Смекни!
smekni.com

Политическая культура (стр. 2 из 4)

венное влияние на политические процессы и институты. Причем такая

взможность сохраняется даже в случае изменения внешних обсто-

ятельств и характера правящего режима. Так, например, в традици-

онных обществах (аграрных, помтроенных на простом воспроизводстве

и натуральных связях) политическая культура даже в период рефор-

мации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру

власти, противодействуя целям модернизации и демократизации поли-

тической системы. Такая способность политической культуры хорошо

объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, об-

вальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к пре-

жним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать

для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способ-

ным принудить людей к реализации новых для них принципов полити-

ческого развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые,

нетрадиционные для общества формы социальной и политической жиз-

ни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективно-

го политического устройства.

Политической культуре свойственны определенные функции в

политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную потребность чело-

века в понимании своей групповой принадлежности и определение

приемлимых для себя способов участия в выражении и отстаивании

интересов данной общности;

- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление человека к смыс-

ловому отображению политических явлений, пониманию собственных

возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политиче-

ской системе;

- АДАПТАЦИИ, выражающей потребность человека в приспособ-

лении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления

его прав и властных полномочий;

- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение человеком опре-

деленных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той

или иной системе власти свои гражданские права, политические фун-

кции и интересы;

- ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным

группам возможность сосуществования в рамках определенной полити-

ческой системы, сохранения целосности государства и его взаимоот-

ношений с обществом в целом;

- КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей взаимодействие всех субъек-

тов и институтов власти на базе использования общепринятых терми-

нов, символов, стереотипов и других средств информации и языка

общения.

В различных исторических условиях - чаще всего при неста-

бильных политических процессах - некоторые функции политической

культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В част-

ности, может весьма значительно снижаться коммутикативная способ-

ность политических норм и традиций государственной жизни, в резу-

льтате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными

общественными группами и особенно теми из них, которые придержи-

ваются противоположных позиций относительно правительственного

курса. Сдругой стороны, в переходных процессах нередко возрастает

способность политической культуры к дезинтеграции систем правле-

ния, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

Структура политической культуры.

Политическая культура - явление полиструктурное, много-

уровневое. Многообразные связи политической культуры с различными

социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное

строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры поли-

тической культуры отображают технологию формирования политическо-

го поведения субъектов, этапы становления культурного целого(

т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), на-

личие разнообразных субкультурных образований и т.д.

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной

ориентации человека на МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ (где он встраивает пред-

ставления о политике в свою индивидуальную картину мировоспри-

ятия), ГРАЖДАНСКОМ (где, осознавая возможности органов государст-

венной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности

защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно

новый уровень понимания своего политического статуса), а также на

СОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОМ уровне ценностных представлений (где че-

ловек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режи-

ма, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

На каждом из этих уровней у человека могут складываться

довольно противоречивые представления. Причем отношение к конк-

ретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно

быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего воспри-

ятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осу-

ществляются крайне неравномерно. Все это придает формированию и и

развитию политической культуры дополнительную сложность и проти-

воречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации

непосредственно определяет характер целосности и внутренней не-

равновесности политический культуры.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориенти-

ров и способов политического поведения в немалой степени зависят

от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), наци-

ональным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчи-

ны, молодеж престарелые), территориальным (население определенных

районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим

(религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людбми цен-

ностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе

групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в со-

вокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у

их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к

власти и государству, правящим партиям, в способах политического

участия и т.д.

В конкретных странах и государствах наибольшим политиче-

ским влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например

религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этниче-

ские в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и

политического развития общества обладает субкультура лидеров и

элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализи-

рованных функций по управлению политической системой.

В этом смысле наиболее важными элементами данной субкуль-

туры являются способности лидеров и представителей элиты выражать

интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое обще-

ственное положение в способ достижения сугубо индивидуальных це-

лей), их профессиональные управленческие качества, а также те

черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать

авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высо-

кое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

Типы политической культуры.

Г. Алмонд и С.Верба выделили три идеальных "чистых" типа

политической культуры: патриархальную, подданническую политиче-

ские культуры и культуру участия.

Патриархальная политическая культура характеризуется ори-

ентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и

может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности,

коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической ку-

льтуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, из-

бирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых

государств, в которых политическая культура оказывается наслоени-

ем местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассив-

ное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он

ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиня-

ясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных по-

собий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

Культура участия отличается политической активностью, вов-

лечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздей-

ствовать на политическую культуру, направлять её деятельность с

помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом ви-

де на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг

друга. Например, для политической культуры Великобритании XX века

характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом

монархии, и ориентации на участие.

Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура

западных стран представляет особый вид смешанной культуры, кото-

рую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее харак-

терная черта - рационально-активное поведение граждан, которое

соответствует демократической политической системе. Содержание

идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С.Верба

раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель: 1)

общая положительная оценка значения деятельности национального

правительства для него лично и глубокое сознание этого факта; 2)

высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая

осведомлённость в этой области; 3) чувство гордости за политиче-

ские институты своей нации;

4)ожидание того, что ему будет оказано равное и вниматель-

ное отношение со стороны официальных лиц; 5) желание обсуждать

вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; 6) от-

крытое и лояльное проявление оппозиционных настроений; 7) чувство

удовлетворения в связи с проведением общенациональных политиче-

ских мероприятий, например кампаний по выборам; 8) компетентность