- сделан вывод о том, что необходимо строгое разграничение между традиционным исламом, заложившим основы уникальных традиций, и радикальными идеями в исламе или исламизмом, находящемся в вопиющем противоречии с демократией и плюрализмом.
Основные положения, выносимые на защиту, сводятся преимущественно к следующему:
1. Во второй половине XX века наблюдается массовый приток мусульманских мигрантов в страны Западной Европы, что стало следствием как изменения общественно-политической и экономической ситуации в самой Европе, так и обострения политических конфликтов в странах арабского мира, традиционно исповедовавших ислам.
2. Этнический состав мусульман Франции и Германии определился на основе исторически сложившейся ориентации на различные государства и существующие модели исламского мира. 85 % мусульманского населения Германии составляют выходцы их Турции. Во Франции также сложились основные каналы притока мусульман: «магрибский канал» – представлен выходцами из Северной Африки: Алжира, Туниса, Марокко; «африканский канал» – сформировался представителями Центральной и Западной Африки: Сенегала, Мали, Конго; «турецкий канал» – сложился в 70-е годы XX века.
3. В многочисленной мусульманской среде Запада нет конфессионального единства. В Германии, к примеру, присутствует несколько религиозных направлений и проявлений: сторонники суннитского ислама в форме ханафитской правовой школы, в их число входит
значительное количество верующих, приверженцев различных суфийских
движений, алавиты-нусайриты, приверженцы «Аль-ахмадийи» и др.
4. Мусульманские общины обладают структурой, механизмом самоорганизации. Ее функциональность зависит от сохранения культурной и религиозной идентичности членов общины, и именно принадлежность к общине составляет своеобразие социального статуса иммигранта-мусульманина. Мусульманские общины Европы находятся на разных стадиях развития. В Великобритании общины функционируют как самостоятельные ячейки общества. Иммигранты воспринимаются как этнические меньшинства, за ними остается право на сохранение культурной идентичности, культурного плюрализма. Во Франции отношения с исповедующими ислам строятся на интеграционных началах, хотя создание «общин» иммигрантов не поддерживается: политику французских властей следует определить как ассимиляционную. Данная программа рассчитана на то, чтобы привести культурно различных людей к «единой культурной модели гражданина». Политика немецких властей, напротив, предусматривает признание иммигрантов в качестве «временно проживающих».
5. Рост численности и влияния мусульман, живущих на Европейском континенте, сопровождается созданием организационных структур, защищающих интересы мусульман мирным путем – политическими и экономическими методами.
Объединения, имеющие правительственную поддержку, призваны осуществлять наблюдение за количественными изменениями иммигрантов, решать вопросы представительства мусульман на федеральном уровне, способствовать ускорению интеграционного процесса и достижению межконфессионального согласия, противодействовать проявлениям радикального экстремизма, поскольку экстремистские идеи, имеющие религиозную окраску, могут быть опровергнуты только идеологическими лидерами мусульманских организаций.
6. Ислам остается основой основ идентичности и лояльности мусульман, проживающих в немусульманском окружении. Наряду с этим наблюдается усиление его политических проекций, принимающих форму радикально-экстремистских идей, распространение которых способствует агрессивности части мусульман, их непримиримости к тем политическим системам, в рамках которых они существуют, неадаптируемости к светской европейской жизни.
7. Помимо легальных исламских организаций, защищающих свои интересы мирным путем – политическими, правовыми методами, большое распространение в Европе получили неформальные организации, которые являются носителями радикального ислама. Эти группировки нацелены на разжигание фанатизма, утверждение догматов веры во всех областях жизни общества, на внешнюю экспансию. Их практическая деятельность ориентирована на создание условий, в которых любые преобразования в обществе и в государстве, где присутствуют мусульмане, будут решаться исключительно с позиции силы.
8. Появление мусульманских общин в Европе привело к сближению с религией даже в тех странах, где политическая и религиозная сферы четко разделены: стоит отметить, что ислам стремится сегодня установить новые социальные рамки для своей деятельности в условиях, когда западные ценности подвергаются критике. Мусульмане стремятся к удовлетворению своих религиозных требований, затрагивая при этом социальные и политические основы стран их проживания.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что изложенные в нем материалы, обобщения и выводы могут быть применены в научной работе специалистов-востоковедов, ученых, занимающихся проблемами политики, истории, культуры и идеологии. Результаты исследования можно использовать при чтении курсов лекций и подготовке спецкурсов по новейшей истории стран Западной
Европы, при изучении социологических проблем, связанных с изменениями социально-политической обстановки в европейских государствах, обусловленных ростом мусульманского населения.
Материалы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе студентов. Отдельные выводы могут послужить отправной точкой для дальнейшей разработки проблемы сохранения культурной идентичности мусульманских меньшинств, существующих в немусульманском окружении.
Материалы, представленные в данном диссертационном исследовании, могут быть полезны при анализе проблем распространения исламского фундаментализма и исламского радикализма, его места в современном мировом процессе, при поисках путей разрешения религиозных конфликтов, при исследовании проблем межэтнических отношений, межкультурных коммуникаций.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены автором в научных статьях общим объемом (3,2 п.л.), в том числе в ведущем региональном журнале « Человек. Сообщество. Управление», включенном в список ВАКА, при преподавании курса «Культура стран Ближнего и Среднего Востока» в Адыгейском государственном университете.
Структура работы подчинена проблемно-хронологическому принципу. В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений.
2. Основное содержание работы
Во введении обосновывается важность и актуальность темы исследования, характеризуются источники и историографическая база, формулируются цели и задачи научной работы. Определены основные методологические принципы, хронологические и территориальные рамки исследования.
В первой главе «Особенности ислама в странах Западной Европы (сравнительный анализ Германии и Франции)» рассматриваются исторические корни формирования мусульманских меньшинств в Германии и во Франции, обосновывается приемлемость для западноевропейской системы государственной власти исламских традиций и образа жизни.
Первый параграф посвящен этническому и конфессиональному составу мусульманских меньшинств Германии и Франции, двух наиболее «исламизированных» государств Европы, в которых процесс распространения исламского влияния был во многом идентичным, но в то же время уникальным и особенным.
Начало немецко-исламских отношений восходит к 777 году. В этом году Карл Великий заключил в Падеборне пакт со штатгальтером Сарагосы Сулейманом Аль-Араби от эмира Кордовы1. Установление более тесных политических и дипломатических отношений восходит к более позднему времени: в 1683 г. после неудачной осады Вены турками в Германию была привезена группа военнопленных-мусульман. 9 ноября 1763 г. В Берлин прибыло первое посольство турецкого халифа во главе с Ресмет Ахмедом Эфенди, которое открыло путь великолепной плеяде турецких дипломатов.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что контакты Германии в XVII – XIX вв. с миром исламского Востока носили эпизодический характер.
Развитие ислама как силы, способной повлиять на ситуацию в Германии следует связывать с 60-ми годами XX века. В 1961 г. было подписано немецко-турецкое соглашение, предусматривавшее наем рабочих на германские заводы. Другая причина усиления миграционного потока из стран Ближнего и Среднего Востока во второй половине XX века была связана с демографическими проблемами и обострением политических конфликтов в данном регионе.
К 2001 году мусульманское население Германии составило около 3 млн. 500 тыс. человек, выходцев из 29 государств мира. Самую большую группу мусульманских иммигрантов сформировали выходцы из Турции. Их – около 2,3 – 2,5 млн. человек, из которых свыше 400 – 500 тыс. составляют курды и иранцы численностью около 108 – 120 тыс. человек2. Боснийские мусульмане, выходцы из Герцеговины, марокканцы, афганцы ливанцы также образуют многочисленные этнические группы страны. В Германии представлено множество религиозных направлений и течений ислама: суннитский ислам в форме ханафитской правовой школы исповедует 75 % (около 2 млн. 650 тыс.) мусульманского населения, в число суфийских движений входит свыше 12 % (около 318 тыс.). Шиитский ислам и его течения исповедуют около 120 тыс. приверженцев исламского вероучения3.
Этнический и конфессиональный состав мусульман Франции определен, в значительной степени, ее колониальной историей. В 1895 – 1905 годы обширные территории, населенные народами, значительная часть которых исповедовала ислам, вошли в состав Французской Западной Африки4. Первое поколение мусульманских иммигрантов сформировалось во