Смекни!
smekni.com

Политические коммуникации (стр. 2 из 3)

Мы говорим о неосознанном, стихийно складывающемся взаимном непонимании. Но политика – это сфера столкновения различных интересов. Источник информации нередко бывает заинтересован в умалчивании части информации, а иногда и в сознательном ее искажении. Такие явления сплошь и рядом распространены в политике, и тогда складывается ситуация, описанная [c.48] главой администрации Архангельской области П. Балакшиным: “Правительство работает, используя данные, которые не отражают реального положения в регионах. Бюджет на первый квартал сверстан из липовых доходов. Многие наши предприятия с первого января стоят, а Минфин посчитал их работающими и заложил в доходную часть несуществующую прибыль. По этим подсчетам наша область должна получить 50 миллиардов рублей дохода от налога на добавленную стоимость. А мы если 30 миллиардов получим – так это прекрасно”2.

Политика – сфера, где решаются задачи, затрагивающие судьбы многих тысяч, миллионов людей, поэтому государственные и политические деятели вынуждены пользоваться обобщающими понятиями, абстрактными категориями, неоднозначно трактуемыми как различными научными школами, так и идеологическими доктринами. Этот фактор резко усиливает степень взаимного непонимания, двусмысленности, порождает недоверие. Например, декодирование понятия “легитимность” может быть следующим: 1) власть, действующая в соответствии с законом; 2) власть, опирающаяся на поддержку масс; 3) власть, отвечающая высшим идеалам человеческой цивилизации; 4) власть, соответствующая духу, культуре народа и т.д. В соответствии с тем, как расшифрует этот термин политик, будут определяться и его действия по укреплению легитимности власти.

Получатель информации – это конкретный политик, обладающий правом и ответственностью принимать политические решения. Его роль в коммуникационном процессе, на наш взгляд, является определяющей. Во-первых, учитывая множественность источников информации, политик сам выбирает те из них, которые ему кажутся наиболее полными, достоверными, заслуживающими внимания. Во-вторых, уменьшение погрешностей при декодировании информации напрямую зависит от интеллекта, образованности, кругозора, профессионализма получателя информации. В-третьих, только от политика зависит, сможет ли он освободить информацию от эмоциональной, идеологической оболочки, которая всегда прикрывает групповые и личные интересы источников политической информации.

Сила политика, его способность принимать решения, находящие поддержку у масс, уровень его влияния определяются количеством и качеством информации, которой он владеет. Информационная изоляция или самоизоляция ведут к превращению политика в марионетку, ибо информация, повторим, является одним из важнейших ресурсов власти. Создание разветвленной сети информационных центров, поставляющих политикам данные о состоянии экономики, правопорядка, о настроениях и политических [c.49] симпатиях населения и о многом другом, – крайне важное, но не единственное условие формирования политиком своего информационного пространства. Он должен также иметь представление об особенности самого коммуникационного процесса, опираться при отборе информации не только на собственную интуицию, но и на знания, наработанные наукой в этой области.

Если для политика, принимающего ответственное решение, важное значение имеет информация из внеполитической сферы, то для населения наибольший интерес представляет обратный поток информации. Исходящая из политической сферы информация позволяет людям судить об управленческих решениях, оценивать эффективность последних и их соответствие интересам различных социальных групп, формировать отношение к конкретным политикам, организациям, учреждениям, партиям.

В силу этой причины – непосредственной зависимости общественного мнения от получаемой информации – политики придают этому направлению движения информации, как правило, приоритетное значение. Еще Н. Макиавелли заметил: “Государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстанет как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие”3.

Великий флорентиец справедливо подметил, что оценка политика по результатам его деятельности формируется в массовом сознании не одномоментно и никогда не бывает однозначной, слишком разноречивы социальные интересы, скрещивающиеся в реальной жизни. Вот почему соответствующим образом препарированная информация всегда являлась важным подспорьем в укреплении позиций государственных деятелей. В современных условиях, когда судьба партийных и государственных лидеров во многом зависит от позиции избирателя, умение манипулировать массами стало такой же необходимостью, как и умение принимать серьезные управленческие решения. В конечном счете – политическое управление есть не что иное как искусство убеждения, искусство воздействия на те элементы мотивационной структуры личности, которые могут подвигнуть человека, большие группы людей на действия, обеспечивающие сохранение, развитие и процветание общества. Рассмотрим, какую роль в этом процессе играют информационные потоки, идущие из политической сферы.

Если представить политическую сферу как целостное образование, то в некоторой степени ее можно сравнить с человеком, который рассказывает о себе только то, что считает нужным, что, как ему кажется, может повлиять на формирование нужного, привлекательного образа в глазах окружающих. Различия в ожиданиях, связывающих человека с другими людьми, приводят к тому, [c.50] что перед каждым из них посредством дозирования, сегментарности информации он раскрывается с особой, непохожей стороны. Эта аналогия, при всей ее условности, позволяет уловить некоторые особенности коммуникационного процесса “политическая сфера – общество”.

Будучи источником, генератором политической информации (касающейся принятия политических решении, процесса их выработки, механизма внедрения и т.п.), политическая сфера распространяет эту информацию по нескольким основным каналам. Перечислим их:

1) Официальный. Регулирует движение информации от политических организаций, учреждений. Эта информация носит иституционализированный характер, она фиксирует принятие политических решений, доведение их содержания до сведения, граждан. Это могут быть государственные нормативные акты, приобретающие после опубликования силу закона; или официальные заявления, обращения, программы политических организаций, которые принимаются населением к сведению.

Официальная информация, даже если она облечена не в форму официального документа, а распространяется политическим лидером, всегда обезличена. Она отражает позицию институционализированной структуры – главы государства, правительства, партии и т.д. Вот почему восприятие официоза, доверие масс к этой информации напрямую зависит от уровня легитимности того или иного политического института. Чем выше оценивается массовым сознанием статус того или иного института, тем более убедительной будет казаться исходящая из него информация.

Официоз ориентирован всегда на разум человека, его язык сух, лишен эмоциональной окраски, он труден для непосредственного восприятия и требует напряжения ума. Поэтому круг получателей официальной информации всегда узок. Тексты законов, указов, распоряжений и официальных заявлений читаются, как правило, специалистами. Обыватель предпочитает краткий комментарий, краткое изложение, которые неизбежно будут нести на себе отпечаток личности комментатора или интерпретатора официального документа. Поэтому главным для политика становится умение донести официальную информацию до населения, используя другие каналы.

2) Персональный. Предназначен для передачи политической информации конкретными участниками политических событий, лидерами политических организаций и государственных органов и предполагающему выражение последними их собственного мнения, своей позиции, индивидуальных качеств. Это выступления политика перед аудиторией, в печати, на радио и телевидении, личные контакты с людьми. Назначение персонального канала – воздействие на наиболее чувствительные стороны человеческого [c.51] восприятия. Институционализированные структуры слишком абстрактны, малопонятны простому обывателю – он привык общаться с конкретными людьми и оценивать их именно по совершенным поступкам, сделанным заявлениям.

Представители старшего поколения помнят, какое сильное впечатление произвело на всех выступление по радио Сталина 3 июля 1941 года, начатое словами: “Братья и сестры!”. Ни одно обращение правительства к народу, публикуемое в печати или озвученное диктором, не может оказать такое же эмоциональное воздействие, как непосредственное выступление лидера государства.

С введением всеобщего избирательного права, когда судьба многих политиков напрямую связана с поддержкой избирателей, значение коммуникационного канала, связывающего политического деятеля с населением, резко возросло. В командах претендентов на самые высокие государственные посты появились специалисты по имиджу, консультирующие по вопросам, как произвести впечатление на публику, какие заготовить лозунги, как себя держать, что говорить в той или иной аудитории и т.д. Политическая реклама стала таким же обычным делом, как реклама шоколада или сока.

Вместе с тем следует отметить, что степень воздействия информации, передаваемой по этому каналу, не беспредельна. Много определяется отношением масс к тому или иному политическому деятелю. Недоверие, страх, безразличие, презрение, которые может вызвать политический лидер, порождает подчас реакцию, обратную той, на которую он рассчитывал, готовя свое выступление.