Смекни!
smekni.com

Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы (стр. 3 из 4)

Основная форма государственной PR-деятельности – это проведение информационно-коммуникационных кампаний, которые должны быть направлены на обеспечение открытости деятельности государственной власти, повышение уровня информированности общественности и должны составлять часть демократического процесса принятия и реализации государственных решений. [c. 74]

Механизм связи с общественностью имеет информационную природу и представляет собой одну из разновидностей информационного управления, так как базируется на предоставлении общественности специальными службами и через уполномоченных должностных лиц определенным образом подготовленной информации.

Это порождает внутреннюю угрозу государственной PR-деятельности, суть которой состоит в следующем. Государственная PR-деятельность может быть использована не для установления и поддержания реальных партнерских взаимоотношений и взаимодействий с обществом и его объективного информирования о деятельности государственной власти, а для манипулирования общественным мнением, как в личных интересах отдельных государственных чиновников, так и в политических интересах правящих социальных групп и политических партий. В этом случае, по сути, имеет место уже не государственная PR-деятельность, осуществляемая в целях эффективного государственного управления, а принципиально иной вид деятельности с использованием манипулятивных технологий массового информирования и информационных воздействий на общественное сознание, для реализации которого противоправно задействуются государственные службы и государственный медийный ресурс.

В условиях постиндустриального развития новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и создаваемые на их основе сети и системы проникают во все сферы жизнедеятельности общества и государства и трансформируют не только непосредственно информационную среду, но и социальную структуру общества, которая приобретает сетевой характер. Происходит интенсивное смещение социальной активности в качественно новую информационную среду, инфокоммуникационная инфраструктура которой становится преобладающей сетевой формой самоорганизации и расширения такой активности. Это требует адекватного ответа в поле политики и, прежде всего, в сфере государственного управления.

В качестве концепции реорганизации государственного управления, адекватной вызовам информационной эпохи, сегодня предлагается создание «электронного правительства», суть которого заключается в следующем. Во-первых, вся система органов государственной власти и государственных учреждений, обобщенно называемая правительством, рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Во-вторых, деятельность правительства должна быть открытой и информационно прозрачной для граждан, и оно должно быть доступно каждому гражданину в любой момент времени и из любого места его расположения. В-третьих, для совершенствования и повышения качества оказания услуг населению и повышения эффективности функционирования самого правительства его деятельность переносится в современную сетевую информационную среду.

Электронное правительство следует рассматривать не только как организационно-технологическое построение системы государственного управления, основанное на использования современных ИКТ и сетевой инфокоммуникационной инфраструктуры, но и, прежде всего, как постиндустриальную философию государственного управления (см.: [4, c. 225]). В этом аспекте электронное правительство представляет собой постиндустриальное развитие философии PR в сфере государственного управления, основанное на [c. 75] том, что современные ИКТ предоставляют государственной власти качественно новые возможности инфокоммуникационного взаимодействия с гражданами и комплексного оказания им всего спектра государственных услуг в индивидуальном порядке и онлайновом режиме. Таким образом, в сфере взаимодействия государственной власти с гражданским обществом механизм PR технологически трансформируется и встраивается в более комплексный по функциональным и технологическим возможностям сетевой механизм интерактивных инфокоммуникационных взаимодействий.

Еще одним действенным механизмом взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, обеспечивающим повышение доверия общества к решениям и действиям власти, является механизм консультативного взаимодействия. Суть этого механизма, предназначенного для осуществления проблемно-ориентированных взаимодействий, состоит в привлечении органами государственной власти для взаимных консультаций и обсуждений представителей профессиональных сообществ и авторитетных специалистов негосударственного сектора.

Для реализации такого механизма при органах власти создаются постоянные или временные общественные консультативно-экспертные советы или комиссии, специализированные по важнейшим проблемным направлениям деятельности в зоне ответственности этих органов. Такие консультативные структуры формируются, как правило, на трехсторонней основе из ответственных должностных лиц органов власти, представителей негосударственных профессиональных объединений и научных организаций и авторитетных специалистов-экспертов, представленных в личном качестве.

Основная задача деятельности таких структур состоит в выявление наиболее острых профессионально-ориентированных проблем, волнующих общество, объективном выяснении отношения профессиональной и широкой общественности к решениям и действиям власти по их разрешению, причин такого отношения и в определении зон возможных компромиссов и наименее конфликтных подходов к разрешению возникающих противоречий.

Для того чтобы консультативные структуры могли продуктивно решать свою основную задачу, субъекты консультативной деятельности должны следовать определенным правилам. Представители государственной власти не должны априорно негативно воспринимать жесткие и, возможно, нелицеприятные дискуссии и ставить перед собой задачу максимально «сгладить острые углы» в ходе обсуждений. Со своей стороны представители негосударственных объединений и организаций и специалисты-эксперты не должны воспринимать свое участие в работе консультативных структур как непосредственное «вхождение во власть» и использовать такое участие для лоббирования и решения частных проблем своих организаций и как трибуну для выражения политических пристрастий и саморекламы.

Работа механизма консультативного взаимодействия может оказывать позитивное влияние на процесс достижения взаимопонимания и партнерских отношений между государственной властью и гражданским обществом в решении даже сложных для всеобщего понимания профессионально-ориентированных проблем только при условии, что такая работа является открытой и информационно прозрачной для общества и ее результаты объективно публично освещаются. [c. 76]

При некорректном подходе к формированию и организации работы консультативных структур возникает опасность их самовырождения. Подобные ситуации возникают либо при стремлении представителей власти сделать их полностью управляемыми, либо при чисто формальном подходе к ним как к декоративному элементу административной структуры органа государственной власти. В результате достаточно быстро выявляется неспособность подобным образом организованных консультативных структур выполнять поставленную перед ними задачу, и их существование теряет смысл как для представителей государственной власти, так и для представителей профессиональной общественности.

Публичная политика как фактор социально-политической стабильности

Контур инфокоммуникационной стабилизации и его механизмы призваны обеспечивать систематические публичные взаимодействия между обществом и властью, составляющие и формирующие сферу публичной политики. При этом следует особо подчеркнуть, что публичная политика не является сферой борьбы за завоевание политической власти и применения властно-принудительных полномочий государственной власти: в данном случае термин «политика» используется в смысле английского термина «policy» – линия поведения, курс, установка, стратегия (см.: [5, т. 2, с. 727).

Публичная политика – это процесс постоянного публичного диалога между обществом и властью для выявления и дискуссионного обсуждения наиболее важных для общества на данном историко-временном интервале социальных, экономических и политических проблем и определения возможных и допустимых методов решения этих проблем совместными усилиями власти и общества.

Для того чтобы процесс публичной политики был продуктивным, диалог между властью и обществом должен осуществляться на основе взаимной терпимости и стремления к взаимопониманию при обсуждении даже самых остро дискуссионных проблем и принципа равноправия сторон. Ни одна из сторон не должна стремиться к абсолютному доминированию, полному подчинению своей воле другой стороны и не должна оказывать несоразмерное с реальными обстоятельствами давление на партнера.

Гражданское общество должно критически, но объективно и корректно анализировать и оценивать решения и действия государственной власти и реагировать на них адекватными мерами.