Понятие "политическая культура" и его содержание.
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обу-
словлено их стремлением реализовать свои социально значимые инте-
ресы. Однако реализация существующих у них интересов осуществля-
ется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов по-
литики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к
власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыс-
лы и значения предписываются господствующей в обществе политиче-
ской культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой при-
держивается большинство населения. Ценностно-нормативная система
существует в виде общераспространённых и общепринятых фундамента-
льных поведенческих, политических ценностей и идеалов.
Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII
веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он
не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет
такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные
возможности политической культуры определяются многозначностью и
многогранностью её измерений. Политическая культура представляет
собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и
выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат
упорядочению политического опыта и регулированию политического
поведения всех членов общества. Она включает в себя не только по-
литические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы
политической жизни. Тем самым политическая культура определяет
наиболее типичные образцы и правила политического поведения, вза-
имодействия власти - индивида - общества.
В науке сложились два основных подхода к трактовке полити-
ческой культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911),
написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским ис-
следователем С.Вербой (род.
1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политиче-
скую культуру как психологический феномен. <<Каждая политическая
система ,- отмечал он, - включена в особый образец ориентаций на
политические действия. Я счел полезным назвать это "политической
культурой">>. По содержанию политические ориентации включают, как
полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные инди-
видом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства,
обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипа-
тии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценно-
сти, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в
политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт),
совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ по-
литической деятельности (У.Розенбаум) и т.д., считают, что это
особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понима-
нии политической культуры как явления, базирующегося на ценност-
ных, т.е. глубинных представлениях человека о политической вла-
сти, которые воплощаются в самых типичных для него способах вза-
имодействия с государством, формах практической деятельности. Ха-
рактеризуя таким образом неразрывную связь политических действий
человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих поли-
тических идеалов, политическая культура отражает только самые
устойчивые и отличительные черты его поведения, не подтвержденные
каким-либо стрмительным изменениям под воздействием конъюктуры
или перепада настроений. В силу этого политическая культуравыра-
жает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого по-
ведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфе-
ре политической власти (И.Шапиро, П.Шаран).
Характеризуя самые устойчивые представления человека и на-
иболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его
политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты
и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни,
как в повседневной активностисочетаются творческие и стереотипи-
зированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот
же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и
неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам
гражданноского поведения, является важнейшим внутренним источни-
ком эволюции и развития политической культуры.
В то же время сосуществование ценностей и сиюминутной
(чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намере-
ний и действий человека придают политической культуре внутреннюю
противоречивость, позволяют сосуществовать в ней "логичным",
"нелогичным" и "внелогичным" элементам (В.Парето), способствуют
одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политиче-
ского участия индивида.
Особой сложностью отличаетсястиль массового политического
поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти,
т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая ку-
льтура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в
политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.),
придает особую значимость атрибутам государственности (флагу,
гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегри-
ровать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и элек-
тората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможно-
сти руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями
и целями, как правила, возникает противоречие между официальной
(поддерживаемой институтами государства) политической культурой и
теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на ко-
торые сориентировано большинство или значительная часть населе-
ния. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные це-
ли "социалистического строительства" в значительной мере внедря-
лись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не
встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и
расстование с социалистическим тсроем прошло там достаточно без-
болезненно, в виде т.н. бархатных революций.
Однако в разных странах - и даже в тех, где нет существен-
ных противоречий между официальной и реальной политической куль-
турой, - всегда сужествуют различия в степени признания и подде-
ржки общественными группами и индивидами принятых в политической
системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени ку-
льтурной оснащенности политических субъектов. Более того, там,
где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью чело-
веческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим
заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти
друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию наси-
лия, - там распадается ткань политической культуры. Культурные
ориентиры и способы политического участия уступают место иным
взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шо-
винистические движения и терроризм, охлократические формы проте-
ста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и рас-
ширять культурное пространство в политической жизни. Напротив,
они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы,
чреватые разрушением человеческого сообщества.
Строго говоря, политическая аультура отличается также и от
предполитического (потестарного) учения граждан в отношениях вла-
сти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориенти-
рах, направленность которым задает круговая порука этноса, земля-
ческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного
рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин),
понимая свободу как "бесчинство разнузданности" (С.Франк), служат
источником классового и социального эгоизма, способствуют распро-
странению болезненных энтофобий и вспышек насилмя в обществе.
Констатируя невозможность построения всех форм участия
граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень
обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует
признать, что политическая культура способна сужать или же расши-
рять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не
является универсальным политическим явлением, пронизывающим все
фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным
законам, она способна оказывать влияние на формы организации по-
литической власти, строение ее институтов, характер межгосударст-
венных отношений.
Назначение и функции политической культуры.
Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической ак-
тивности человека, политическая культура характеризует его спо-
собность понимать специфику своих властно значимых интересов,
действовать при достижении целей в соответствии с привилами поли-
тической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность
при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая
культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориента-
ций человека, в опредмеченных формах его практической деятельно-
сти, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закреп-
ленной в строении органов политического и государственного управ-
ления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воп-
лощаются практически (и уж, тем более, институционально), между
вышеназванными формами проявления политической культуры всегда
имеются определенные противоречия.
В целом политическая культура способна оказывать тройст-