Смекни!
smekni.com

КПСС - за? Ленин - против? (стр. 1 из 3)

М.Дафермос (Греция), В.А.Кошель, М.В.Максимов (Москва)

К вопросу о политическом значении теории

Для современного этапа политической жизни в нашей стране характерна мозаика политических партий и общественных движений, представляющих на первый взгляд самые различные позиции, убеждения, мнения, точки зрения. Единое, мощное, - в последние десятилетия, скорее, массивное, - левое движение, которое представляла КПСС, столкнулось с препятствием, поставленным развившейся до некоторого нового качества действительностью, разбилось и закрыло это препятствие брызгами самой разной величины и летящими в самых разных направлениях. Если признать этот, в общем-то, лежащий на поверхности факт, то сразу возникают следующие вопросы. Что общего в кажущемся разнообразии левого движения? Есть ли в упомянутом спектре направлений направление вперед, и как, собственно, определить направление? И главный вопрос: к чему двигалась КПСС, и что это за препятствие, которое ее погубило?

Формирующаяся Партия социального прогресса неизбежно подходит к этим вопросам, когда пытается определить свое место в левом движении. При этом совершенно верно выделяется главное - рассматривается экономическая суть социализма[1][1]. Посмотрим, как это делается.

Определения таинства

Рассмотрение начинается с противопоставления высказываний о социализме, характерных для КПСС. высказываниям о том же предмете Ленина. Авторы называют эти высказывания определениями и сталкивают их по трем парам взаимоисключающих направлений: "рыночный" социализм - "антирыночный" социализм, анархо-синдикалистский уклон - антианархо-синдикализм, ненаучный социализм - научный социализм.

Оставим в стороне вопрос о том, являются ли отдельные, изолированные цитаты определениями, и зададимся другим вопросом: в чем состоит "таинство" и в чем видят таинство авторы рассматриваемой статьи? Если учесть, что КПСС традиционно воспринималась как ленинская партия, как продолжательница дела Ленина, то становится очевидным: таинство - в парадоксальности, таинство определений - во взаимоисключении определений, данных последователями Ленина и Лениным. Как показывается таинство читателю, и как тем самым делается шаг к разоблачению тайны? Путем сведения вместе и последующего противопоставления разбросанных по разным статьям определений социализма. То есть таинство определений оказывается в раздробленности, хаотичности имеющихся представлений о социализме.

Однако, в этой массе представлений заторами совершенно не случайно выбираются представления о товарно-денежных отношениях при социализме, о коллективной собственности в промышленности и об общем понятии социализма.

Первое противопоставление. С одной стороны: "17 марта 1991 года большинство населения России проголосовало за сохранение у нас социализма, которому рыночные отношения в общем-то не противопоказаны". Это цитата из "Народной правды", N16(18), апрель 1992 года. С другой стороны - цитата из статьи Ленина "Аграрный вопрос в России к концу XIX в.", написанной в 1908 году : "Что касается социализма, то известно, что он состоит в уничтожении товарного хозяйства".

Противопоставление рыночного социализма социализму, который "состоит в уничтожении товарного хозяйства" отражает актуальный вопрос современной нам действительности. Факт, что распространение рыночной идеологии имеет массовый характер. Факт, что КПСС пошла на поводу у этой идеологии. Эти факты лежат на поверхности, и для уровня поверхности это противопоставление "необычно, конкретно, резко". Резкость противопоставлению придают имеющиеся ввиду две взаимоисключающие друг друга позиции - либо товарно-денежные отношения всегда есть при социализме, либо их нет и не может быть при социализме. Однако, если мы вчитаемся повнимательнее в цитаты, то окажется, что из них это не следует. В первом случае фиксируется данность, которую мы имели все 70 лет, - наличие товарно-денежных отношений при социализме[2][2]. В другом случае, у Ленина, говорится о процессе уничтожения товарно-денежных отношений социализмом, а не об уничтожении товарно-денежных отношений, как условии социализма. Ленин понимал социализм как переходный строй, который, в частности, состоит в уничтожении, преодолении товарно-денежных отношений. Переход всегда предполагает наличие одновременно и того, от чего переходят, и того, к чему совершается переход. Теоретически это можно отрицать только с позиций метафизического метода мышления, а практически это осуществляется в рассматриваемой статье применением указанного взаимоисключающего противопоставления.

Второе противопоставление - продолжение того же метода. Приведем его полностью. "Само истинное существо социализма, как его объективно необходимое построение, как его естественное свойство, заключается в том, чтобы собственность на средства производства находилась в руках только классов рабочих и крестьян, защищаемая от руководителей, как от своей социальной противоположности, их же собственным классовым государством - рабоче-крестьянским государством. В экономическом отношении это должно означать хозяйственную самостоятельность коллективов рабочих, крестьян, защищаемую от руководителей своим же собственным рабоче-крестьянским государством." Е.Г. Захаров, г.Москва.

"...величайшим искажением основных начал Советской власти и полным отказом от социализма является всякое, прямое или косвенное, узаконение собственности рабочих отдельной фабрики или отдельной профессии на их особое производство, или их права ослаблять или тормозить распоряжения общегосударственной власти..."

В.И.Ленин. "О демократизме и социалистическом характере Советской власти", [написано в 1918 году -Прим. авт.]

Если отождествлять хозяйственную самостоятельность трудовых коллективов с групповой собственностью, как это делает Е.Г.Захаров, то налицо взаимоисключающее противопоставление авторами групповой и государственной собственности и, тем самым, отрицание многообразия форм собственности при социализме. Действительно, широко распространилась тенденция - стремление к хозяйственной самостоятельности, под которой понимается не столько самостоятельность в осуществлении управления, сколько в присвоении. Под маской идеи о хозяйственной самостоятельности разрушается государственная собственность, народное хозяйство в целом. Совершенно справедлива критика КИФом нынешних компартий за анархо-синдикализм. Но ... вчитаемся в цитаты. Во-первых, руководитель не есть собственник, а хозяйственная самостоятельность не есть свобода присвоения. Хозяйственная самостоятельность - категория конкретно-экономическая, собственность - политэкономическая. Таким образом, с одной стороны, методически, происходит смешение уровней познания, а с другой - понимание свободы как абсолютной свободы подтверждает метафизичность метода. Во-вторых, конкретность, которой восхищаются авторы, предполагает конкретно-исторический подход: Ленин пишет о необходимости жесткой государственной власти для вполне определенного исторического периода. Захаров отражает, пусть на уровне поверхности, сторону нового этапа развития социализма, когда объективно возникла необходимость привести в соответствие ушедшие вперед производственные отношения уровню и характеру развития производительных сил[3][3].

Отсутствие конкретно-исторического подхода проявляется и в третьем противопоставлении, посвященном общему понятию социализма.

"Социализм - это общество, на знамени которого начертано "Все во имя человека, все для блага человека"."

Из программы КПСС, принятой на 27 съезде.

"...социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией."

В.И.Ленин. "Грозящая катастрофа и как с ней бороться" [авторы упорно не ставят даты работ Ленина. Написано 10-14 сентября 1917 года - Прим. авт.].

Вполне можно согласиться с авторами, когда они доверят об абстрактности, ненаучности и декларативности программы КПСС. Замена благими пожеланиями науки привели к непониманию действительности и к последовавшему за этим отказу и от самих благих Пожеланий. Однако, говорить предметно о ненаучности можно только со вполне определенных теоретических позиций, пользуясь научным методом. С точки зрения метода, да и просто с позиций формальной логики, нельзя смешивать уровни рассмотрения предмета: противопоставлять стратегический вопрос, "знамя социализма" тактическому вопросу, причем относящемуся к конкретному историческому периоду.

Таким образом суть таинства оказывается в метафизическом противопоставлении оторванных друг от друга сторон предмета рассмотрения - социалистического общества. Отсюда и мистификация читателя при поморщи "взаимоисключающих" определений, которая (как и всякая мистификация) состоит в замене реальных связей сторон предмета фантастическими.

И все же цель авторов рассматриваемой статьи противопоставить конкретное определение абстрактным Лозунгам достигнута, хотя и помимо их води, в определенном отношении. В каком?

Когда "ленинцы" за Ленина

Ленин определял социализм как государственно-капиталистическую монополию, обращенную на пользу всего народа, в условиях, имеющих определенное сходство с современными нам. Такое же сходство, какое имеют восход с закатом, революция с контрреволюцией, развал многоукладной экономики с распадом единого народного хозяйства, - сходство по преимуществу внешнее, сходство состояния, а не движения. Но сходство действительно есть, и метафизическое, недиалектическое мышление выделяет именно сходство состояний, оставляя вне поля зрения различие процессов. С этой точки зрения представляется, что возврат к Ленину, использование готовых формул есть развитие, отрицание позиции КПСС. Развал крупного машинного производства в стране вызывает естественный протест авторов рассматриваемой статьи и у них возникает желание противопоставить "конкретному" анархо-синдикализму большинства компартий не менее "конкретную" государственно-капиталистическую монополию, хотя бы и обращенную на пользу всего народа, но тем не менее противопоставляя ее "декларативности" КПСС, как раз и осуществлявшей на деле государственную монополию до недавнего времени. Для метафизического мышления отрицание распада крупного машинного производства, увязанного в единую народно-хозяйственную систему, одно и то же, что отрицание развала многоукладной экономики с преобладанием мелкотоварного производства. Специфика движения таким методом не выявляется и не может быть выявлена принципиально. Идея Ленина состояла в том, чтобы на пути к коммунистическому производству использовать высшую форму капитализма, и на более высоком уровне (в рамках социалистического государства), в борьбе против мелкобуржуазной стихии, представлявшей главную опасность для только что поя- вившегося социалистического государства. Ленин действительно дает определение социализма через отрицание, как замечают авторы рассматриваемой статьи. Но это делается не ради "необычности, конкретности" или "резкости", а просто потому, что всякое новое возникает первоначально, главным образом, как прямое отрицание старого. Социализм первоначально возникает как некапитализм. Главным образом, новое появляется негативно, но не только. Просматривается уже и определенная позитивная сторона: в данном случае она состоит в пользе для всего народа. Другое дело, когда социализм первоначально уже возник и проделал путь развития до падения своей ранней формы. Сейчас, когда происходит возврат от социализма к ранним формам капитализма (стадии первоначального накопления) в условиях существования мировой капиталистической системы (империализма), мы можем и должны понять социализм более конкретно, более глубоко выявив его позитивное содержание.