Пискунова С.
“Нацизм шумно и открыто объявил себя врагом интеллектуализма. Нацисты жгли книги, придавая этому неслыханному в современной Европе насилию над мыслью характер мрачного давящего церемониала. Нацисты выбросили крупнейших ученых в ряды своих “юдо-марксистских” и “еврейско-либеральных” врагов. Это знает каждый. Куда менее известны космогония, во имя которых нацизм отверг официальную западную науку. И еще менее известны, скажем - совсем неизвестны, религиозные концепции, на которые опирался нацизм, вернее, - некоторые его вожди. Но только познание этой скрытой части нацизма позволяет отнести вторую мировую войну в ее настоящую область - в разряд великих духовных конфликтов”
“Наши поиски убедили нас в том, что история есть нечто большее, чем ее обычно считают”
“Человеку мил дневной свет. Но ему случается влюбиться в ночь. Такая любовь приводит к преступлениям, к разрушениям, к катастрофам, которые извне кажутся делом рук сумасшедших. Но если наблюдателю удается приспособить свою оптику, он найдет иные, более правильные объяснения”
Жак Бержье, Луи Повель “Утро магов”.
Преступления нацизма чудовищны и не вписываются ни в какие моральные и этические нормы, по которым живет человек разумный. Но в истории гитлеровской Германии самым шокирующим фактом было , пожалуй, то, что это произошло в сердце Европы в стране , которая кичилась своей цивилизованностью и высокой культурой. В ученой цивилизованной , техничной Германии господствовал магический дух. Традиционный христианский крест был заменен языческой свастикой. Впрочем, проблема не в самом символе – он намного старше нацизма.
Оккультные корни немецкого нацизма вряд ли для кого-то являются секретом. Личность Гитлера необычна и загадочна. Иногда нам кажется, что мы знаем о нем достаточно много пытаясь объяснить его приход к власти. Но чаще всего понимаем, что наших знаний явно недостаточно. Одни поклонялись ему и искренне считали его мессией, другие - исчадием ада и олицетворением зла на земле. История его прихода к власти окутана мраком и тайной. Мы быстрее имеем дело с мифом о Гитлере, чем с реальным человеком. Он был тем самым мифическим героем, приход к власти которого столь же неизбежен, как и его крах. Автор поднимает эту тему вовсе не с целью осудить или оправдать Адольфа Гитлера. Вовсе нет. Просто за подобными историческими событиями присутствует некий универсальный принцип, дающий определенные возможности обобщений и выводов. Когда маленькие группы оккультно - политического характера по какой-то причине добиваются своего триумфа и приходят к власти, распространяя свои фанатичные и абсурдные идеи, мы еще раз убеждаемся в том, что миром правят эмоции и аффекты, а логика и философия бессильна разрушить политические мифы. Миф неуязвим. Он нечувствителен к доводам рассудка.
История достаточно хорошо знает два примера прихода оккультно - мистических сект к власти - ленинскую и нацистскую. Достаточно известна фигура эзотерического гуру Георгия Гурджиева, который стоял у истоков зарождения фашизма. В последнее время появилось много публикаций о Рерихах, их сотрудничестве с большевиками и НКВД. Сложно сказать, насколько эти публикации соответствуют истине, но Ленина Рерихи объявили махатмой, а этот факт уже сам о многом говорит. Сотрудничество Карла Густава Юнга с рейхом достаточно бесславное явление, чтобы его игнорировать. Юнг был великим человеком, совершающим великие ошибки и заблуждения. Преступления нацистов столь же чудовищны и неподвластны логическому анализу, столь и иррациональны. Мистична и загадочна и сама особа Гитлера. Мы даже наверняка не можем сказать кончил ли он жизнь самоубийством в бункере, когда поражение в войне стало абсолютно очевидным или его жизнь после политического краха сложилась по иному сценарию. История тесной взаимосвязи мистики и политики имеет давнюю историю и своими корнями уходит в глубокое прошлое к истокам существования человечества. В современном обществе политические лидеры берут на себя те же функции, которые в примитивных народов принадлежат жрецам и шаманам. Наши современные политики прекрасно знают, что люди иррациональны по своей природе и подвержены манипулятивным воздействиям. Воображение – тот самый рычаг, с помощью которого управляют массами. Чем громче звуки бубна, тем более эффективными будут шаманские практики. Оккультные доктрины постепенно преобразовывались в современные психотехнологии, но реально бывает сложно провести грань между первыми и вторыми.
Идеология всегда являлась извращенным представлением о действительности. Человек- существо иррациональное, желающее приспособиться к окружающему миру при помощи определенных иллюзий. Идеология лишь отражает инстинктивные порывы людей. Совершенно другой вопрос, что кого-то любая господствующая идеология устраивает, а кого-то нет. И что при власти находятся люди, которые при любой другой господствующей идеологии находились бы при власти. Поэтому она иллюзорна. Основной тезис идеологии состоит в том, что человек действует под влиянием аффекта. Но при этом стремится убедить себя и других в том, что его действия имеют в своей структуре рациональную основу. Под мифом понимают набор чувств, идей и верований, которые исповедует определенная социальная группа. С мифом невозможно спорить, поскольку он имеет глубинные подсознательные корни и представляет собой яркую демонстрацию иррациональной природы человека. В основе социальной динамики лежат практически одни и те же мифы. Их количество и суть остается неизбежными на протяжении многих тысячелетий, меняются только некоторые внешние формы проявления. Они вновь и вновь меняя свою форму, воскресают подобно птице Феникс в новой исторической обстановке в соответствующей интерпретации. В сущности их не так уж и много.
Миф о Прометее - идея великой миссии и страдания за все человечество.
Миф о Моисее - идея освобождения от мучений и несправедливости, миф о социальном лидере.
Миф об Иакове /библейский персонаж, путем обмана получивший наследство от отца, не будучи перворожденным/- идея перехвата инициативы в свои руки, умение действовать неординарно, пренебрегая моральными и этическими стандартами общества во имя достижения цели и получения конкретного результата. Принцип “для достижения цели все средства хороши”.
Миф об Исаве - человеке, судьбой которого распоряжаются без его участия и согласия. Идея покорности судьбе, страха перед авторитетами и представителями старшего поколения.
Список идеологических клише можно продлить, но в любом случае он носит достаточно ограниченный характер. Важно здесь лишь то, что любые массовые движения носят в себе ощущение того или иного мифа. Каждое поколение творит свою идеологию. При этом сама суть идеи остается неизменной на протяжении тысячелетий. О том, как это происходит - чуть попозже.
Роль магии и оккультизма в современном мифотворчестве.
Вообще нормальному среднестатистическому человеку, пожалуй, не придет в голову заниматься шаманством и оккультизмом. До определенного события в его собственной жизни. Когда на него конкретно/или ему так показалось, что одно и то же/ навели порчу. Итак, магия обычно применяется только лишь в том случае , когда задачи, стоящие перед человеком или социальной организацией, превосходят физические, интеллектуальные, социальные возможности группы людей или конкретно взятого человека. Любому нормальному человеку просто не придет в голову решать стандартные задачи с помощью магии или средств парапсихологии. Магия имеет абсолютно другие цели и варианты применения. Вспоминается диалог Кастанеды с Доном- Хуаном. “Ты же не сможешь противостоять с помощью магии человеку, который направил на тебя оружие с оптическим прицелом? Нет, конечно. Но я просто не попаду в подобную ситуацию”. К магии обращаются люди в случае наличия множества неизвестных параметров со слабо предсказуемым результатом. Политика как раз и есть такая сфера, где присутствуют неожиданные психо-эмоциональные взрывы, непредвидимые повороты судьбы и социальные катаклизмы. В подобных случаях жизни мы неизбежно обращаемся к нашей иррациональной природе, где уже изначально присутствуют некоторые стандартные модели поведения, персонифицирующие некоторые коллективные желания и коллективный опыт. Конечно, это происходит при определенных условиях. В частности, когда ослабевают некоторые цементирующие общество традиции и социальные устои. И ничто не в состоянии сдерживать архетипические стихии. А точнее они вырываются из- под контроля. И НЕКТО берет на себя роль МЕССИИ, СПАСИТЕЛЯ или другого мифического персонажа.
Боги и богини в нашей жизни.
Каждый народ создавал свой пантеон богов т.с. адаптированный к социальным потребностям общества. Сравнивать Меркурия и нашего славянского Велеса так же сложно, как психологию аборигена Чукотки и жителя Копенгагена. Не будем уточнять, кто из них умнее, кто глупее. Вопрос так ставить вообще нельзя. Психология и первого, и второго максимально адаптирована к окружающему миру. Жизнь в большом европейском городе уж слишком отличается от жизни в юрте или чуме. Меркурий- бог торговли, прибыли и богатства. Велес- бог скота, потому что скот, а точнее факт его наличия и являлись источником торговли, богатства и благосостояния наших славянских предков. Боги и богини всегда выражают внутренние подсознательные потребности того или иного социального слоя, культуры , этноса Здесь не может быть универсальности. А если определенная универсальность и присутствует, она носит чисто социально обусловленный характер, наиболее понятной частью которой является стремление конкретных личностей и структур контролировать большие группы людей. Я при этом не трогаю саму идею бога, поскольку она носит универсальный характер и имеет отношение к любому типу религиозного мировоззрения. При этом кому-то принадлежит исполнить роль БОЖЕСТВА, СОШЕДШЕГО С НЕБЕС для исполнения предначертанного свыше божественного промысла. Юнг говорит о т.н. манифестации архетипа, “которую не совсем поэтично можно выразить примерно так; “Я признаю, что во мне действует некий психический фактор, который самым невероятным образом умеет уклоняться от моей сознательной воли. Он в состоянии породить в моей голове необычайные идеи, вызвать у меня неожиданные и нежелательные настроения и аффекты, побудить меня к странным поступкам, за которые я не могу нести ответственность…” /К.Г.Юнг “Мана – личность”/.Когда, к примеру, анима /бессознательный вытесненный комплекс женственности у мужчин/ утрачивает свою автономность, сознательное “Я” становится мана - личностью. “Но мана - личность – это доминанта коллективного бессознательного, известный архетип сильного мужчины в виде героя, вождя, колдуна, знахаря и святого, властелина людей и духов, друга божьего…Фигура колдуна имеет у женщин не менее опасный эквивалент - это фигура с ярко выраженными материнскими качествами, великая Мать, всемилосердная, всепонимающая и всепрощающая. Всегда действующая во благо. Живущая только для других и никогда не ищущая своей выгоды, открывающая путь к великой любви”/К.Г.Юнг “Мана - личность”.Кто же так смог разобраться с подсознательным автономным комплексом? Без сомнения сознательное “Я”. Здесь, за выражением Юнга, речь идет об очень опасной инфляции. “Нечто, что не принадлежит “Я” , было им усвоено…но “Я” вовсе не преодолело аниму. А потому и не получило ману. Оно просто вошло в новую смесь - с соответствующей imago отца, однополой фигурой, обладающей еще большей властью. Так оно становится сверхчеловеком, превосходяшим любую силу. Полубогом, а может быть и более того…”Я и Отец одно”- это сильное заявление во всей своей ужасной двусмысленности порождено именно этим психологическим моментом.” “…любой перегиб “Я” – следствие перегиба бессознательного. Если поэтому “Я” утрачивает свои притязания на победу, то автоматически прекращается и одержимость. Вызванная фигурой колдуна” “Исторически мана - личность развивается в фигуру героя и богочеловека, земным выражением которого выступает жрец”. /К.Г.Юнг “Мана - личность”/