, на которых их внимание отвлечено от ощущения собственного бессилия), а также направленные против профсоюзов и политических партий, предоставляющих людям столь пугающие возможности для объединения.
В ощущении своего безвластия всегда присутствует компонент, оправдывающий это чувство, однако отчасти наше чувство безвластия всегда остается ничем не обоснованным. Даже учитывая тот факт, что все мы в определенной степени бессильны противостоять событиям и людям, угнетающим нас, мы все равно обладаем достаточной властью для того, чтобы изменить ситуацию. Там, где бессилен один человек, восемь единомышленников уже имеют шанс на победу, двенадцать способны повернуть ход событий, а сто могут сдвинуть горы. Достаточно задуматься о том, чего смогли достичь Иисус Христос и его двенадцать апостолов.
Основным средством против безвластия являются коллективные действия. Миф о безвластии живет лишь до тех пор, пока люди не сорганизуются для прихода к власти.
Миф 3. Мы можем иметь столько власти, сколько захотим
Наряду с мифом о нашем безвластии существует и другой миф, согласно которому наша жизнь является именно такой, какой мы сами ее выбираем. Если мы по-настоящему хотим достичь успеха, мы можем добиться его, и сумеем ли мы это сделать или нет, зависит исключительно от нас самих. Мы единолично распоряжаемся собственной судьбой; короче говоря, мы творим нашу собственную реальность.
Я называю это представление «мыном американской мечты», поскольку оно является продуктом экономических и географических условий, в которых граждане США жили на протяжении прошедшего столетия. Условия изобилия, которые небольшому проценту населения легко удается обращать к собственной выгоде, породили у большинства жителей Северной Америки иллюзию, что достижение успеха и счастья является лишь вопросом готовности достаточно упорно трудиться.
Американская мечта для большинства американцев в значительной степени оказалась иллюзией. В последнее время эта мечта становится все более иллюзорной, и тем не менее миф продолжает жить. Многие из нас по-прежнему верят, что могут реализовать эту мечту и когда-нибудь осуществят ее, точно также как некоторые из нас могут выиграть и обязательно выиграют в лотерею. Но дело в том, что большинство из нас не выигрывает. И все же эта идея, которая приобрела столь широкое распространение, действительно имеет под собой реальное основание: поиски счастья являются вполне реальным усилием и в значительной степени зависят от наших взглядов на жизнь и наших действий. Но когда такая точка зрения искажается и превращается в бессмысленную веру в нашу абсолютную власть над собственной судьбой, она вполне обоснованно начинает рассматриваться как некое идиотское представление.
Слово «идиот» происходит от греческого idiotes, что означает «человек, стоящий в одиночку». Соответственно, идиотское представление представляет собой миф о том, что отдельный человек обладает властью и силой. Сегодня многие люди пытаются строить свою жизнь, руководствуясь этим мифом. Они стремятся к ощущению своей власти и полагают, что, если им удастся достичь успеха, их субъективное чувство власти будет соответствовать их реальной власти над окружающим миром. А когда им не удается достичь желаемого, когда они терпят неудачу или выбиваются из сил, они обвиняют себя в своем провале, считая, что им не хватило концентрации, силы воли или правильной духовной установки. Реальность же состоит в том, что успехи и неудачи в этой жизни зависят от чего-то большего, чем наши изолированные действия и мысли.
Люди часто ощущают свою власть. Это чувство может базироваться на объективной реальности, а может быть и чисто субъективным переживанием. Однако даже в тех случаях, когда ощущение власти является исключительно субъективным, это не означает, что оно непременно является полностью иллюзорным. Субъективная власть выступает в качестве катализатора для развития реальной власти. Уверенность в себе и сила позитивного мышления наделяют нас определенной реальной властью, поскольку даруют нам веру и надежду. Эти чувства питают собой объективную власть. Тем не менее полагаться на это ощущение власти как на стабильный источник власти в этом мире может стать ошибкой, ведущей к безвластию.
Почему же этот миф столь притягателен? Дело в том, что он помогает нам временно бежать от ужасного чувства неспособности держаться на плаву. Когда нас охватывает страх, что нам не справиться с этой жизнью, наши души греет мысль о том, что благодаря волевым усилиям мы сможем единолично повернуть обстоятельства в собственную пользу и изменить свою жизнь к лучшему. Это придает нашей жизни смысл и цель. К сожалению, в большинстве случаев этот миф вводит нас в заблуждение. Безусловно, надежда является важным фактором в жизни людей. В минуты, когда мы полностью дезориентированы и парализованы, луч надежды способен вселить в нас новые силы, придать нам дополнительный всплеск энергии, который действительно может стронуть нас с мертвой точки. Однако сама по себе надежда — всего лишь вспышка, как запал на динамитной шашке, а чтобы сдвинуть горы, требуется что-то еще, что произвело бы реальное действие. Полагаться на эту иллюзорную вспышку как на источник власти в нашей жизни является ошибкой.
Но прежде чем мы сможем обрести реальную власть, мы должны осознать, что постулат, гласящий, будто мы хозяева собственной судьбы, — не более чем миф. Истина состоит в том, что мы не являемся ни совершенно безвластными, ни обладаем полной властью творить собственную реальность. Реальность лежит где-то посередине. Иногда, при определенных обстоятельствах, мы можем творить собственную реальность. Порой мы поистине бессильны. Большую же часть времени мы обладаем властью, достаточной для совершения определенных вещей, но не способны на совершение некоторых других. Наши действия определяются не только нашим собственным выбором, но и окружающей реальностью.
Достижение успеха в жизни является не только следствием нашего упорства, но и тех возможностей, которые встречаются на нашем пути. Оно зависит от того, сколько людей поддерживает наши усилия, какие ресурсы находятся в нашем распоряжении, а также от того, как много мы знаем о власти. Власть, которой мы обладаем в определенный момент времени, зависит от того, какие силы нам удается привлечь к изменению ситуации и насколько благожелательно реагирует окружающий мир на наши попытки. Это соотношение может составлять 50/50 (или 70/30, или 80/20). Наша власть отчасти зависит от того, что делаем мы, отчасти от того, что делают люди в ответ на наши действия, а отчасти — от простого везения. В реальном мире миф о нашем полном бессилии, как и миф об абсолютной власти, лишен всякого смысла. По-настоящему же мы нуждаемся в глубоких знаниях, касающихся власти и механизмов ее функционирования.
Для того чтобы наши усилия увенчались успехом, мы должны стать грамотными в вопросах власти; мы должны осознать факт существования власти и методы, используемые людьми, обладающими сверхвластью, а также осознать ту власть, которой обладает каждый из нас. Поняв, каким образом распределяется власть и какая ее часть принадлежит другим людям, мы сделаем важнейший шаг к пониманию феномена власти и к тому, чтобы вернуть себе ту ее часть, которая была узурпирована людьми, обладающими ею в избытке. Без этого мы не сможем в полной степени использовать собственную власть: мы не сможем понять, какой властью мы могли бы обладать, какую часть ее мы отдали и какую власть мы не смогли развить в самих себе.