Последовательное проведение принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации означает, прежде всего, определение приоритетов в формах правового регулирования, что способствовало бы совершенствованию конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий.
Третий параграф второй главы «Бюджетный федерализм как один из основных компонентов российского федерализма» посвящен анализу экономических аспектов федеративных отношений в современной России. Становление новой модели федерализма в России немыслимо без решения экономических проблем. Одной из важнейших задач теории современного российского федерализма является формирование цивилизованного понимания содержания экономических принципов и интересов федерального Центра и субъектов Федерации. С учетом фактора федерализма должны меняться структура государственной власти и экономики, характер связей между ними, механизмы управления и регулирования экономическими процессами. Ключевым компонентом современного российского федерализма является бюджетный федерализм – многоуровневая бюджетная система государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
В Конституции Российской Федерации зафиксированы общие принципы бюджетного федерализма, которые предусматривают разграничение и самостоятельность бюджетных уровней: федерального; субъектов Федерации; местных бюджетов. Следует особо подчеркнуть, что на сегодняшний день субъекты Федерации делятся на самодостаточные регионы, способные выполнять функцию доноров федерального бюджета и экономически слабые республики, края, области, вынужденные получать дотации. Субъекты Федерации, которые несут основную тяжесть финансовых обязательств перед федеральным бюджетом, не имеют возможности перевода своих экономических преимуществ в политическое влияние и не могут играть роль активного субъекта экономической политики на федеральном уровне.
Процесс реформирования межбюджетных отношений начался в 1991г., когда Верховным Советом Российской Федерации были приняты законы «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и «Об основах налоговой системы в РСФСР». Однако созданная к середине 90-х годов ХХ в. система межбюджетных отношений не имела прочной законодательной базы. С одной стороны выросла финансовая самостоятельность субъектов Федерации, с другой, сохранился субъективизм в регулировании межбюджетных отношений, усиливалась несогласованность налогово-бюджетной политики. Региональные бюджеты оказались в глубоком кризисе. Развитие бюджетных отношений регионов и федерального Центра происходило стихийно, так как они регулировались множеством законов, президентских указов, подзаконных актов, часто противоречащих друг другу.
В последние годы правительством Российской Федерации предпринято ряд мер, которые направлены на решение существующих в бюджетной сфере проблем. Особо важным шагом в этом направлении, на наш взгляд было принятие в 2001г. «Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года». Однако все попытки оздоровить бюджетную систему и оптимизировать отношения бюджетного федерализма, обречены на провал до тех пор, пока они не будут поставлены на правовую основу. Существенными факторами дестабилизации системы российского экономического федерализма выступают также нарушения принципов равенства экономических и бюджетных прав субъектов Федерации, их высокая степень зависимости от федерального Центра.
В третьей главе «Республики Северного Кавказа в системе федеративных, межэтнических и этнополитических отношений Российской Федерации» проводится анализ влияния федеративных отношений на состояние и перспективы межэтнических и этнополитических процессов на Северном Кавказе.
В первом параграфе третьей главы «Межэтнические и этнополитические процессы федеративных отношений» рассматривается взаимосвязь между процессами федерализации и национального развития в северокавказском регионе. Современное состояние общественного развития свидетельствует о том, что национальных проблем в «чистом» виде не существует. Они тесно переплетаются с социально-экономической сферой. В то же время межнациональные конфликты, как очень сложная, многогранная сфера социальных отношений нуждаются в систематическом научном исследовании. Российская Федерация многонациональное федеративное государство, где совокупность исторических, политических, религиозных и социальных факторов создают неповторимый полинациональный колорит. Свое непосредственное выражение он находит в образе жизни, в традициях, менталитете, фольклоре, национальных и культурных обычаях и т.д. При такой этнической специфике межнациональные отношения приобретают особую социальную роль, и придают политике государства в этой сфере первостепенное значение.
Практика развития межнациональных конфликтов показывает, что наиболее благоприятной питательной почвой для них служит нерешенность социально-экономических проблем, неумение и нежелание органов власти брать на себя ответственность в решении возникающих проблем.
В многонациональной Российской Федерации одной из основных задач, без решения которой Федерация нового типа не может быть построена, был и остается национальный вопрос. Необходимо помнить, что национальный вопрос исторически вмонтирован в России в проблему государственного устройства. Соответственно это обуславливало решение проблем обустройства русского и других народов в одном государстве, интеграции народов и культур в общую правовую, организационно-административную, управленческую структуру. Строительство Российской Федерации на подлинно демократических началах – двуединый процесс. С одной стороны, его развитие зависит от цивилизованных форм решения национального вопроса, с другой – он невозможен без своевременного преодоления возникающих противоречий, как на национально-государственном, так и на административно-территориальном уровнях. Только в единстве эти тенденции могут стать прочным фундаментом реформирования Федерации в целом.
На рубеже 1980–1990 гг. управление на огромной территории России все еще строилось таким образом, что центральные органы РСФСР серьезно ограничивали и юридически, и фактически самостоятельность и возможность эффективного социально-экономического развития автономных образований.
Следует признать и тот факт, что в 90-е годы ХХ в. федеральный Центр не оказывал должного внимания проблемам Северного Кавказа. В решении судьбоносных вопросов государственности Российской Федерации в этом регионе федеральный Центр проявлял себя слишком аморфно. Национальную и федеративную политику, которую тогда проводила Москва, не смогли своевременно и активно адаптировать к специфическим условиям Северного Кавказа. Такое положение стало причиной того, что в многонациональном регионе страны «забыли» о необходимости строго учитывать в управленческой системе сочетание и взаимодействие национально-этнической и общегражданской, федеративной составляющих, где базисным ядром должен выступать гражданин Российской Федерации, реализующий в полном объеме права и свободы, независимо от национальной принадлежности и уважающий индивидуальные и коллективные этнокультурные и религиозные права других.
Второй параграф третьей главы «Совершенствование федеративных отношений как приоритетная задача внутренней политики Российской Федерации» посвящен анализу необходимых изменений в национальной и региональной политике РФ в контексте напряженной обстановки в межэтнических отношениях на Северном Кавказе.
Оценивая текущую ситуацию в Российской Федерации на предмет стабильности нельзя не отметить тот факт, что «потенциал» напряженности по линии «Центр – регионы» так или иначе всегда является одной из характеристик современного российского федерализма. Об этом, в частности, свидетельствуют данные экспертных опросов. Значительная часть опрошенных экспертов (до 60-) склонна винить в бедственном положении своего региона именно политику центральных властей. Среди ключевых вопросов в данном случае отмечается необходимость предоставления регионам большей самостоятельности в решении хозяйственных, социальных и культурных проблем.
Эффективность регулирования национальных отношений, укрепления федеративной системы в целом зависит от деятельности государственных институтов. Здесь до сих пор немало недостатков и проблем. Следует подчеркнуть, что в настоящее время уже вполне назрели меры по укреплению полномочий федерального Центра, их более эффективной реализации, восстановлению вертикали исполнительной власти, созданию эффективной системы взаимодействия между законодательными и представительными органами государственной власти всех уровней в вопросе государственного строительства. Эти меры должны нейтрализовать центробежные тенденции, разрывающие единое экономическое и политико-правовое пространство России. Ведь препятствием для нормального развития страны является явно недостаточная роль государства при защите фундаментальных общественных ценностей от поддержания элементарного правопорядка и защиты жизни и собственности граждан до сохранения целостности государства и защиты базовых национальных интересов.