Смекни!
smekni.com

Политическая культура (стр. 3 из 4)

суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство

обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или со-

вместно с кемнибудь из сограждан; 9) компетентность в использова-

нии правовых установлений в целях успешного противодействия актам

произвола; 10) вера в то, что демократия участия является необхо-

димой и желательной системой государственного управления. Однако

результаты собственных эмпирических исследований Г.Алмонда и

С.Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии

граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданствен-

ности существенно корректируются. "В идеальной культуре граждан-

ственности,- замечали они,- активность и вовлечение граждан долж-

ны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия".

Особенности политических культур западного и восточного типов.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к по-

лисной (городской) организации власти в Древней Греции, предпола-

гавшей обязательнсть участия граждан в решении общих вопросов, а

также к римскому праву, утвердившый гражданский суверенитет лич-

ности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные

ценности христианства, прежде всего протестанской и католической

его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в

особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиат-

ского общества, формировавшихся под воздействием ценностей ара-

бо-мусульманской, кофуцианской и индо-буддийской культур.

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценно-

стных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляют-

ся в следующем:

1)ЗАПАД. Убежденность, что власть может покоиться на физи-

ческом, духовном или ином превосходстве человека над человеком.

ВОСТОК. Уверенность в божественном происхождении власти, не свя-

занном ни с каким человеческим достоинством.

2)ЗАПАД. Отношение к политике как к разновидности конфлик-

тной социальной деятельности, которая строится на принципах чест-

ной игры и равенства граждан перед законом.ВОСТОК. Отношение к

политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности,

подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного

правления; отрицание случайности политических событий и понимание

политики как средства утверждения конценсуса, гармонии и мира;

3)ЗАПАД. Осознание самодостаточности личности для осущест-

вления властных полномочий, отношение к политическим правам как к

условию укрепления права собственности; примат идеалов индивиду-

альной свободы. ВОСТОК. Отрицание самодостаточности личности для

осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в от-

ношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедли-

вости; политическая индифферентность личности.

4) ЗАПАД. Признание индивида главным субъектом и источни-

ком политики, отношение к государству как к институту, зависимому

от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию

предпринимательской деятельности индивида и группы. ВОСТОК. При-

знание главенствующей роли в политике элит и государства, предпо-

чтение патроната государства над личностью; признание приоритета

над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирова-

ние ценностей корпоративизма;

5)ЗАПАД.Предпочтение личностью множественности форм поли-

тической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализ-

ма и демократии; предпочтение усложненной организации власти

(наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.). ВОСТОК.

Предпочтение личностью исполнительских функций в политической

жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индиви-

дуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правле-

ния, упрощенным формам организации власти, поиску харизматическо-

го лидера;

6) ЗАПАД. Рациональное отношение к исполнению правящими

элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понима-

ние необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения пра-

вил контрактной этики. ВОСТОК. Обожествление (сакрализация) пра-

вителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие

убежденности в необходимости их контроля.

7) ЗАПАД. Примат общегосударственных законов и установле-

ний (кодифицированного права) над частными нормами и правилами

поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации

политических действий граждан. ВОСТОК. Приоритет местных правил и

обычаев (местного права над формальными установлениями государст-

ва, тенденция сглаживания противоречий между нравственными тради-

циями общности и законодательными установлениями как мотивами по-

литического поведения;

8) ЗАПАД. Достаточно ощутимая идеологизированность полити-

ческих позиций граждан. ВОСТОК. Менее выраженная идеологизирован-

ность позиций, веротерпимость (за исключением исламских течений).

В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия

человека и власти формируют органически противоположные политиче-

ские культуры (например в США и Иране, Франции и Кампучии). И да-

же перестройка политических институтов по образцам одного типа

культуры не может порой покалебать устойчивость отдельных ценно-

стей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от

колониального владычества Великобритании страна получила доста-

точно развитую партийную систему, парламентмкие институты и

проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И

поэтому на выборах главную рль играют не партийные прграммы, а

мнения деревенских старост, князей (глав аристократических ро-

дов), руководителей религиозных общин и т.д. В то же время и в

ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и об-

разу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении па-

раметров политической культуры.

Правда в некоторых государствах все-таки сформировался не-

кий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например,

технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных де-

ржав, а также политические последствия послевоенной окупации

страны позволили укоренить в ее политической культуре значитель-

ные заряд либерально-демократических ценностей и образцов полити-

ческого поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие За-

пада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих

срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), -

там формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и спо-

собов политического участия граждан.

И все же качественные особенности вышеназванных маровых

цивилизаций, как правило, обуславливают взаимно не преобразуемые

основания политических культур, сближение которых произойдет,

очевидно, в далеком будущем.

Особенности политической культуры в России.

Некоторые особенности политической культуры переходного

типа. Политическая культура постсоветской России представляет со-

бой синтез разнородных политических ценностей, установок и стан-

дартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что де-

кларирование несостоятельности коммунистических ценностей и иде-

алов подданнической политической культуры советского типа может

быстро привести к формированию политической культуры активной

гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динами-

ку формирования, которые не совпадают с изменениями экономическо-

го и социального характера, хотя и испытывают их влияние. Вот по-

чему едва ли следует подтягивать естественный ход культурных из-

менений к желаемым.

Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйст-

венного субъекта, многообразия форм собственности, социальных ин-

тересов создает условия для изменения типа политических ориента-

ций. Однако объективно развивающиеся процессы социальной диффе-

ренциации только предполагают тенденцию складывания многообразия

политических субкультур, но жестко предписывать ее не могут.

Смыслы и значения политической активности могут формироваться на

основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений,

которые определяются социально-экономическим положением конкрет-

ной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменение

культурного кода политического поведения происходят очень медлен-

но, поэтому часто политические решения правящей элиты рассчитаны

на культуру политического участия и не сочетаются с реально доми-

нирующей подданнической политической культурой. Это несоответст-

вие новой структуры политических институтов стандартам прежней

подданнической культуры является основой политических кризисов и

конфликтов.

Тенденции развития российской политической культуры. Раз-

витие рыночных отношений и политической демократии меняет источ-

ники и способы формирования политической культуры, делает этот

процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политиче-

ская культура более дифференцированна по формам выражения и субъ-

екту-носителю. Существенно различаются формы выражения политиче-

ских ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у со-

циальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной

обеспеченности, социальным опытом.

В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодей-

ствуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором со-

циальной и политической активности становятся творческие начала

личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с