Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.
“От вавилонских царей и греческих правителей до государственных деятелей современности – все и всегда планировали свои войны, исходя из самых реальных оснований, тщательно взвешивая все за и против. Причем мотивы (цели) могли быть самые разные: земли и полезные ископаемые, богатства и рабы, рынки сырья и сбыта, экспансия и самооборона”.
Э. Фромм
§ 1. Война и ее влияние на общество
Война есть вооруженное противоборство государств, народов, классов, различных социальных, национальных, религиозных и прочих групп. Это крайнее средство разрешения противоречий между ними.
Генезис войны уходит в глубь доклассовой истории человечества. Однако имевшие тогда место вооруженные столкновения между родами и племенами не были в полном смысле войнами. Известный британский историк А. Тойнби справедливо отмечал, что война – “дитя цивилизации”, ибо возможность ведения войны предполагает минимум техники и организации и прибавочный продукт, превосходящий то, что необходимо для простого существования, а эти движущие силы войны отсутствовали у первобытного человека”.
Ф. Рабле, известный французский писатель-гуманист XVI в., как-то сказал, что человек создан природой для мира, а не для войны. Между тем со времени возникновения цивилизации и до середины XX в., т.е. примерно за пять с половиной тысяч лет, мир на Земле царил лишь три столетия, а в остальное время шли войны. Их было более 15 тысяч. Только в Европе они унесли в XVII в. 3 млн., в XVIII в. – более 5 млн., в XIX в. – 6 млн., в XX в. – более 70 млн. жизней1. Всего в больших и малых войнах погибли более 3 млрд. человек. [c.417] Причем до середины XX в. прослеживается закономерность: с повышением уровня цивилизации возрастало число войн. Это подтверждается данными нижеследующей таблицы о количестве войн (сражений), проведенных важнейшими европейскими державами с эпохи Возрождения и до 40-х гг. XX в.2
Период | Число сражений |
1480–14991500–15991600–16991700–17991800–18991900–1940 | 987239781651892 |
Война тесно связана с политикой и прежде всего с государством как важнейшим политическим институтом. Существует специальный вид (или отрасль) политики – военная политика, которую государство осуществляет всегда – как в мирное время, так и во время войны. В мирное время военная политика государства направлена на то, чтобы лучше подготовиться к будущей войне – все равно, собирается ли это государство нападать на кого-то или защищаться. Среди причин, вызывающих войну, на первом месте, как правило, стоят политические причины. Итоги войны приводят к существенной корректировке политики – как того государства, которое выходит победителем в войне, так и того, которое оказывается побежденным. Нередко итогом войны является поглощение одного государства другим, т.е. побежденный народ перестает существовать как государство. Или, напротив, итогом войны может быть распад большого, “имперского” государства и образование на его месте новых государств.
Неразрывность политического и военного руководства обеспечивается тем, что высший политический руководитель страны (монарх, президент, премьер-министр) является нередко высшим военным руководителем – Верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами.
Войны бывают разными. Их характер обычно определяется по трем основаниям: морально-правовому, социальному и территориальному.
Согласно морально-правовому основанию войны подразделяются на справедливые и несправедливые, законные и незаконные. Справедливой и законной считается воина, которую ведет государство или народ, подвергшиеся агрессии со стороны другого государства или народа, а также война, которую ведет народ за свое социальное или национальное освобождение. [c.418] Для агрессора и угнетателя война против другого народа и государства не может быть ни справедливой, ни законной.
По социальному основанию войны подразделяются на гражданские (между различными классами и социальными группами внутри государства), межнациональные (когда воюют между собой представители разных национальностей) и религиозные (когда воюют между собой представители разных конфессий). Это, так сказать, “идеальные типы” войны. На практике межнациональные войны могут иметь религиозный аспект и наоборот.
Наконец, по территориальному основанию, т.е. размерам территории, на которой идет война, различаются локальные войны (как правило, между двумя соседними небольшими государствами или религиозными общинами), региональные войны (охватывающие большой регион и несколько государств) и мировые войны.
Что несет с собой война. Многие мыслители прошлого рассматривали историю человечества как “историю войн”, а сами войны – как естественное и даже необходимое состояние политической жизни общества. Гераклит называл войну “отцом и царем и господином всех”. Он порицал Гомера за пацифизм; “Гомер, молясь о том, чтобы “вражда сгинула меж богами и меж людьми”, сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех существ, ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия”3. Через два с лишним тысячелетия Гегель напишет:
“Из войны народы не только выходят укрепленными, но и нации, внутри которых существуют непримиримые антагонизмы, обретают внутреннее спокойствие благодаря внешним войнам”4.
Если исходить из того, что Гегель имел в виду народы и нации, вышедшие из войны победителями, то, возможно, есть примеры, согласующиеся с этим утверждением. Однако даже те войны, которые имели место при жизни этого великого немецкого философа, свидетельствуют о другом.
Так, французский народ из наполеоновских войн не вышел укрепленным и не обрел внутреннего спокойствия, если не считать сотни тысяч тех, кто обрел вечный покой на полях сражений. Он обрел реставрацию старой королевской власти – только вместо Людовика XVI, казенного по постановлению Конвента в 1793 г., королем стал Людовик XVIII, который, как скоро выяснилось, “ничему не научился”. [c.419] Новая революция была не за горами.
Не обрел внутреннего спокойствия и русский народ, вышедший победителем в Отечественной войне 1812 г. и последующей антинаполеоновской военной кампании. Скорее, наоборот. Как отмечал В.О. Ключевский, эта война оказала неодинаковое воздействие на русское общество и на русское правительство. В первом она вызвала необыкновенное политическое и нравственное возбуждение. В неофициальной периодической литературе того времени печатались статьи под заглавием “О конституции”, в которых доказывалась “доброта представительных учреждений”. Произносились речи о политической свободе. В немалой степени это было вызвано тем, что русская армия, ее солдаты (в основном из числа крепостных крестьян) и молодые офицеры (многие из которых представляли высшие образованные слои России) прошли Европу от Москвы до Парижа, участвовали в событиях, которые решали судьбу западноевропейских народов, чувствовали себя их освободителями. “Никогда такая масса молодого поколения не имела возможности непосредственно наблюдать иноземные политические порядки” и сравнивать их с российскими, подчеркивал В.О. Ключевский.
Война повлияла и на политику императора Александра I. План либеральных государственных реформ, который до войны активно разрабатывался ближайшим советником императора М.М. Сперанским, не состоялся. Во внешней политике русское правительство, напуганное последствиями французской революции, придерживалось консервативной линии.
Нараставший конфликт между русским обществом, где крепостное право осталось незыблемым, и русским императорским правительством привел в конце концов к известным событиям 14 декабря 1825 г., когда на Сенатской площади в Санкт-Петербурге часть гвардейцев, возглавляемая самыми радикальными представителями русского дворянства, отказалась присягать новому императору Николаю I. Последний, после некоторых колебаний, отдал артиллеристам приказ стрелять по мятежникам картечью… Несколько позже, согласно приговору чрезвычайного суда, пять участников восстания – Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол – были повешены, многие десятки сосланы в Сибирь на каторжные работы.
Милитаризация общества. Война не укрепляет общество, а милитаризирует его. Г. Спенсер в своей теории военных и промышленных обществ убедительно показал, что неизбежным продуктом войны является милитаризация общества. Подобно тому как из двух равных по численности и вооружению армий победит та, которая лучше дисциплинирована и подчинена воле командования, так из двух воюющих государств большие шансы на победу – при прочих равных условиях – будет иметь то, где все население превращено в один лагерь, подчинено одной воле, одной суровой, но необходимой дисциплине. [c.420]
Далее, война и военное обучение населения резко меняют формы поведения людей. Военная обстановка “отучает” их от одних форм поведения и приучает к другим. Мирная жизнь развивает у людей личную инициативу, стремление к свободе, уважение к другим людям, их правам и их достоянию. Она благоприятствует развитию науки, искусства, культуры и подавляет низменное, жестокое начало в человеке, позволяющее ему грабить и убивать других людей.
Война действует в прямо противоположном направлении. Она не только проповедует и требует убийства противника, разрушения его дома, но и оправдывает это. Ей не по нутру какая-либо личная инициатива человека, если она не связана с борьбой против врага. От солдата не требуется рассуждений, а только повиновение. Им командуют, ему приказывают, он подчиняется. Вся военная служба, вся казарменная муштровка направлены на то, чтобы сделать из него слепое орудие в руках начальников, чтобы из живой автономной личности создать машину, целиком управляемую сверху. Война приучает народ к рабству, власть – к диктатуре и абсолютизму. Главнокомандующий во время войны – абсолютный повелитель и армии, и гражданского общества. Его действия не подлежат обсуждению, его воля – закон. Он может бросить на смерть сотни тысяч людей и никто не вправе отменить его приказ.