Действительными ленинцами можно (с известной долей условности) назвать тех, кто мыслит последовательно диалектически. Когда же "ленинцы" выступают за Ленина, то их некритическое принятие, перенос конкретно-исторического понимания Лениным действительности на современность закрывает действительное понимание современности. Отсутствие понимания стадий конкретно-исторического понимания социализма приводит к непониманию и самого предмета, социализма, как объективного процесса со своими закономерными стадиями. В свою очередь, непонимание внутренней расчлененности социализма не позволяет осознать его отличия от капитализма.
Монополистическая контрреволюция и "ренегатство" Ленина
Со времен Ленина, а тем более Маркса, произошли серьезные изменения капитализма. С падением колониализма после Второй мировой войны сложилась современная мировая капиталистическая система. Производительные силы достигли такого уровня развития, когда стало технически возможно самоуничтожение человечества как в результате ядерной войны, так и в результате экологической катастрофы, в частности, по мере истощения природных ресурсов. Когда отдельный человек оказывается способным лишить себя жизни, он задумывается над ее смыслом. Когда человечество подходит к этой черте, оно должно задуматься над целью производства. На сей счет авторы рассматриваемой статьи не высказываются; по умолчанию цель производства - ускорение экономического развития. Производство ради производства, экономика ради экономики. Такой цели вполне соответствует государственно-капиталистическая монополия, организующая, концентрирующая крупное машинное производство, в условиях которого человек является лишь придатком машины, лишь средством. Такая цель становится самоубийственной для человечества в целом, и в первую очередь для стран "третьего мира", в разряд которых с железной неизбежностью попадет наша страна в результате монополистической контрреволюции.
Авторы рассматриваемой статьи справедливо иронизируют над распространенным мнением, что "всеми нашими несчастьями" мы обязаны врагам, агентам, массонам и т.п., то есть исключительно внешним воздействиям. Но забывают при этом, что контрреволюция происходит в мировой системе и в результате взаимодействия мировых систем. Поэтому мы имеем дело с империалистической, монополистической контрреволюцией. Тут пело даже не только и не столько в прямых советах с Капитолийского холма, сколько в том, что одна мировая система поглощает другую, ей чужеродную. И, извините, контроль над природными ресурсами нашей страны установит не государственно-капиталистическая монополия начала века 20-го, а транснациональные корпорации конца века нынешнего. Поэтому речь должна идти не о "ренегатстве" Ленина, поражающем воображение мистифицированного догматика, а об исторической ограниченности его взглядов, связанной с конкретно-историческими ограничениями предмета человеческого общества, в рамках которых должна была быть решена задача по преобразованию этого общества. Этому конкретно-историческому периоду и соответствуют представления Ленина о переходном периоде, социализме и коммунизме. На первый план историей было выдвинуто построение социализм? В наше время на первый план уже выдвигалась задача осознания стадий развития социалистического общества в связи с движением к коммунистическому будущему.
Слово о коммунизме
Авторы рассматриваемой статьи совершенно верно фиксируют факт, что суть социализма с экономической точки зрения не понята. Истинно так, что "абсолютное большинство его [Ленина - Прим. авт.] нынешних толкователей не видят в социализме с. экономической точки зрения вообще ничего". Но что видят сами авторы? Экономическая суть социализма по их мнению государственно-капиталистическая монополия, превращенния в единую, то есть распространенная на все народное хозяйство. Таким образом фиксируется исторический факт - переход от" конгломерата отдельных монополий" к единой, но государственно-капиталистической монополии, и этот переход есть переход от капитализма к социализму в экономическом смысле. Таким образом, во-первых, государственно-капиталистическая монополия отождествляется с единым социалистическим хозяйством, во-вторых, экономический базис социализма - с государственно-капиталистической монополией, то есть, главным образом, - с производственными отношениями, в-третьих, экономическая основа социализма рассматривается только в связи с капитализмом. Наконец, с экономической точки зрения капитализм понимается как государственно-монополистический и... все. Отсюда следуют выводы, что монополия полезна безусловно всегда, что современный капитализм основан не на рыночных отношениях, что с экономической точки зрения социализм отличается от капитализма в лучшем случае количественно - большей монополизацией экономики. "Но, ведь, - говорят прогрессисты, - у Ленина после слов "государственно-капиталистическая монополия" речь идет и о втором (или, если угодно, первом) существенном признаке социализма. О признаке политическом." Иначе говоря, не выявив экономическую специфику, авторы находят суть социализма в политике, в надстройке. По-существу, оказывается надстройка без базиса. А это уже чистой воды идеализм, и Ленин здесь ни причем, и таинства нет, и нет мистификации, - это закономерный итог метафизического мышления, желания найти готовый ответ у классиков. Это желание настолько сильное, что заставляет забыть даже очевидную истину: экономический базис нельзя сводить к производственным отношениям.
Экономический базис - это единство производительных сил и производственных отношений. В рамках этого единства ведущую роль играют производительные силы, в которые входит и человек. Если сводить экономический базис только к производственным отношениям, то, в частности, вопрос о пользе и вреде монополии принципиально неразрешим. Но главное не это. Источник развития - противоречивое взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Если мы рассматриваем производственные отношения в отрыве от производительных сил, то развитие исчезает, и социализм не отличим от капитализма. И, действительно, на поверхности производительные силы капитализма и социализма неотличимы. Массовое сознание, скользящее по поверхности, или сознание, использующее метафизический метод, их и не отличает, и отрицает развитие по существу.
Если же рассматривать диалектику взаимоотношения производительных сил и производственных отношений», то выяснится, что понять социализм вне связи с коммунизмом невозможно. Окажется, что вопреки мнению прогрессистов, социализм нужен и возможен отнюдь не только потому, что он - более эффективный способ производства. Социализм - это переход, движение к коммунизму, и нужен он в первую очередь как такой переход, и понять его можно только как переход и только в связи с тем, к чему переход совершается. То есть, для того, чтобы понять социализм, нужно понять, что такое коммунизм. В свою очередь, чтобы понять коммунизм, нужно сопоставить, рассмотреть его не только в связи с капитализмом - ближайшим прошлым, но в связи со всей предшествующей историей человечества.
Тогда выяснится, что изменяется, развивается само противоречие между производительными силами и производственными отношениями (тогда как у К.Маркса понимания такого развития нет и не могло быть в силу того, что предмет - человеческое общество в целом -еще не был достаточно развит). В частности, если при капитализме производительные силы опережают в своем развитии производственные отношения, то при социализме производственные отношения опережают развитие 'производительных сил. Коммунизм разрешает это противоречие: развитие производственных отношений оказывается развитием . производительных сил и наоборот. Производство человеческой жизни становится духовным производством. Начинается действительно человеческая история. Коммунизм оказывается новым типом общественно-исторического развития, а не просто общественно-экономической формацией. Этому новому типу развития общества должны соответствовать адекватные производительные силы. Если капитализм первоначально возникает в докапиталистических формациях на основе производства ручных орудий труда при помощи ручных орудий труда и достигает зрелости на основе производства машин машинами, то адекватная экономическая база коммунизма - производство автоматов автоматами. Именно поэтому, если человечество сможет не допустить самоуничтожения, то неизбежность коммунизма очевидна[4][4]. Более того, только движение в сторону коммунизма сможет предотвратить самоубийство человечества.