Смекни!
smekni.com

Сущность, формы и функции исторического сознания (стр. 2 из 2)

Поэтому вряд ли стоит настаивать на формационном подходе, как абсолютном, к рассмотрению истории. Он дает чрезвычайно про­стую общую схему исторического развития. И главное - не позволяет проследить исторический процесс формирования основного субъекта истории - человека.

В связи с этим в последнее время наметилась тенденция к ис­пользованию в исторических исследованиях так называемого "циви-лизационного" подхода. Он дополняет изучение движения социаль­ных слоев и классов выяснением развития человека, его сущности, общих черт, передающихся из поколение в поколение, его общечело­веческих потребностей и интересов и их движущей силы в историчес­ком процессе. В основе цивилизационного подхода лежит идея уни­кальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного от­дельными народами. С этой точки зрения, исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно сущест­вующих в настоящее время. Главное же, что дает этот подход, это преодоление обезличенности истории, растворенности индивида в массе, познание человека в истории.

Итак, цивилизационный подход к историческому процессу пред­полагает учет и изучение, в первую очередь, того своеобразного, самобытного, что есть в истории народа или целого региона. Вместе с тем данный подход, доведенный до крайнего своего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский ис­торик Н.Я. Данилевский писал, что не существует всемирной исто­рии, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивиду­альный замкнутый характер.

Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в про­странстве на изолированные и противопоставляемые друг другу куль­турные общности. Она выглядит сейчас на исходе нашего столетия, когда резко усилилось взаимодействие и взаимовлияние различных стран и народов, исторически ограниченной. Вряд ли она в доста­точной мере отражает и реальности прошлых этапов развития.

Учитывая, что ни формационный, ни цивилизацией ный подходы не являются идеальными, целесообразно пока что встать на путь их разумного сочетания.

В целом же, современная методология истории должна осно­вываться на достижениях общечеловеческой мысли, впитывая в себя все лучшее, что дали мыслители прошлого и настоящего всех на­правлений и школ.

Изучение истории предполагает анализ определенного круга ис­точников: письменных, вещественных (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода), этногра­фических, лингвистических, устных, кинофонофотоматериалов. Все эти источники подчас содержат противоречивую информацию. В свя­зи с этим возрастает необходимость квалифицированной научной критики источников, тщательного выявления лишь достоверной ин­формации, позволяющей воспроизводить правду об исторических со­бытиях.