Горшкова А.А.
Быстрота изменений в политике, социальной сфере, экономике повышает вероятность быстрых непредвиденных событий и спорность и альтернативность принятых решений, то есть усиливает политический риск. Оценка и управление им позволяют предвидеть события. Заранее принимать соответствующие меры и избегать катаклизмов.
За рубежом интерес к проблеме политических риском возник еще в начале 50-х гг., однако, до начала 80-х гг. из-за отсутствия необходимого материала и недостаточной разработанности методов анализа и прогноза политического риска в научной литературе отводилась подчиненная роль в общей оценке странового риска. Резкий рост интереса к проблеме был отмечен после Иранской революции 1979 г., которая, с одной стороны, вызвала множество споров о возможности верных оценок и прогнозов политического риска, а с другой, предоставила огромный фактический материал для исследований в этой области. Сейчас исследованиями политического риска занимаются как частные компании, так и целые институты, которые ежегодно публикуют данные по разным странам мира.
В зависимости кто и как проводит исследование, выделяются различные определения политического риска. В данной работе под политическим риском [c.139] понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий”.
Таким образом, из определения, вытекает, что политический риск – это неустранимый элемент любого политического процесса. Он порождается неопределенностью политической среды и характеризуется особым типом взаимосвязи объективной политической ситуации и деятельности субъекта в ней. Под неопределенностью в данном случае понимается “отсутствие ясных четких, облеченных в формальные процедуры, легко понятных и общепринятых методов ведения дел”.
Политический риск обусловливается множеством факторов неопределенности, вызванных в первую очередь недостаточной рациональностью политики, сложностью и обширностью этой области. Условно их можно подразделить на:
– информационные, к которым относятся отсутствие четкой и полной информации о всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, неадекватной реагирование властей на нее, отсутствием четкого подсчета приобретений и утрат, непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий и т.д.;
– социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом проводимого политического курса, деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими и другими конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием множества нерешенных социальных проблем;
– персональные, связанные с личностью политика, неустойчивостью его поведения, склонность к автономии без учета коллективного характера политических действий, повышенной наклонности к риску. Правда, нужно отметить, что некоторые политики более эффективны именно в необычных и опасных ситуациях, ощущают удовольствие в них и иногда их сами же и создают;
– правовые: зачастую политический риск возникает вследствие правового и морального нигилизма, невыполнения принятых условий политических взаимодействий и коммуникаций, нарушения требований закона и норм соглашений, имеющих морально-политических характер;
– экономические: причиной политического риска могут также стать: отсутствие необходимых денежных ресурсов для проведения тех или иных реформ, отсутствие развитой и стабильной экономической инфраструктуры, неликвидность государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы, отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика и т.д.
– случайные: наряду с вышеперечисленными факторами одним из источников политического риска выступает непосредственная случайность политики, которая ведет к появлению непредвиденных и нежелательных событий, (болезнь, отставка политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и так далее, рождающих всевозможные угрозы и опасности). [c.140]
Политический риск естественным образом возникает в условиях плюрализма, политической конкуренции, соревновательности и борьбы. Исходя из этого определения, можно вывести следующие свойства политического риска:
1. Универсальность этого вида рисков проявляется, прежде всего, в том, что он присутствует при политических решениях любого уровня, начиная с революционных преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельного избирателя.
2. Политический риск коллективен, так как обуславливается не столько индивидуальными качествами политиков и технологиями власти, сколько групповыми политическими интересами.
3. Иерархичность политического риска проявляется на уровне последствий, вызываемых, принятием тех или иных решений. В связи с этим выделяют следующую иерархию политических рисков: мегариски или риски на глобальном уровне, региональные риски, страновые и наконец районные.
4. Политический риск крайне субъективен поскольку, наверное, как никакой другой зависит не только от объективных обстоятельств среды, в которой он формируется, но и от субъективного восприятия и интерпретации полученной информации или случившихся событий.
5. Данный вид риска может выступать как самостоятельный фактор политики или быть элементом других видов риска – социального, коммерческого, инвестиционного, экологического и так далее. В этом проявляется многоплановость политического риска.
Таковы основные свойства политического риска. Однако при изучении политического риска необходимо учитывать, что в социально-политической среде он проявляется не явно. Одними из главных симптомов политического риска можно назвать уровень общественных беспорядков забастовок, демонстрации и т.п.), стабильность правительства (вероятность его сохранения у власти), политический плюрализм, степень этнических и религиозных противоречий, стиль мышления лиц, принимающих решения в политике (уровень национализма, коррупции, непотизма), роль принуждения при удержании власти, организованность, влияние извне, преемственность, антиконституциональные действия и социальные конфликты.
Чтобы избежать подобного были разработаны разнообразные методы оптимизации политического риска, которые условно можно подразделить на количественные и качественные.
В первой половине 80-х гг. американские аналитики О’Лири и В. Коплин предложили для определения политического риска со стороны правительства систему оценки, в основе которой лежит выяснение направлений политики по тому или иному вопросу на базе анализа позиций действующих лиц. Свою модель они назвали prince model. Она опирается на четыре критерия:
– ориентация или позиция деятелей в той или иной области;
– твердость следования своей позиции;
– власть и влияние отдельных лиц;
– важность соответствующего вопроса для конкретного лица.
Каждый участник может занимать по тому или иному вопросу позитивную (+), негативную (–) или нейтральную (0) позиции, давая оценки (по пятибалльной [c.141] системе) по трем остальным критериям. Эти оценки перемножаются, суммируются по всем участникам. При этом максимальное число баллов составляет +\– 25 баллов. Вероятность совершения того или иного события определяется долей (%) положительных баллов в их общем количестве. Prince model является одним из примеров количественного метода анализа и оценки политического риска.
Классический качественный подход реализуется в форме традиционного доклада, обычно по одной стране. Авторами докладов являются эксперты, обладающие информацией о стане. Этот наиболее распростаненный подход реализуется в двух фрмах: “Old hands”, то есть сбор информации об интересующем субъекте, и “Grand Tour”, поездка в страну в целях ознакомления с реальным положением дел на месте. Результаты излагаются в виде нескольких сценариев от самого неблагоприятного развития ситуации (негативный сценарий) до самого удачного (позитивный сценарий).
Однако наиболее оптимальный путь оптимизации политического риска – это синтез и интеграция двух подходов на основе статистики и экспертного анализа.
Изучение этих методов не устраняет риск, но снижает его остроту и предотвращает многие опасные последствия, поэтому сегодня очень важно уделять им соответствующее внимание.