В 1957 году началось формирование, так называемых, экономических административных районов.
Следует отметить, что в целом, административная реформа 1957 года отвечала требованиям дня. Дело в том, что до 1957 года только в Донецком регионе промышленные предприятия подчинялись одновременно 18 союзными и 26 союзно-республиканскими и республиканскими министерствами, не считая исполкомов Советов и промышленных отделов обкома, ЦК КПУ и КПСС, ЦК ЛКСМУ и ЦК ВЛКСМ. Естественно, что обилие директивных органов вносило сумятицу в процесс управления производством. В этих условиях ЦК Никиты Хрущева предложило упразднить союзные отраслевые министерства и передать рычаги управления хозяйством на региональный уровень. В стране стали создаваться региональные Советы народного хозяйства, взявшие на функции управления крупными промышленными районами. Причем Сталинский (донецкий) экономический административный район по своему удельному весу в народном хозяйстве являлся самым крупным на Украине. В свете сказанного, логично предположить, что идея ЭАР возникла у Никиты Сергеевича на основании опыта работы в Донецком крае в 1917 - 1949 гг., и, таким образом, явилась непредвиденным следствием экономической программы XXYI съезда горнопромышленников Юга России 1901 года и опыта Донецко -Криворожской республики 1918 года. Во всяком случае, следует признать, что в самом Донбассе, административная реформа 1957 года имела определенный успех. Так, в 1957-1965 гг. (в годы хрущевской «семилетки») в Сталинском ЭАР было введено в действие свыше 50 новых крупных предприятий, в капитальное строительство было вложено 3 млд. рублей, в городах построено 17 млн. кв.м. жилья. На Мариупольском заводе им. Ильича были запущены непрерывный тонколистовой стан «1700», слябинг «1150», цех холодной прокатки, мартеновский и кислородно-конверторный цехи, на «Азовстали» и Енакиевском металлургическом заводе были задуты доменные печи-гиганты, создана энергетическая система Донбасса, объединяющая 10 мощных тепловых электростанций, построен канал «Северский Донец-Донбасс», основные участки Донецкой железной дороги переведены на электрическую тягу, корабли Азовского морского пароходства из Мариуполя доставляли грузы в 150 портов мира. В кон. 1950-нач. 1960-х гг. Донецкая область вышла на первое место на Украине и четвертое в Советском Союзе по объему валового продукта. Сложилась система экономического сотрудничества предприятий края со 100 зарубежными государствами. Экономика региона поднялась на качественно новый уровень. Особенно быстрыми темпами развивались промышленность стройматериалов, металлообработка, машиностроение, химия, электроэнергетика. При этом, в целом по стране в период с 1950 по 1965 гг. объемы указанны производств выросли в пять раз, а общий объем промышленного производства в СССР в 1951-1955 гг. поднялся на 85%, а в 1956-1960 гг. – еще на 64,3% .
Вместе с тем, разрушение системы отраслевых министерств, на фоне роста самостоятельности хозяйствующих субъектов, привело к нарушению производственных связей между ними, способствовало разжиганию групповых интересов на местном уровне, что явилось, как бы пробной моделью катастрофических экономических процессов 1991 года. В результате, в начале 1960-х гг., в последние годы правления Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) в стране стало наблюдаться снижение темпов развития промышленности (в 1957-1960 гг. – на 8,9%, в 1961-1964 гг. – еще на 6,8%), наметился застой в сельском хозяйстве (связанный, в том числе и эрозией почв целинного Казахстана), на рубеже 1950-1960 гг. на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а цены на продукты повседневного спроса выросли на 25-30%.
В эпоху «позднего» Хрущева неоднозначные процессы протекали и в духовной жизни общества. На рубеже 1950-1960 гг., на волне интеллектуального творческого подъема, последовавшего после развенчания культа личности Сталина на XX съезде КПСС (февраль 1953 года) в Москве, вокруг редакции журнала «Новый мир» (гл.ред.. - Александр Твардовский) сформировалась группа литераторов (Валентин Овечкин, Федор Абрамов, Андрей Дементьев, др.), призывавших отказаться от устоявшейся в 1940-1950 гг. «лакировки» советской действительности. Вскоре, к тенорам «новомировцев» присоединились басы классиков советской литературы и публицистики Ильи Эренбурга, Сергея Панферова, Михаила Шолохова, а затем - и баритоны новых интересных авторов: Владимира Дудинцева, Даниила Гранина, Виктор Дороша, Александра Солженицына, Варлаама Шаламова, др. Во вт. пол. 1960-х гг. в аудиториях московского Политехнического института стали проводиться поэтические вечера с участием Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, др. На экраны кинотеатров вышли замечательные фильмы Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956 г.), «Два Федора» (1958 г.), «Мне двадцать лет» (1964 г.), др., Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957 г.), Григория Чухрая «Сорок первый» (1956 г.), «Баллада о солдате» (1959 г.). Творческая интеллигенция Москвы познакомилась с работами художников Эрнста Неизвестного и Павла Никонова, а общественность Донецка – с творчеством М.Воронского, А.Олейника (памятник Тарасу Шевченко на бульваре имени «Кобзаря», 1955 год). Не выдержав испытаний переменой в общественных умонастроениях, в 1956 году покончил с собой бессменный председатель сталинского «Союза писателей» Александр Булыга-Фадеев.
В начале 1960-х гг., «технарь» и «номенклатурщик» Никита Хрущев оказался не готовым к незапланированным гуманитарным последствиям политической борьбы 1953-1957 гг., задуманной им, как традиционное бюрократическое противостояние (причем, без обычных при Сталине трагических последствий и даже с некоторыми элементами «гласности»). Ясно было также, что возникшее в сфере культуры мировоззренческая установка «жить не по лжи» (выражение Александра Солженицына), с неизбежностью, вела к «очернению» советской действительности и, тем самым, размывала идейные основы номенклатурного советского строя. Идеологи ЦК партии все это прекрасно понимали. Интересно все же, что в сложившейся непростой и мало предсказуемой гуманитарной ситуации Никита Хрущев не стал прибегать к опробованным в 1930-1940-е гг. радикальным методам сталинских репрессий, как ему советовали коллеги по партии, а, начиная с 1957 года, приступил к проведению регулярных (официальных и полуофициальных) встреч руководства партии с деятелями литературы и искусства. В ходе совещаний конца 1960-х гг. Хрущев кричал на «распоясавшихся», как ему казалось, деятелей искусств, пытался их «урезонить», вернуть их в русло «позитивного» советского мышления. Однако же, не сажал. Эрудиции, между тем, у Никиты Сергеевича явно не хватало, и публичные «разносы» Андрея Вознесенского, Эрнста Неизвестного, Бориса Пастернака, Александра Солженицына, др. только добавляли им популярности.
А в это время в Донбассе, региональные власти с художественной интеллигенцией особо не церемонились. Так, в 1959 году под предлогом нехватки средств (экономика региона в конце 1960-х гг., напомним, время была на подъеме!) был ликвидирован Сталинский областной русский драматический театр им. А.С. Пушкина (создан в 1920 г. в городе Енакиево), в начале 1960-х гг. оказались закрыты Артемовский музыкально-драматический (основан в 1922 г.) и Чистяковский русский драматический (основан в 1922 г.) театры. С другой стороны, в нач. 1960 гг. в Донецке возникло областное литературное объединение «Обрiй» (Иосиф Курлат, Лев Брагинский, Марк Вейцман, Екатерина Лавренева, будущий «диссидент» Василий Стус, др.), участники которого - правда, на украинской и еврейской культурно-национальной почве - стремились оживить закостеневший литературный процесс. На союзной литературной сцене Донбасс периода «оттепели» был представлен творчеством Василия Гроссмана и, в частности, его философским романом об обороне Сталинграда «Жизнь и судьба». К середине 1960 гг. донецкий «Обрiй» был распущен, в 1963 году был составлен «Список лиц, приглашаемых на премьеры спектаклей», и к концу 1970 гг. донецкая «оттепель» сменилась брежневскими «заморозками».