Историк. Называя политологию наукой, мы как бы становимся на наивно-натуралистическую точку зрения, когда наука должна изучать некий «предмет». Этот предмет как раз и воспринимается предметно, в качестве некой внешней данности – камень, стол, дерево и т. п. Но ведь такие «предметы» политологии, как, скажем, греческий полис, Российская империя или Организация Объединенных Наций, во-первых, не являются предметами, с которыми возможны какие-то манипуляции или эксперименты; во-вторых, эти предметы изменчивы и своевольны (в полном смысле слова обладают свободой воли); в-третьих, доступны для исследователя лишь частично, лишь в тех своих аспектах и моментах, которые могут быть документально зафиксированы.
Профессор. Ну что же – пора завершать разговор. Что вынес из него наш молодой друг?
Студент. Прежде всего то, что существуют различные концепции политики, которые условно можно сгруппировать в три большие традиции: директивную или техническую, функциональную или эпистемную, коммуникативную или праксическую.
Профессор. Ну, а как вы обобщите наш разговор о политологии?
Студент. Это сделать немножко сложнее. Во-первых, определение характера и предмета политологии зависит от того, из какого понимания политики мы будем исходить. Во-вторых, вычленяются отдельные частные дисциплины в зависимости от того, какие аспекты политики и какими методами изучаются.
Доцент, Какие же это дисциплины?
Студент. Политическая наука с более конкретным выделением внутри нее сравнительного направления в американских университетах и основ политологии – во французских. Затем идут – на стыках наук – политическая социология, политическая психология и другие. Обобщающим же названием всех этих дисциплин обычно являются политические науки.
* * *
Итак, наш «симпозиум» завершен. Если он пришелся по вкусу читателям, авторы готовы предложить их вниманию серию бесед о важнейших проблемах политологии. Первой темой могла бы стать власть и субъекты политики, т. е. актеры политического «театра» и исполняемые ими «роли».
Ждем ваших откликов, дорогие читатели.
Список литературы
1. Краткий философский словарь. М., 1952. C. 395.
2. Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. C. 295.
3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1991.
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 26.
6. Diccionario de Siencias Sociales y Politicos. Buenos Acres, 1989, p. 467.
7. Duverger M. The Idea of Politics. Indianapolis, 1966, p. 186.
8. Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. III, ч. 1. М., 1971, с. 82.
9. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. М., 1983, с. 378.
10. Easton D. A Framework for Political Analisis. Engelwood Cliffs, 1965, p. 50.
11. Easton D. A Systems Analysis of Political Life. N. Y., 1965, p. 7.
12. Berki R.N. The History of Political Thought: a Short Introduction. L– N. Y., 1977, p. 7.
13. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, c. 101.
14. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. Т. I. M., 1989, с. 59.
15. Современная западная социология. Словарь. М., 1990, с. 267.
16. Психология. Словарь. М., 1990, с. 281.
17. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение. – Соч., т. VIII, М.–Л., 1935, с. 7–8
18. Советское государство и право. 1990. № 4.
19. Mannheim К. Ideologic und Utopie. Bonn, 1929, S. 77.
20. Merton R. Social Structure. Glencoe, 1959, p. 503.
21. Morgenthau H. Reflections on the State of Political Science. // Review of Politics. V. 17. 1955. P. 445–446.
22. Current Sociology. V. 6. 1957. № 2. P. 87.