Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе собранных материалов и на примере двух западноевропейских стран Франции и Германии, раскрыть роль и место мусульманской диаспоры в общественно-политической и социально-культурной сферах этих государств,
проанализировать сложные процессы взаимодействия между европейскими «принимающими» обществами и мусульманским иммигрантским меньшинством.
____________________
1См.: Васильев Л.С. Ислам и террор // Общественные науки и современность. 2006. №1; Кива А.В., Федоров В.А. Анатомия Экстремизма // Общественные науки и современность. 2003. №1; Кудрявцев А.В. «Вторая религия» Франции. Мусульманский вопрос на галльской земле // Независимая газета. 2002. 18 сентября; Леванский С.А. Германия: федерализм в многонациональном государстве // Полис. 1995. №5; Максимычев И.С. Новый национальный авопрос в Германии // Современная Европа: Институт Европы РАН, 2004.№2; Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток. 2006. №1; Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000; Примаков Е.М. Это Ближний Восток, это своя специфика // Международная жизнь. 2006. №4; Севостьянов И.П. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм – это совсем не одно и то же // Международная жизнь, 1996. №5
Сформулированная цель конкретизируется следующими основными задачами:
- проследить исторические предпосылки и условия появления мусульманских общин в Европе;
- определить этнический и религиозный состав мусульманских общин Германии и Франции;
- исследовать общественные процессы в германском и французском обществах, вызванные мусульманским присутствием;
- изучить процесс интеграции исламских общин в европейское общество, оценить ее результаты к началу XXI века;
- проанализировать практическую деятельность мусульманских организаций Западной Европы: определить степень их соответствия или несоответствия европейским законам и ценностям;
- рассмотреть причины возросшей активности экстремистских группировок на Западе, проанализировать теоретические основы исламского радикализма.
Методологическую и теоретическую основу предложенного научного исследования составляют труды зарубежных, российских и советских историков, социологов, философов, посвященные проблемам сосуществования систем, представленных разными религиями, вопросам интеграции мусульманского меньшинства во все структуры европейского общества и социального статуса мусульманских иммигрантов. В работе используется принцип историзма, позволяющий проследить исследуемые явления и процессы в их конкретно-исторической обусловленности и развитии. Использование в научной работе сравнительно-исторического метода и методологии системного подхода, анализ событий с учетом специфики стран и регионов, представление рассматриваемых исторических событий в многовариантном процессе, позволили автору глубже понять исторические процессы и зафиксировать их особенности. Очевидно, что только знанием экстремистских взглядов лидеров организаций или крайней религиозностью мусульман нельзя объяснить причины растущей агрессивности части мусульман и настороженного отношения к ним европейцев. Важно знать историю возникновения организаций, иерархию власти в меньшинствах, содержание программных документов, отношение правительственных структур к изложенным в них проблемам. В силу этого необходимо, на наш взгляд, привлечение к исследованию таких современных направлений научных исследований, как конфликтология, социология межэтнических отношений, этнополитология и этнопсихология.
Источниковую базу работы составили разнообразные по видам и степени информированности источники. Выбор круга источников обусловлен направленностью исследования. Их можно условно разделить на несколько групп.
В первую группу вошли официальные государственные документы рассматриваемого периода, касающиеся исследуемой проблематики. В этот перечень внесены Национальные хартии государств арабского мира, конституции стран Африки, соглашения Франции и Германии с отдельными государствами Азии и Африки, в которых закрепляются законодательные основы массовой иммиграции мусульман в бывшие метрополии1.
Данную группу формируют также законы, регулирующие вопросы приобретения и перемены гражданства, режим иммиграции и приобретения политического убежища, документы и декларации по правам человека и гражданина, принятые в западноевропейских государствах2.
К этой группе отнесены законы по миграционной политике Германии и Франции, соглашения, заключенные как между правительственными структурами и мусульманскими организациями, так и хартии, подписанные представителями мусульманских общин3.
Вторую группу составила документально-справочная литература в форме древних и средневековых источников по истории и этнографии региона распространения ислама4, трудов арабских богословов XII-XV вв.5,
справочников по исламу и другим религиям стран Азии и Африки6.
К третьей категории источников следует отнести труды и речи государственных и общественных деятелей. В этих работах излагаются теоретические основы различных течений, ведется полемика с оппонентами7.
В данную группу включены материалы, содержащие политические взгляды европейских общественных деятелей по вопросу присутствия мусульманских
иммигрантов, и документы, подтверждающие позицию лидеров мусульманских общин и организаций рассматриваемого периода8.
_______________________________
1См.: European Directory of Migrant and Ethic Minority Organisations / Publ. by Europe an Research Centre on Migration and Ethnic Relations (ERCOMER) Utrecht, 1996; Journal officiel de la Republigue Francaise. Lois et decret. 1956, № 146; Journal officiel de la Republigue Francaise. Lois et decret. 1958, № 234; Republigue Francaise, minister des colonies. Conference Africans-Francaise-Brazzaville, 30 janvier 1944-8 fevrier – 1944 I.B.M.L. – P., 1945.
2Конституции государств Европейского Союза. М., 1997; Rapport du Hauh de la francophonie. Agence pour I’enseinemeub francais a I’etranger. P., 1994; Ausländer in der Bundesrepublik Deutschland / Hrsg. vor Zentrum für Turkeistudien. Opladen, 1995.
3См., напр.: Charted u Culte Musulman en France; Die Materiale der Konferenz am 3. November 2001: Was bringt der Islam für Deutschland? Bremen, 2001; Euro-Islam. Stockholm. 1995, 15-17 June: Dokumentation / Ed. By T. Lunden. Stockholm, 1995; Islamische Charta. Zentralrat der Muslime in Deutschland e. V.; The Second Conference on Euro-Islam. Mafraq, 1996, 10 – 13. June: Documentation / Ed. by T. Lunden. Stockholm, 1996.
4Аноним. – Арабскийаноним XI века. Издание текста, пер., введ. в изучение памятника и коммент. П. А. Грязневича. М., 1960; Босфорт К.Э. Мусульманские династии: справочник по хронологии и генеологии / Пер. с англ. и примеч. П.А. Грязневича. М., 1971.
5Ибн ‘Араби. Тафсир ал-Кур’ан. 1 – 2. Каир, 1317 г. х.; ал-Газали. Воскрешение. – Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа’ ‘улум ад-дин): Избранные главы. Пер. исслед. и коммент. В.В. Наумкина. М., 1980 (ППВ, XLVII); аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Ч. 1. Ислам. Перевод, введ. и коммент. С.А. Прозорова. М., 1984.
6Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1991; Имам ан-Нававви. Рийад ас-салихин. Пер. и примеч. В.М. Нирша. М., 2002; Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
7Напр.: Islam, Demokratie, Moderne. Aktuele Antworten arabischer Denker. Hrsg. Von E. Heller und H. Mosdahi. München, 2001.
8Masud, M.K. The Obligation to Migrante. The Doctrine of Hijra in Islamic Law // Muslim Travellers. Piligrimage, Migration and the Religious Imagionation/ Ed. By D. Eickelman and J. Piscatori. Berkeley, 1990.
Четвертую группу источников составили статистические источники: статистические материалы, отчеты органов государственной статистики, материалы различных фондов, институтов, осуществляющих исследования по проблемам мусульманских иммигрантов1.
Кроме того, к исследованию были широко привлечены электронные ресурсы системы Интернет. К ним следует отнести электронные версии различных документов, информационные материалы различных мусульманских ассоциаций Европы и т.д.
Научная новизна исследования сводится к следующему:
- осуществлено комплексное изучение современной истории мусульманских меньшинств Западной Европы во всей ее сложности и противоречивости;
- в диссертации определены основные этапы формирования мусульманских общин в Германии и Франции, показан их этнический и конфессиональный состав;
- выявлено влияние растущей мусульманской диаспоры на общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в отдельных европейских государствах;
- автором обозначены признаки, идентифицирующие мусульманские объединения различной направленности: от религиозных и религиозно-политических, до негосударственных (экстремистских), действующих, в основном, не легитимно;
- в процессе работы над темой выявлен и введен в оборот новый фактический материал, благодаря которому стало возможным исследование малоизученных проблем в отечественной историографии, связанных с взаимоотношением мусульманских иммигрантов и европейцев, причинами ксенофобии в европейской среде в отношении исповедующих ислам, причинами роста экстремистских настроений в мусульманской среде Запада;
- подвергнут анализу феномен исламизма в Европе, определены его объективные и субъективные причины;
- дано обоснование соотношения религиозного и светского начал в жизни мусульманской общины и отдельного ее члена, соотношения в действиях мусульманина-европейца разума и веры;
1К их числу следует отнести: ZIA – Центральный институт ислама, Институт социальных систем МГУ имени М.В. Ломоносова, Берлинский институт сравнительных социальных исследований (Wisserschaftszentrums Berlin feuer Sozialforschung), Немецко-исламский институт в г. Целле (Deutsch Islamisches Institut), Центр ислама в Европе в университета г. Гента в Бельгии (CIE), Международный институт изучения ислама в современном мире в Лейдене в Нидерландах (ISIM), Центр изучения ислама и христианско-мусульманских отношений в Бирмингеме, Институт изучения миграций и межкультурных исследований при университете г. Оснабрюка (IMIS), Европейскую ассоциацию ближневосточных исследований (EUROMES).
- введены в оборот в переводе с немецкого умозаключения из работ и публичных выступлений известных востоковедов, религиозных и общественных деятелей Германии: Бассама Тиби, Мурада Хофманна и др.;
- дано обоснование новых идейных течений в рамках исламского вероучения, концепции создания «реформированного и очищенного от политических наслоений» ислама;