В "Капитале" преходящий характер капитализма выступает тогда, когда происходит переход от анализа бытия к раскрытию сущности предмета. К.Маркс доказал, что рабочий продает капиталисту не свой труд, а свою рабочую силу. Потребление купленной рабочей силы и создание прибавочной стоимости есть качественный предел существования капитала.
Прибавочная стоимость имеет две формы - абсолютную и относительную. Абсолютная прибавочная стоимость - это производство прибавочной стоимости за счет удлинения рабочего дня при неизменном необходимом времени. Капитал господствует только формально, так как он не преобразовал материально-техническую базу производства. На стадии его формального господства капитал развивается преимущественно экстенсивно. Увеличение рабочего дня и числа рабочих имеет свой физический предел в условиях капитализма. Капитал с необходимостью переходит от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному типу развития, когда наталкивается на количественный предел.
Основным способом увеличения прибавочной стоимости становится усиление степени эксплуатации путем повышения производительности труда. Производство относительной прибавочной стоимости - это стадия реального господства капитала. По мере того, как развивается производительность труда, изменяется органическое строение капитала. Постоянный капитал увеличивается и стремится к бесконечности, а переменный капитал стремится к нулю. В условиях полной автоматизации производства происходит полное устранение переменного капитала и, следовательно, полное устранение возможности производства прибавочной стоимости. Это мерный предел существования капитала.[12][5]
Но достижение мерного предела существования капитала невозможно в ближайшем будущем, поэтому невозможен автоматический крах капитализма. Мерный предел капитализма проявляется в том, что производство прибавочной стоимости ведет к развитию общественного характера труда, который приходит в Противоречие с частной формой присвоения его результатов. Обострение внутренних противоречий капитализма порождает необходимость социалистической революции и замены капитализма коммунизмом.
Надо сказать, что доказательство К.Марксом неизбежности гибели капитализма и необходимости коммунизма представляет собой никем не опровергнутую научную истину. А любая научная истина полностью не опровергается (так, например, теория относительности включает ньютоновскую физику в качестве предельного случая). Несостоятельными являются также попытки доказательства утопичности коммунизма путем ссылок на крах СССР и мировой социалистической системы. Отдельные исторические факты не могут отрицать научную теорию. Нельзя непосредственно сравнивать научную теорию и отдельные, изолированные факты. Творческое развитие научной теории предполагает осмысление совокупной исторической практики.
К.Маркс исследует не только капитализм. У него есть определенное представление об историческом пути развития самого коммунизма. Учение К.Маркса о двух фазах коммунизма (социализм и зрелый коммунизм) представляет собой научную гипотезу, имеющую большое значение для дальнейшего развития политической экономии социализма. Он считает, что новое общество первоначально развивается на основе, унаследованной от предшествующей формации и "сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло"[13][6].
Однако представление о соотношении двух фаз коммунизма у К.Маркса противоречиво. Он, с одной стороны, полагает, что при социализме индивидуальный труд будет непосредственно выступать в качестве составной части совокупного общественного труда и, следовательно, отпадает необходимость существования товарно-денежных отношений. С другой стороны, К.Маркс полагает, что противоположность умственного и физического труда, противоположность города и деревни могут быть преодолены лишь при зрелом коммунизме, то есть по сути дела он допускает наличие при социализме материальной основы, порождающей товарно-денежные отношения. К.Маркс допускает определенную идеализацию социализма, смешение социализма и зрелого коммунизма. Это смешение различных стадий развития сущности коммунизма имеет закономерный и необходимый характер, так как в эпоху, когда жил и действовал К.Маркс, еще не возникла сущность нового общества.
Октябрьская социалистическая революция. Дискуссии 20х-годов о переходном периоде к социализму в СССР
Первоначальное возникновение коммунизма происходит с совершением социалистической революции, завоеванием политической власти рабочим классом и установлением общественной собственности на средства производства (формально). Первоначальное возникновение сущности нового предмета дает возможность изучения не только его исторических предпосылок, но и его первых, ранних форм.
В 20-е годы широкое распространение имела ограничительная версия политической экономии, которая нашла свое отражение в работе Н.И.Бухарина "Экономика переходного периода" (М., 1920). Н.И.Бухарин считает, что политическая экономия изучает неорганизованное, товарно-капиталистическое хозяйство, в отличие от которого социализм является системой организованного, планового хозяйства. Согласно Н.И.Бухарину при социализме исчезают товарно-денежные отношения, устраняется товарный фетишизм, и отношения между людьми становятся простыми и ясными. "В самом деле, только возьмем организованное общественное хозяйство - исчезают все основные проблемы политической экономии: проблемы ценностей, цены, прибыли. Здесь отношения между людьми не выражаются в отношениях между ведами, а общественное хозяйство регулируется не слепыми законами рынка и конкуренции, а сознательно проводимым планом"[14][7].
Но в таком случае политическая экономия как наука исчезает. В данной концепции чувствуется влияние неокантианской методологии, в соответствии с которой объективные экономические законы отождествляются со стихийно действующими законами.
В дискуссии, состоявшейся в 1925 году в Коммунистической академии, большинство участников (Н.И.Бухарин, Е.А.Преображенский, Л.Н.Крицман, Н.Осинский н др.) отрицали существование экономических законов социализма и политической экономии социализма. И.П.Степанов критиковал ограничительную версию политической экономии и приводил высказывание Ф.Энгельса о необходимости политической экономии в широком смысле слова, стремясь доказать важность изучения докапиталистических формаций. Но его точку зрения поддержали только два человека: М.Н.Покровский и А.А.Богданов.
Данная дискуссия показала, что большинство исследователей в анализируемый период рассматривали новый предмет (социализм, коммунизм) как простое внешнее отрицание поверхности предшествующего предмета (товарно-денежного фетишизма). Таким образом, хотя фиксируется возникновение нового, отличающегося от старого предмета, его сущность, источник его самодвижения еще не выступает в положительном виде.
Другая важная черта политической экономии 20-х годов состояла в том, что происходило ее смешение с экономической политикой социалистического государства. Характерно в этом отношении высказывание Л.М.Гатовского: "Изучение советского хозяйства [в 20-е годы политическая экономия социализма отождествлялась с теорией советского хозяйства. - М.Д.] ни на каком этапе исследования немыслимо вне изучения экономической политики, поскольку именно через экономическую политику и осуществляется построение социализма"[15][8]. В этом же духе Н.И.Бухарин говорил о слиянии экономики и политики при социализме. Огромное воздействие, которое оказывало социалистическое государство на экономические процессы, создавало видимость того, будто государственный аппарат становится частью производственных отношений. Таким образом, возникло смешение двух внутренне связанных, но относительно самостоятельных сфер (экономической и политической), то есть сущности и поверхности общественной жизни.
В работах советских экономистов 20-х годов центральное место занимает вопрос о переходном периоде от капитализма к социализму. В.И.Ленин в своих работах обосновал положение о том, что между социализмом и капитализмом лежит переходный период. "Этот переходный период не может не быть периодом борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом; - или иными словами: между побежденным, но не уничтоженным капитализмом и родившимся, но совсем еще слабым, коммунизмом"[16][9]. Надо отметить, что В.И.Ленин смог изучить лишь самые первые этапы строительства нового общества, поэтому нельзя механически переносить его взгляды на последующие стадии развития этого общества.
Взгляды Л.Д.Троцкого также носят отпечаток первых шагов социалистической революции. В частности его концепция перманентной революции отражает представления и идеи периода перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую и эпохи триумфального шествия советской власти. Одна из причин политического поражения Л.Д.Троцкого состоит в том, что он экстраполировал свои идеи на период, когда перед страной встали новые задачи, и созревали условия для се перехода на новую стадию исторического развития.
Основные усилия Л.Д.Троцкого были направлены против так называемой "сталинской концепции строительства социализма в одной стране". Он, по сути дела приписывал "злой воле" И.В.Сталина, не желавшего, по мнению Л.Д.Троцкого, распространения революции в Европе и на Востоке, тот объективный исторический факт, что ССОР вынужден был строить социализм в условиях капиталистического окружения. В концепции Л.Д.Троцкого о невозможности строительства социализма в одной отдельно взятой стране, а лишь в рамках всего человечества, чувствуется стремление максимально сблизить социализм и коммунизм, наделить социализм чертами зрелого коммунистического общества.