Смекни!
smekni.com

Мусульманские меньшинства в странах Западной Европы во второй половине XX века (на примере Франции и Германии) (стр. 6 из 6)

Во втором параграфе излагается программная доктрина исламистов Западной Европы, рассматриваются факторы агрессивности части мусульман, их непримиримости к тем политическим системам, в рамках которых они существуют, неадаптируемости к светской европейской жизни. К ним следует отнести автономную замкнутость мусульманских сообществ, консерватизм и повышенную религиозность мусульманской среды, усиление политических проекций в исламе, в форме радикальных и экстремистских проявлений.

Идеи современных исламистов в целом не выходят за рамки, очерченные в свое время Кутбом и Маудуди, в силу этого, изучение их трудов остается обязательным для членов ряда исламских организаций. Первостепенное значение уделяется вопросу роли ислама в общественной жизни отдельно взятого европейского государства. Далее определяется отношение к адептам ислама. По мнению большинства экстремистских лидеров, включенных в процесс модернизации мусульман, следует считать правоверными, хотя и грешниками. Но есть также группа людей, утративших право называться мусульманами, и на деле являются кахирами – неверными. К ним применим принцип такфира (ат-такфир ва ль-хиджра) – обвинения в неверии.

Подобная дифференциация во многом определяет деятельность экстремистской группы: неверие большинства мусульманского населения того или иного европейского государства, либо непримиримое отношение официальных властей к мусульманскому меньшинству дает им «право» призывать к активным, часто насильственным действиям, дестабилизации общественного порядка путем провоцирования широких антиправительственных выступлений, призывами к неповиновению существующим государственным нормам и законам. Крайняя мера – использование террористических методов.

В третьем параграфе речь идет о негосударственных религиозных организациях Франции и Германии и приоритетных направлениях их «деятельности».

Помимо легальных исламских организаций, защищающих интересы мусульман политическими, правовыми методами, большое распространение в Западной Европе получили неформальные организации, которые являются носителями радикального ислама. Эти группировки нацелены на разжигание фанатизма, утверждение догматов веры во всех областях жизни общества, на внешнюю экспансию.

Следует определить признаки, идентифицирующие негосударственные мусульманские организации:

- имеют национальную принадлежность, но не имеют государственного статуса, организованы по военной или полувоенной форме: применение насилия составляет основной аспект деятельности;

- определенная часть этих структур внешне действует в правовых рамках, что затрудняет их выявление. Проводят активную агитационную деятельность среди мужчин-мусульман в возрасте от 20 до 40 лет, апеллируя при этом к изречениям из Корана и Сунны; неотъемлемый атрибут – использование мусульманской символики; конечной целью программной доктрины является насильственное установление «исламского государства», «исламской власти», «исламского правительства», выступают за реисламизацию этнических мусульман;

- отвергают как метод урегулирования конфликтов мирные переговоры. Единственно возможным ответом мусульманского мира современным западным режимам может быть «священная война».

В заключении подводятся основные итоги исследования.

Ислам сегодня оказывает все более заметное влияние на все сферы общественной жизни европейских государств: помимо привнесения в общество-реципиент культурных традиций и нравственных норм ислама, наблюдается трансформация политического спектра этих государств, происходят изменения в исламском своеобразии.

Следствием появления в Европе мусульманских общин является также сближение с религией в странах, где политическая и религиозная сферы четко разделены в результате широкого распространения процесса секуляризации. В силу этого поиск оптимальных форм взаимодействия и сосуществования, остается прерогативой дня.

Ислам в Европе имеет деятельную и насыщенную историю, которая исчисляется веками, хотя до XX в. контакты христианского мира с миром ислама были не постоянны и носили эпизодический характер: ислам и магометане оставались для Европы чем-то призрачным и непонятным. После первой мировой войны отмечается мощная волна иммиграции в западноевропейские страны, что явилось следствием колониальной политики великих метрополий, спровоцировавшей массовый приток иммигрантов с мусульманского востока.

Во второй половине XX века наблюдается новая волна мусульманской иммиграции в страны Западной Европы, что стало следствием как изменения общественно-политической и экономической ситуации в самой Европе, так и обострения политических конфликтов в странах арабского мира, традиционно исповедовавших ислам. Ислам превратился в силу, способную повлиять на ситуацию в ряде европейских государств, где ощутимо «исламское присутствие» и сегодня. К их числу можно отнести Францию, Германию, Великобританию.

Этнический и конфессиональный состав мусульман, проживающих в этих странах, разнообразен и определен как их колониальным прошлым, так и последующими событиями, повлиявшими на миграционные процессы с Востока на Запад. Ядро мусульман в каждой стране составляют выходцы из отдельной страны мусульманского мира или группы стран.

Ислам остается важнейшим фактором, определяющим идентичность мусульманина, хотя пестрая картина многообразия мусульманского мира свидетельствует об отсутствии в данной среде единства. Гетерогенность мусульманской уммы осложняет интеграционные устремления как прогрессивных слоев мусульманства в Европе, так и европейской общественности.

Жизнь европейского мусульманина регламентируется, прежде всего, нормами Корана и Сунны. Светские законы редко просачиваются в этот вакуум: многие мусульмане крайне религиозны, и любое стремление изменить их образ жизни, приравняв к светскому укладу, встречает недовольство и протест. Идентифицировать мусульманина можно по четырем основным аспектам: внешнему виду, традициям в питании, ритуалам, вере.

Но не следует полагать, что эти устремления мусульман являются основным водоразделом между ними и западноевропейским обществом. Иммигранты-мусульмане, в целом, принимаются европейцами. Проблемы, с которыми мусульманам приходиться сталкиваться, связаны с общей антипатией граждан Европы к иммигрантам вообще, а не с религиозной нетерпимостью.

На создание известных программ иммиграционной политики оказывает влияние историческое прошлое европейских стран, их методы колониальной политики. В Германии на протяжении длительного исторического промежутка игнорировалось мусульманское присутствие. Возникшие в стране мусульманские общины воспринимались как временные. Следовательно, в Германии присутствует опыт сегрегации, вызванный требованиями «большинства».

Опыт Франции, где ислам занимает второе место по числу адептов, демонстрирует иную стратегию интеграции. Ассимиляционная политика не допускает сохранения религиозной и этнической пестроты на политической арене.

Предложенные модели интеграционной политики доминируют в огромном спектре вариантов проживания мусульман на территории того или иного европейского государства, хотя предлагаемые программы сводятся к простым уступкам мусульманским общинам в частных вопросах, что не устраняет, в целом, комплекса проблем.

Вопрос «официального» присутствия ислама в европейских обществах связан с его институционализацией и деятельностью исламских организаций.

Этим и объясняется наличие во Франции и в Германии большого количества мусульманских организаций и союзов, созданных по этническому, национальному и религиозному признаку, что мешает созданию в Европе силы, способной объединить представителей многочисленных мусульманских общин даже в пределах одного европейского государства.

Политизация ислама явление нормальное, поскольку обоснована характером вероучения, единством общественного и политического в исламе. Другое дело, что формы и методы политического участия ислама в европейской действительности могут иметь негативные последствия.

Носителями радикальных идей в исламе являются негосударственные (радикальные) мусульманские организации Европы. Они выступают за сохранение автономной замкнутости мусульманских общин, за их вытеснение из культурно-многообразного мира европейских государств.

В данном исследовании нашел обоснование факт, что нельзя рассматривать мусульманские общины только как источник угрозы европейской безопасности. Нельзя проводить политику безопасности лишь на основе военной составляющей. Сегодня важно не уничтожение отдельных группировок экстремистов, а обозначение линий различия между исламом как религиозной концепцией и его интерпретациями и злоупотреблениями со стороны исламских радикалов. Борьба с исламизмом, как любой другой формой радикализма, должна основываться на всем опыте, накопленном в процессе сотрудничества Запада со странами Востока и с мусульманской диаспорой, поскольку общество преступление должно тушить скорее, чем пожар.

Отношения светского общества с мусульманской уммой, внутри которой обнаруживается широкий спектр исламского мира, должны выстраиваться с позиции толерантности, что предусматривает не подчинение культурных ценностей меньшинства традициям большинства, а усвоение и развитие взаимовыгодных положений.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Мешлок, Т.Р. Мусульманские меньшинства под влиянием «приоритетных направлений деятельности» негосударственных религиозных организаций Германии / Т.Р. Мешлок // Человек. Сообщество. Управление. Спецвыпуск № 1. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2006. С. 77-80. (0,3 п.л.).

Мешлок, Т.Р. Общественно-политическая деятельность легальных мусульманских организаций Франции и Германии / Т.Р. Мешлок // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2005. № 3(18). С. 63-69. (0,6 п.л.).

Мешлок, Т.Р. Усиление идеологии исламского экстремизма в мусульманской среде Запада: деятельность негосударственных мусульманских религиозных организаций / Т.Р. Мешлок // Мир Востока: ежегодник факультета востоковедения Института экономики, права и естественных специальностей. Краснодар, 2005. С. 62-71. (1,3 п.л.)

Мешлок, Т.Р. Мусульмане в Германии: проблема пребывания мусульман секуляризованной среде / Т.Р. Мешлок / Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. Краснодар, 2005. № 3-4. С. 45-51. (1 п.л.)