37
яось более трех тысяч предприятий, на которых было занято 112 тысяч рабочих'. В еще больших масштабах происходило разорение мелких товаропроизводителей.
Порождением кризиса был и рост безработицы: число безработных превысило 200 тысяч человек. Кризис совпадал и переплетался с голодом, гнавшим из деревни на заработки десятки тысяч людей. Этим воспользовались фабриканты и заводчики для усиления эксплуатации занятой части рабочих. Они под разными предлогами стали увеличивать рабочий день, снижать заработную плату, широко применять систему штрафов. В результате и без того низкий жизненный уровень основной массы рабочих, в сравнении с рабочими развитых капиталистических стран, еще более снизился, главным образом за счет повышения цен. Например, в Московской губернии заработная плата 'рабочих с 1897 г. по 1903 г. повысилась на 12%, а цены только яа продовольственные товары — на '14—15 процентов2.
И как следствие всего этого резко возросла социальная напряженность в обществе. В стране наблюдался рост революционного рабочего движения и переход его от экономических к политическим стачкам. Так, в 1903 г. на их долю уже приходилось 53,2% от общего количества стачек.
Для разгона и подавления выступлений рабочих правительство и местные власти нередко прибегали к силе: если 1896 —1900 гг. войска использовались 226 раз, то в 1901—1904гг.
было зарегистрировано более 650 случаев привлечения войск3.
1 История КПСС в шести томах. Т. I. М., ;1964, с. 347.
2 См.: Кирьянов Ю. И. — Экономичеоиое полюжяиие рабочего иладса России накануне революции 1905—1907 гг. — Исторические записки, 1.977, с,. Я 81.
3 См.: Варзар В. Е. — Статистические сведения о стачках рабочих на фабриках и заводах за десятилетие. 1895—1904 годы. Санкт-Петербург, 1905, с. 10.
38
Родилась и новая форма борьбы и протеста — демонстрация. Предвестником ее была маевка харьковских рабочих 1900 года. С весны 1901 г. демонстрации охватили почти всю страну—от Петербурга на севере до Баку на юге, от Варшавы на западе до Иркутска на востоке.
Пробуждалась и деревня. Восстания крестьян в Полтавской и Харьковской губерниях весной 1902 года, охватившие 165 сел и деревень, перекинулись затем в Центральный Черноземный район, Поволжье и Грузию. Для усмирения мятежных крестьян опять-таки использовались войска.
Усилились в это неспокойное время и оппозиционные настроения среди студентов, средних слоев населения и либералов.
В условиях неадекватной реакции власти на происходившие события, когда царь и его окружение уповали только на силу, Россия неотвратимо приближалась к порогу революции. ' •
39
§ 2. Развитие социал-демократического движения во второй половине 90-х годов XIX и в начале XX века. Большевики и меньшевики.
Вторая половина 90-х годов XIX века в политической жизни России характеризовалась активизацией оппозиционных течений. Они были представлены тремя разнородными силами: народниками, либералами и социал-демократами.
Основной чертой социал-демократического движения середины 90-х годов XIX века стал переход от узкой пропаганды марксизма в нелегальных кружках к массовой политической агитации, выход его на арену как общественного движения, как политической партии. Этому способствовало ускоренное промышленное развитие и подъем рабочего движения.
В социал-демократической среде появляется новое поколение руководителей — Ю. О. Мартов, Л. Б. Красин, Г.М. Кржижановский, В. И. Ульянов (Ленин), быстро ставший после приезда в Петербург в 1893 г. лидером социал-демократии.
Во второй половине 90-х годов XIX века социал-демократы вели острейшие дискуссии с народниками. К тому времени народничество претерпело глубокую эволюцию, превратившись из революционного ,в либеральное.
Что же сближало и отличало народников 90-х и 60— 70-х годов?
Либеральные народники сохранили взгляды своих предшественников, основанные на вере в самобытность России и крестьянскую общину. В то же время они отказались от радикально-революционных традиций “Народной воли”, встав на реформаторский путь1.
1 Лишь небольшая часть народников осталась верной революционным идеям и традициям народовольцев, образовав в начале 20 века партию социалистов-революционеров.
40
Эволюция народничества была связана с объективными процессами в российской деревне, прежде всего с 'разложением крестьянства.
Как самостоятельное идейно-политическое течение, либеральное народничество оформилось в 80-е годы XIX века и оказывало большое влияние на российскую молодежь. Его идеологами были В. В. Воронцов, С. Н. Южаков, Н. К. Михайловский. Последний был редактором журнала “Русское богатство”, ставшего своеобразной трибуной для изложения взглядов народников-реформистов.
Эти взгляды носили, двойственный, противоречивый характер. Народники идеализировали мелкое крестьянство, были против кулацких хозяйств, поскольку те подрывали
общину. Они выступали за передачу крестьянам земли в таком количестве, чтобы ее можно было обрабатывать без применения наемного труда. .
В то же время либеральные народники предлагали реформы (“прогрессы”), которые объективно были направлены против остатков старины и носили демократический, прогрессивный характер: уравнивание крестьян в землепользовании за счет помещичьих земель, дешевые кредиты для крестьян, .организация юридической защиты их прав, развитие кооперации и др.
Дискутируя с марксистами, народники 90-х годов обвиняли их в том, что они “хотят выварить каждого мужичка в фабричном котле”, желают разорения крестьян.
В 1894 году Ленин подверг критике взгляды либеральных народников"в книге “Что такое “друзья народа” и как41
ни воюют против социал-демократов?”. Одновременно эта работа стала для социал-демократов России своеобразным символом веры: в ней Ленин выступил со сввей интерпретацией марксистской теории. В центре его внимания были поставленные еще Г. В. Плехановым и группой “Освобождение труда” вопросы: капитализм и Россия, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в новых условиях. Подход Ленина был прежде всего взглядом политика и революционера: анализ этих вопросов он увязывал с задачами пролетарской борьбы против самодержавия и буржуазии, создания для этого революционной марксистской партии.
Наряду с ортодоксальными марксистами, ведущими свою “родословную” от плехановской группы “Освобождение труда”, в России в середине 90-х годов XIX века появились и так называемые “легальные марксисты”.
Марксизм в конце XIX века стал “модой” среди части российской интеллигенции, воспринявшей его как опору в борьбе с пережитками феодализма. Целая плеяда молодых представителей российской общественно-политической мысли испытала сильнейшее увлечение марксизмом: Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк'.
“Легальные марксисты” ориентировались на западный путь, считая его универсальным, отрицали самобытность России, вели с либеральными народниками острые дискуссии по этому вопросу. С. Франк, ставший позже известным философом, отмечал: “Марксизм был для России новой политической доктриной, первым последовательным западничеством”.
В частности, “легальных марксистов” привлекали в марксизме идеи материалистического понимания истории,
1 К 1904—1905 гг. все они окончательно покинули марксистские •позиции, перейдя на позиции либерализма в политике, идеализма в философии.
42
исторической необходимости развития капитализма. В то же время они отвергали политические идеи Маркса— об обнищании пролетариата, неизбежном крахе капитализма, классовой борьбе, социалистической революции и диктатуре пролетариата.
Лидером “легальных марксистов” был П. Б. Струве, яркий представитель русской общественной мысли, экономист, философ и писатель. Именно им было положено начало острой полемической схватке между народниками и марксистами статьей “К вопросу о капиталистической России* (1893 г.).
Сам Струве так говорил о появлении “легального марксизма”: “Мы осознали, что положение народа можно облегчить не политическими, а экономическими способами. Мы полностью восприняли марксистский тезис о том, что корень зла в экономической и культурной отсталости”!.
В программной статье “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России” (1894 г.) Струве, исходя из признания огромного экономического и общекультурного значения капитализма, призывал признать российскую .некультурность и пойти на выучку к капиталистическому Западу. Он полагал, что социализм возникнет в недрах капитализма через осуществление реформ, постепенный прогресс экономической и правовой нормировки капиталистического общества2.
Эти взгляды резко критиковал Ленин в книге “Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве” (1895 г.). Главным пунктом разногласий было отношение к капитализму. По м'нению Струве, Россия вступила в полосу незрелого капитализма. Ленин же приоритетное внимание обращал' на характер социальных различий и классовой борьбы, считая, что прежде всего из них складывается исторический процесс.
1 См.: Балуев Б. П., Н. К. Михайлоаскяй и “легальный марксизм”. — Отечественная история, ^992, № 5. С 15—31.
2 См. подробнее о взглядах Струве: Зотова 3. М Петр Бернгар-дович Струве/ — Вопросы истории, 1993, № 8.
43Несмотря на принципиальные расхождения во взглядах, между “легальными” и революционными марксистами во второй половине 90-х годов происходит временное сближение с целью совместной борьбы с народничеством). Позже Ленин отмечал: “Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идеи марксизма”2.