На практике создание реального тоталитаризма обернулось весьма отличными от теории результатами. Рафинированно-гомогенного общества, равно как и такого же чистого государства не получилось. Результатом экспериментов стали нацистское государство-движение (Bewegungsstaat) и коммунистическая партия-государство.
Более оправданной оказалась линия на компромиссный прагматизм, выработку институтов посредования между государством и гражданским обществом – партийных систем, механизма лоббирования, институционализацию социальных движений, профессиональных союзов, гражданских инициатив и т. п. Существенным шагом в данном направлении стало создание социального государства, взявшего на себя частичное выполнение представляющих национальный интерес функций гражданского общества, которые в силу тех или иных причин не могли быть обеспечены частными корпорациями и индивидами. Это, естественно, повлекло ограничение частной инициативы и возможностей гражданского общества. Конституционность, представительность и демократизм современного государства гарантировали временный характер вторжения социального государства в сферу гражданского общества. Как только возникла реальная возможность «разгрузить» государство, отвечающие этому программы, названные неолиберальными или неоконсервативными, были осуществлены. Связанное с этим ослабление государства не носит необратимого характера, а скорее отражает естественные для процесса развития колебания вокруг стандартов конституционной нормы и отвечает принципам компромиссного прагматизма.
Понятие современного государства, таким образом, является многогранным и многомерным. В связи с этим попытки ухватиться за одну словесную формулу, например, правовое государство, социальное государство, вульгарно и прямолинейно их интерпретировать, а тем самым редуцировать до некого мифа могут иметьисключительно негативные последствия – самообман и дезориентацию собственного мышления, навязывание согражданам нелепых и разрушительных утопий. Развитие российской государственности лежит на путях прояснения и критическойпереработки отечественной традиции, очень аккуратного и неторопливого, но надежного усвоения созвучного нам исторического опыта других государств.
1. Философская энциклопедия. Т.4, М., 1967.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
3. Школа истории понятий возникла благодаря усилиям О. Брукнера, Р. Козеллека и В. Конце. Представителями этой школы написано множество книг и статей, однако крупнейшим достижением является семитомная энциклопедия: Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialer Sprache in Deutschland, Stuttgart, 1972–1992.
4. Школа истории идей сложилась вокруг международных изданий: «Journal of the History of Ideas» и четырехтомного «Dictionary of the History of Ideas», New York, 1973.
5. Наиболее авторитетные центры изучения концептных перемен – Кембридж и Миннеаполис, исследователи – Кв. Скиннер, Дж. Покок, Т. Болл (см. его статью «Власть» – «Полис», 1993, № 5), коллективные труды последних лет Languages of Political Theory in Early Modern Europe, Camb., 1987; Conceptual Change and the Constitution, Lawrence, 1988; Political Innovation and Conceptual Change, Camb., 1988.
6. Проект возглавляется Жаком Жилому. Важнейший результат проекта – трехтомный словарь Dictionnaire des usages sociopolitique du francais (1770–1815), P., 1985, 1987, 1988.
7. Международный проект, координируемый П. Чилтоном (Великобритания), М. Ильиным (Россия) и Я. Мейем (Дания). Ведется подготовка международной монографии о концептных переменах в ходе детоталитаризации политического дискурса на Востоке и на Западе. Часть промежуточных результатов опубликована в специальном выпуске журнала «Discourse& Society», 1, 1993.
8. Ильин М.В. Научное описание понятий в контексте развития политической культуры. – Язык в контексте культуры. Дипломатическая академия МИД РФ, 1993.
9. Чилтон П. По ту сторону безопасности: метафора у пределов политической мысли. – «РКиСМ», 1990, №5.
10. Ср.: Власть (как авторитетно-властное полномочие) (authority), Власть (как властное могущество вообще) (power), Влияние (influence), Принуждение (coercion). – 26 основных понятий политического анализа. – «Полис», 1993, № 1, с.84–86.
11. Benveniste E. Le vocabulaire des institutions indo-europeennes. P. 1969. Русский перевод главы о свободе в кн.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
12. Проблема соотношения семасиологических и ономасиологических аспектов развития понятий поставлена в 1972 г. Р. Козеллеком во введении к упоминавшейся энциклопедии исторических понятий. Независимо от него М.В. Ильиным была разработана описываемая модель и представлена в докладе «Культура: семасиологическая и ономасиологическая перспектива» на конференции «Язык и культура» (МГУ, 1991). См. также 13.
13. Ильин М.В. Собирание и разделение суверенитета. – «Полис», 1993, № 5.
14. Benveniste E. Civilisation. Contribution a l'histoire du terme. – Hommage a L. Febvre. P., 1954. Перевод в кн.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. О рецепции концепта цивилизация в России см.: Будагов Р.А. История слов и история общества. М., 1971, с. 108 и далее; Степанов Ю.С. Слова «правда» и «цивилизация» в русском языке. – «Известия АН», ОЛЯ, 1972, т. 31, вып. 2.
15. Концепция «седловинного времени» изложена во введении Р. Козеллека к энциклопедии «Исторические понятия», примеры – в отдельных статьях этого издания.
16. Koselleck R. Kritik und Krise. Freiburg, 1969.
17. Впервые и основательно проблема обращения древней либеральности в новый либерализм была рассмотрена Б. Констаном в работе 1819 г., опубликованной на русском языке в журнале «Полис», 1993, № 1. Наиболее значительное новейшее исследование проблемы: Strauss L. Liberalism, ancient and modern. L., 1989.
18. Куббель Л.E. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988; Он же. Этнические общности и потестарно-политические структуры доклассового и раннеклассового общества. – Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.
19. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.
20. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен (О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии). – «Полис», 1993, № 2, с. 57–68.
21. Skinner Q. The State. – Political Innovation and Conceptual Change. Camb. 1988, p.90–131; Idem. The Foundation of Modern Political Thought. Camb. 1978. См. также 13.
22. Цит. по: Mager W. Republik. – Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Bd. 5, Stuttgart, 1984, s. 561.
23. Ключевский В.О. Соч., т. 3. М., 1988, с. 63–64.
24. Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности. – Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI–XVII вв. Л., 1990.
25. Pocock J.G.A. The Ancient Constitution and the Feudal Law. Cam. 1987.
26. Гумбольдт В. Мысли о конституционном государственном устройстве в связи с новой Французской конституцией. – «Полис», 1993, № 1.