Смекни!
smekni.com

Общественное сознание в течение цикла (стр. 2 из 2)

Разительный контраст между высоким образовательным уровнем рабочей силы нового поколения, и бедным творческим началом трудом, вкупе с авторитарными отношениями господства аппарата управления, подвигнул профсоюзы на Западе ещё до кризиса 1970-х годов выдвинуть требование "гуманизации труда". С разгаром кризиса настоятельная необходимость этого была понята и капиталом. Руководителей всех уровней стали призывать отказаться от авторитарного стиля управления, взяв, к примеру, японский метод и "философию гармонии" между трудом и капиталом. Рынок захлестнула фолна разного рода литературы и форм услуг для предпринимателей, толкующих и советующих как повысить творческое начало в труде рабочего и служащего, разного рода теорий "человеческих отношений" на производстве и новых методов управления, когда к управлению производством привлекаются рабочие и рядовые служащие.

С марксистской точки зрения – это ростки нового в старом, ростки социалистического самоуправления в капитализме. Японские "кружки качества", разного рода бригадные и коллективные формы организации труда, подготовят капиталистическое производство к социалистическим производственным отношениям. И в этом, как и везде, впереди – крупные компании, как "Рэнк ксерокс" или "Вольво".

"Переход на бригадный метод позволил увеличить производительность труда на заводе компании "Дженерал электрик" на 250 процентов." («За рубежом» №34 1989 г.) А у нас как всегда все наоборот - приезжают австрийские фермеры в начале 1990-х годов к оренбургским немцам изучать опыт коллективного хозяйствования, а наши немцы как раз разбегаются из колхозов по индивидуальным хозяйствам.

Однако,самоуправление или участие в управлении не является целью ни для капиталиста, ни для рабочих. Являясь формой, оно должно иметь материальную базу, форма должна иметь содержание, коим, относительно рассматриваемой проблемы, является доход, заработок. Поэтому для того, чтобы коллективные формы дали ожидаемый результат, пришлось внедрить различного рода системы зависимости зарплаты персонала предприятия от результатов работы всего предприятия, тем самым делая зарплату уже как бы не ценой рабочей силы, а доходом, то есть, делая зарплату немного "социалистичней". Налицо, как и вывел Маркс в своем анализе, появление в старом обществе, в старой форме, элементов новых форм и содержания будущего способа производства, поскольку амоуправление и доход, не ограниченный рыночной ценой рабочей силы, являются одними из базовых элементов социалистического способа производства. Так в магазинах сети "Уолл март" 25 процентов прибыли распределяется трудовым коллективом магазина, а это не что иное как распределение по социалистически. Поэтому недаром Сэм Уолтон, которому принадлежит сеть "Уолл март" является самым богатым торговцем в США. если, конечно, эти сведения верны, ведь проверить у меня нет возможности, а то и там хитроумно-поповской балды хватает – прослушает бизнесмен курс лекций в консалтинговой фирме о японских кружках качества, "человеческом факторе" как двигателе успеха, и начинает кампанию внедрения новых форм управления. Вы, мол, ребята, давайте работать хорошо и много, приобщайтесь к управлению фирмой, намекает, что в случае увеличения прибыли и зарплату повысит, но денежки зажмет. Как у нас это было в приснопамятные времена показухи горбачевского самоуправления, демократизации производства и хозрасчета – управление коллективу, а денежки – государству. Работяг на мякине пропаганды не проведешь, они отлынивают от такого бесплатного подарка, и бизнесмен делает "глубокомысленный" вывод, точно такой же как у наших демократов-бюрократов – коллектив не может управлять предприятием, социализм – это плохо, капитализм – это хорошо. Именно поэтому японский опыт повышения качества и эффективности производства не прижился на Западе и в США.

Но такие радикальные поиски выхода из кризиса не происходят на всем горизонте производства, а отрицательные результаты отпугивают остальных капиталистов. Поэтому все идет своим чередом - обновленный рабочий класс ломает сопротивление капитала и монопольная цена рабочей силы уничтожается. Эквивалентность обмена восстанавливается, становится более выгодным хорошо и много работать, повышенная зарплата увеличивает потребление и спрос, экономика идет в гору. Обновленная общественная мораль укрепляется, растет национальное самосознание и гордость. Журналист "Известий" так отметил общий фон прессы во Франции в 80-х годах, после кризиса 1970-х годов:

"Сошли с газетных полос дискуссии о причинах стагнации… о "неумении" французов работать – "ленивой" Франции, о кризисе ее институтов и упадке культуры." («Известия» 14 августа 1990 г.)