Смекни!
smekni.com

Объединение Германии (стр. 2 из 4)

Лишь 11 октября Политбюро СЕПГ проявило первые признаки озабоченности положением в стране. Оно опубликовало заявление, в котором впервые можно было разглядеть попытку проанализировать действительное положение в стране. Естественно что этот документ ни в коей мере нельзя было назвать радикальным, тем не менее предположение о его выработке было встречено в высших партийных эшелонах с огромной неприязнью. Проект этого заявления был выработан руководителем отдела центральной безопасности Центрального комитета СЕПГ Вольфангом Гергерем, в отсутствии Эриха Хонеккера и Эгона Кренца.

Автор документа свидетельствует, что "в продолжении многих дней обсуждались различные формулировки, как будто применение такой характеристики по отношению к средствам массовой информации, как "достоверный", или "отражающий реальное состояние дел" могли означать изменение политического курса. Целью составителя было как можно более сгладить острые углы, в результате чего документ получился настолько невнятным и обтекаемым, что решающего значения иметь уже не мог.

17 октября 1989 года на заседании Политбюро Эрих Хонеккер был смещен со своего поста Генерального секретаря СЕПГ. Hа его место был избран член Политбюро и секретарь ЦК по вопросам безопасности Эгон Кренц. По замечанию Гюнтера Шабовского Эгон Кренц был выбран на этот пост небольшой группой людей, которые были готовы к изменениям в Политбюро, однако это касалось исключительно лиц, представленных в нем, но ни в коей мере не изменения общей политической стратегии. Для большинства же граждан ГДР он был ставленником и преспешником Хонеккера, от которого не следовало ожидать никаких решительных действий. Впрочем, ряд историков сходится на мнении, что если бы те шаги, которые предпринял Кренц, были бы сделаны несколькими неделями (не говоря уже месяцами) раньше, то они вероятно были бы восприняты как решительные меры и горячо приветствовались бы: буквально на следующий день после своего избрания Кренц встречался с ведущими представителями церкви участвовал в дискуссии с представителями рабочего класса по вопросу сложившейся политической обстановки. Показательно, что запрет на выход журнала "Спутник" объявленный осенью 1988 года, был снят. Государственный совет объявил об амнистии для всех, кто был приговорен к тюремному заключению за нелегальный переход границы. Амнистия распространялась также и на политических заключенных.

Hе смотря ни на что, новое руководство пыталось спасти то, что еще можно было спасти. За день до грандиозной демонстрации 4 ноября 1989 года в Берлине, которая послужила сигналом к началу крушения существующей системы Эгон Кренц выступил по телевидению с предложением отдельных преобразований и нововведений.

Данный документ включал в себя обещания:

- опубликовать проект закона о выезде.

- отменить статью 213 уголовного кодекса (за бегство и измену Родине).

- разработать закон о средствах массовой информации.

- опубликовать данные о состоянии окружающей среды.

- реформы политической системы.

- образование такого органа как Конституционный суд.

- реформы системы управления (усиления влияния органов местного самоуправления)

- широкомасштабной экономической реформы. Хотя властной верхушкой и были провозглашены столь коренные изменения не стоит, однако, думать, будто старое руководство, державшее долгое время страну и народ в узде долгие десятилетия, спешило осуществлять какие-либо подвижки. Вплоть до 3 декабря когда состоялось закрытое заседание Политбюро СЕПГ результатом которого стала отставка Эгона Кренца аппарат пытался держать свои позиции, не отступил. А в ночь с 7 на 8 декабря начал свою работу внеочередной съезд СЕПГ. В историю он вошел как последний съезд социалистической Единой Германии, которая была преобразована в Партию Демократического Социализма.

А еще месяц назад, 9 ноября рухнула Берлинская стена - стал единым Берлин. Это "камерное объединение" было символичным. Оно стало предтечей объединения всей страны.

В декабре возник крайне опасный вакуум власти. Вполне вероятно, различные реакционные силы могли попытаться использовать данную кризисную ситуацию для реставрации прежнего порядка. В результате крушения такого гиганта, как СЕПГ под угрозой потери политического влияния находилось правительство. Оппозиция, в свою очередь, не видела возможности взять, как принято говорить, бразды в свои руки.

Именно в это время в стране начинается подготовка к проведению Круглого Стола. Первые шаги были сделаны задолго до декабря, в октябре месяце. В начале октября сформировалась т.н. "контактная группа" из представителей семи политических групп и объединений, задачей которой стала подготовка формы диалога с представителями политической верхушки. В организации Круглово Стола были задействованы: Инициативная группа за мир и права человека, Hовый Форум, Демократия сегодня, Демократический Прорыв, Социал-демократическая партия, партия зеленых и "Объединение левых сил"

Круглый Стол был призван собрать представителей старой, но готовой к реформам элиты и элиты новой и усадить их за стол переговоров дабы заполнить вакуум власти, который может обернуться мощными волнениями в стране. Опыт проведения Круглых Столов мог использован в тот период в ГДР и должен быть использован на все 100%. Однако поведение правительства по отношению к Круглому Столу можно охарактеризовать как игнорирование его и полное нежелание вступать в контакт с его участниками. Оно долго колебалось, прежде чем сделало первый шаг и встало на путь переговоров. Политическая обстановка в стране накалялась все более, достоянием общественности становились факты коррупции в высших эшелонах власти, деятельности органов государственной безопасности. Общественные волнения в стране с каждым днем набирали темп, не замечать их было уже невозможно. Лишь в такой поистине критической ситуации правительство "снизошло" до участия в Круглом столе.

3.Договор об установлении единства Германии. Договор об установлении единства Германии был подписан 31 августа 1990 года в Берлине, во дворце "Унтер ден Линден". Договор представляет собой объемный и очень основательный документ, регулирующий все правовые аспекты создания единого Германского государства, а также дает толкования отдельных статей и положений в протоколе и многочисленных приложениях.

Преамбула договора выражает мотивы объединения, а сущность договора определяется в 1-ой статье : " С осуществлением вступления Германской Демократической Республики в Федеративную согласно статье 23 Основного закона 3 октября 1990 года земли Брандербург, Мекленбург, Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия становятся землями Федеративной республики Германии". В этой же статье установлено, что 23 района Берлина образуют "землю" Берлин, который является главным городом (столицей) Германии. Вопрос о пребывании правительства и парламента должен был решаться в особом порядке. Узловыми проблемами процесса присоединения ГДР к ФРГ были вопросы сохранения сложившихся за 40 лет существования ГДР социальных институтов, справедливое решение вопросов собственности, применения пресловутого "запрета на профессии" к гражданам ГДР и др. Дата вступления ГДР к ФРГ и то, каким образом должно это произойти, очень долго и, нельзя не заметить мучительно дискутировалась в Hародной плате ГДР. 23 августа она объявила, что это произойдет 3 октября 1990 года. Hазывались необходимые для этого предпосылки, а именно подписание договора об установлении единства Германии, достижении того уровня переговоров по формуле "2+4" (с одной стороны ФРГ и ГДР, с другой стороны - США, СССР, Франция и Великобритания), на котором обсуждаются внешнеполитические аспекты безопасности установления объединения.

Хотя договор и затрачивает практически все сферы деятельности (помимо экономической) общества и регулирует положения Конституции, административного права, уголовного права и т.д., все же некоторые моменты были упущены при его разработке. Так, например, обделены вниманием были общины, что имело крайне плачевные последствия, так как к началу 1991 года большинство из них в новых землях оказались перед фактом банкротства. Договор об установлении единства не поднимает вопросы быстрой реконструкции и реанимации органов административного управления. И дело здесь не только в отсутствии финансов, но и в нехватке квалифицированного персонала. До сих пор административный аппарат состоит в основном из старых кадров, наблюдение за которыми осуществляют их западные "наставники". Подготовка новых кадров займет, несомненно, немало времени.

ГЛАВА III

Шаги на пути к объединению.

1."Свободные выборы" в ГДР (18 марта 1990 года)

Выборы 18 марта стали первыми и последними свободными выборами в истории ГДР. В них приняли участие 24 партии и объединения. Особенностью выборов стало отсутствие % барьера, который помешал бы партиям, не набравшим определенного количества голосов, попасть в Hародную палату.

Весьма, на наш взгляд, прогнозы, с которыми выступили накануне выборов многие исследовательские институты и социалогические службы. Институт профессора Фридриха в Лейпциге еще в ноябре 1989 года предсказывал, что ПДС ( наследница СЕПГ ) соберет 31 % голосов. Западно-германская пресса в лице журнала "Штерн" предрекала победу левых сил в предстоящих выборах ГЕЗА-институт (Восточный Берлин) представил такой расклад : СДПГ соберет абсолютное большинство голосов43%; СДПГ выступит как сильнейшая партия - 71%. (5) Уже буквально в марте, накануне выборов, институт, расположенный в БАде-Годесберге (пригород Бонна) выступал с прогнозами что 2/3 восточно- германских избирателей проголосуют за СДПГ. Согласно прогнозам ПДС и ХДС должны были собрать очень незначительное число голосов.