Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки комплексных программ в области государственного управления этнополитическими процессами на Северном Кавказе, применены в работе государственных структур. Материалы диссертации могут применяться при разработке учебных курсов «Федерализм в России», «Межэтнические отношения на Северном Кавказе и проблемы федерализма», «Политические процессы на Северном Кавказе», «Северный Кавказ в системе современной российской государственности» и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. Федерализм представляет собой концепцию территориального распределения политической власти, на основе которой институализируется федеративное государство. Важнейшим признаком федеративного государства является определенная степень автономии и независимости его субъектов, не выходящая за рамки, определенные конституционным устройством.
2. В России исторически складываются предпосылки для формирования федерации: полиэтнический характер государства; существование в прошлом многообразных форм взаимодействия центра и регионов, имевших преимущественно интеграционный характер; протяженность территории и разнообразие территориальных условий, жизненных укладов. При строительстве федеративного государства, исходя из политических целей и исторической обусловленности, необходимо сочетание территориального и национально-территориального подходов.
3. Федерализм является одной из фундаментальных основ формирования современной российской государственности. В современной российской модели федерализма взаимодействуют друг с другом централизованное и децентрализованное, дуалистическое и кооперативное начала, что позволяет представить ее как развивающуюся.
4. Одной из важнейших в развитии федеративных отношений является проблема государственного суверенитета, его распределения между субъектами и федерацией, как целостным образованием. Субъекты РФ должны обладать определенным уровнем суверенитета для осуществления конституционно закрепленных за ними полномочий.
5. Разграничение компетенций федерации и субъектов проведено в Конституции РФ не в полном объеме – закреплены функции федерального Центра, но не прописаны предметы собственного ведения субъектов. Несмотря на неоднозначность результатов практики заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами, а также двусторонних договоров между субъектами, она заслуживает внимания как способ правового регулирования данных отношений.
6. Федеративные отношения находят свое воплощение не только в политической, но и в экономической практике. Бюджетный федерализм в постсоветской России зачастую складывался под влиянием субъективных, конъюнктурных факторов, но, несмотря на это, стал важным механизмом социально-экономического развития дотационных и депрессивных регионов, что, в частности, нашло свое проявление в ряде северокавказских субъектов РФ.
7. Развитие принципов и норм федерализма стало важным средством регулирования межэтнических отношений на Северном Кавказе. Соблюдение этих принципов является одной из основ государственной безопасности, предотвращения этнополитических конфликтов в условиях роста национального самосознания.
8. Совершенствование федеративных отношений – необходимая предпосылка разрешения ряда исторически сложившихся противоречий северокавказского региона, проблем реабилитации народов, пострадавших от репрессий в период сталинизма. Сохранение национально-территориального принципа в федеративном устройстве региона необходимо сочетать с созданием гарантий соблюдения прав и свобод человека вне зависимости от его национальной принадлежности и места проживания.
Апробация основных положений диссертации. Основные положения исследования легли в основу научных публикаций автора, выступлений на конференциях и семинарах, включая международные. Они были доложены на следующих научно-практических конференциях: итоговые научные конференции в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005гг.; региональная научная конференция в Махачкале: «Национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе в свете реформирования административно-политической системы» (28-29 апреля 2005г.); республиканская научно-практическая конференция во Владикавказе: «Конституция и конституционная законность» (20-21 октября 2004г.); региональная научная конференция в Магасе: «Традиции и инновации в культуре народов Северного Кавказа» (23-24 сентября 2006г.); международные научные конференции во Владикавказе и Ростове-на-Дону на темы: «Россия и Кавказ: история и современность» (10-11 ноября 2004г.); «Кавказоведение: опыт исследований» (12-14 октября 2005); «Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество» (29-30 сентября 2006г.).
Основные положения диссертации представлены в 10 опубликованных научных работах общим объемом 4,0 п.л.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на 6 параграфов, заключения и библиографического списка. Общий порядок изложения материала обусловлен основной целью и задачами диссертационной работы.
II. Основное содержание диссертационного исследования
Во введении раскрывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень изученности проблемы, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, хронологические рамки, раскрываются методологические принципы, характеризуется источниковая основа работы, обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Методологические проблемы изучения федеративных отношений в Российской Федерации» разрабатывается концептуальная основа диссертации, обосновывается базовый понятийно-категориальный аппарат, исследуются пути построения федеративной модели Российской Федерации.
В первом параграфе первой главы «Федерализм и федеративное государство: понятие и сущность» рассматриваются основные методологические концепции и установки исследования проблем современного федерализма. В последнее время федерализм превратился в важнейшую проблему мировой политики и политической науки. В специальных исследованиях, посвященных федерализму, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, федерализм определяется как «процесс разрешения конфликтов», как форма, которая позволяет в границах большого государственного образования сохранить исторически сложившееся многообразие традиций, обычаев, культуры различных групп и слоев народа и наций, как «организованное сообщество, призванное удовлетворять» потребности людей и интересы государственных институтов, территориально распространяющие политическую власть во имя свободы и одновременно концентрирующее ее от имени единого правительства», как «средство решения национального вопроса и форма демократизации управления государством», как «единственное цельное усилие, чтобы выйти из тупика и наладить порядок. Он для середины XX в. играл ту же роль, какую играл либерализм в XVIII веке, марксизм в середине XIX в., т.е. он соответствует идеям нашего времени, позволяя их использовать в теории и на практике, как «принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и плюрализм государственной организации на нескольких уровнях». Современные исследователи в теорию федерализма вкладывают новое, более широкое содержание. Федерализм рассматривается в первую очередь не как совокупность структур и норм, а как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечить наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. Федерализм – это, прежде всего, принцип политико-территориальной организации государства. В основном он выступает как принцип государственности, под которым многие авторы подразумевают целый комплекс различных постулатов. Федерализм представляет собой фундаментальную идею построения многонационального государства в соответствии с определенными принципами. Само понятие федерализма носит собирательный характер и охватывает не только характеристику федерации, но и теоретическую основу построения федерации. Это способствует превращению федерализма в основу государственного строя, внутренняя структура концепции которой охватывает политическое сознание (философия федерализма), макрополитическую структуру федерализма (на уровне федерации), микроструктуру (на уровне субъектов федерации) и сами федеративные отношения.
Во втором параграфе первой главы «Поиски путей построения федеративной модели Российской Федерации» исследуется федеративная модель современного Российского государства, исторические предпосылки и принципы ее формирования на основе сочетания территориального и национально-территориального принципов. Сегодня многие ведущие эксперты сходятся в том, что спасение Российской Федерации в единстве. В контексте возможных путей дальнейшего развития Российской Федерации задача обеспечения устойчивого развития России в новом веке востребует определения стратегии развития страны в целом.
Многообразие форм и способов развития центр-переферийных отношений формировалось в России исторически, в различные периоды развития ее государственности. Учет национального фактора в федеративной системе государства предполагает реализацию принципа конституционного равноправия субъектов Федерации. Под конституционным правом народа на самоопределение понимается право на учет интересов и прав каждого жителя субъекта Федерации, независимо от его этнической принадлежности, тем более, что организованные по «этническому признаку» все 32 субъекта Российской Федерации полиэтничны. Важно отметить – процессы развития федерализма в последние десятилетия свидетельствуют о том, что ни национально-территориальный подход, ни подход территориальный к организации федеративного государства нельзя абсолютизировать. Доминирование национального подхода развивает национализм и может подорвать государственное единство. Но и территориальный подход несовершенен. Он может, с одной стороны, способствовать совершенствованию политических отношений в государстве и укреплению государственной власти. С другой, – обеспечивает децентрализацию управления, в результате чего у субъектов Федерации появляется возможность для самостоятельного решения своих проблем. Территориальный подход может «приглушить» сепаратизм, но он тяготеет к излишней централизации. Таким образом, можно заключить, что в России фактически национальный фактор и принцип федерализма тесно связаны и равномерно взаимодействуют друг с другом.