Смекни!
smekni.com

Война, политика и право (стр. 3 из 5)

Словом, в XXI в. выбор средств массового уничтожения людей значительно расширится.

Можно, пожалуй, утверждать, что большинство современных людей, в том числе и политических лидеров, осознало недопустимость мировой ядерной войны. [c.425] Но, осознав это, люди, привыкшие к войне как норме существования, с еще большей энергией, достойной лучшего применения, продолжают “идти тропой” малых и средних “обычных”, т.е. неядерных войн. Во второй половине XX в. обнаружилась и нарастает тенденция “разукрупнения”, “дробления” войн. Однако общие людские потери в них вполне сопоставимы с потерями в мировых войнах.

За время, прошедшее после Второй мировой войны, зафиксировано 25–30 “средних” войн, более 400 вооруженных конфликтов. Только за пятилетие – с 1990 по 1994 г. – в мире ежегодно происходило 33–37 крупных вооруженных конфликтов10.

За что же сражались участники войн и конфликтов последнего времени? Одни оспаривали право контроля над правительством, другие – над определенными территориями, регионами. Третьи – и таких было большинство – стремились воспользоваться правом народов на самоопределение, выйти из состава многонациональных государств и образовать свое суверенное государство. Эти войны были сугубо политическими по своему характеру или во всяком случае политический элемент был в них главным, определяющим. Соответственно, прекращение войн и достижение справедливого мира является политической проблемой. Так, война в Чечне была развязана политиками, но она же была и прекращена усилиями политических деятелей, понявших, что ее проблема, как и проблемы многих других вооруженных конфликтов, не имеет военного решения. Война не решила той задачи, во имя которой она велась – “восстановление конституционного порядка” в Чечне, т.е. порядка, определяемого Конституцией Российской Федерации. Она серьезно обострила положение на юге России, породила тысячи беженцев и др. Впереди – трудный путь налаживания отношений между Чечней и федеральным центром, а также между Чечней и ее ближайшими соседями в составе Российской Федерации. Решение данной проблемы лежит в политико-экономической, а не военной сфере.

Опыт последних десятилетий показывает, что локальные вооруженные конфликты, особенно связанные с проблемой национального самоопределения. протекают в особенно острой форме. Главная задача политиков – стараться их не допустить. А в случае возникновения конфликтов – без промедления предпринять необходимые миротворческие усилия, помноженные на авторитет международного сообщества и его общепризнанных органов, с целью урегулирования конфликтных очагов и локальных войн. [c.426]

§ 3. Концепция национальной безопасности России

“Концепция национальной безопасности Российской Федерации” (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.11) – политический документ”, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, технологического, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

В ней сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Она является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности страны.

В Концепции подчеркивается, что важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является проведение внешней политики, направленной на утверждение равноправного партнерства стран мирового сообщества и на активизацию их сотрудничества. Приоритет во внешней политике отдается обеспечению важнейших национальных интересов, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках Содружества Независимых Государств.

В Концепции выражена заинтересованность России в полноправном участии в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах; в развитии конструктивного партнерства с США, Европейским Союзом, Китаем, Японией, Индией и другими государствами, что отвечает политическим и экономическим интересам нашей страны и обеспечит возможность ее полномасштабного включения во все организации и институты коллективного управления глобальными политическими процессами.

Что касается оборонной сферы, то здесь главной целью практической деятельности объявляется совершенствование военной организации Российской Федерации, при рациональных затратах на национальную оборону, для о6еспечения возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI в.

В Концепции говорится: “Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии. [c.427] Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи…

Важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств. Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств”.

В Концепции обращается внимание на то, что “Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

• Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного государства.

• Применение вооруженных сил Российской Федерации должно осуществляться решительно, последовательно и планомерно, до создания выгодных для Российской Федерации условий для заключения мира.

• Использование военной силы должно осуществляться на законной основе и только тогда, когда все невоенные меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.

• Применение военной силы против мирных граждан либо для достижения внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к незаконным вооруженным формированиям, представляющим собой угрозу национальным интересам Российской Федерации, допускаются совместные действия отдельных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации с другими войсками, воинскими формированиями и органами в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

• Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в войнах и вооруженных конфликтах различной интенсивности и масштаба должно осуществляться для решения приоритетных военно-политических задач, отвечающих национальным интересам России, а также ее союзническим обязательствам”. [c.428]

Как видно из вышеизложенного. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, являясь политическим документом, стремится опереться на правовую основу в виде Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

§ 4. Законы и обычаи ведения войны

Долгое время народы и государства воевали друг с другом, не соблюдая и не признавая никаких правил ведения военных действий. Собственно, таких правил в виде общепризнанных правовых норм или законов и не было. Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но и вообще всем лицам, которые находились на неприятельской территории. Жизнь и собственность мирного населения отдавались на произвол победителя. Захваченные в плен неприятельские лица без различия пола и возраста подлежали смертной казни или обращались в рабов. Они считались собственностью захватчиков.

Но стремление к определенному упорядочению, ограничению произвола и насилия, т.е. к гуманизации войны, тоже проявлялось с древних времен.

“Убей как можно меньше…” Древний Восток оставил будущим поколениям людей основные идеи, которые много позже сформировались как законы и обычаи ведения войны. Так, в древнекитайском кодексе “Си Ма” содержались правила, которыми должны были руководствоваться воины, находясь на поле боя: “убей как можно меньше, причини минимальный ущерб, насколько это возможно”, “не нападай на врага, когда он находится в беде”, “если враг ранен – лечи его”. Там же содержались положения, обеспечивающие защиту гражданского населения, особенно стариков и детей; запрещавшие уничтожать жилые постройки, грабить торговые лавки, конфисковывать зерно и сельскохозяйственные орудия труда, вырубать леса. В Древнем Китае существовали также обычаи, запрещавшие убийство военнопленных и предусматривавшие их освобождение после окончания войны и подписания мирного договора.