Байгускаров Ч.У.
На сегодняшний день проблема привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику Российской Федерации является одной из наиболее актуальных. Необходимость в инвестициях вытекает из следующих фактов.
– Износ основных фондов составляет порядка 60-65%. Этот показатель близок к порогу, за которым начинается физический распад производственного потенциала. Положение усугубляется тем, что средства производства устарели не только физически, но и морально и не соответствуют современным экономическим требованиям. В Японии 75% установленного технологического оборудования имеет возраст менее 6 лет. В США средний возраст оборудования в машиностроении и металлообработке равен 8 годам, возраст авиационной и ракетной промышленности составляет менее 6 лет. В России возраст технологического оборудования значительно выше и составляет 15 и более лет.
Игнорирование данного факта может привести к нарастающему валу техногенных катастроф на большей части Российской Федерации. Как известно, Правительство РФ обозначило 2003 г. как критический. Если не будут приняты эффективные меры по обновлению основных фондов, то избежать катастроф не удастся.
Активное привлечение внутренних и внешних инвестиций и их эффективное размещение позволит проводить государству и предприятиям политику расширенного воспроизводства основных фондов с дальнейшим ростом экономической активности и ВВП страны.
– Невысокая конкурентоспособность большинства отраслей экономики Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу. Сегодня речь идет о том, превратится ли Россия в страну, экспортирующую преимущественно сырье за рубеж или сумеет преодолеть негативные тенденции в экономике и диверсифицировать промышленное производство, стимулируя, в первую очередь, наукоемкие отрасли. Для осуществления данной задачи требуется мобилизация всех источников инвестирования. Однако следует отметить, что значительная доля инвестиций приходится на топливно-энергетический комплекс, транспорт, торговлю и пищевую промышленность. Таким образом, одни отрасли промышленности модернизируются, а другие обречены на постепенную деградацию.
– Проблема внешнего государственного долга, составляющего более 145 млрд. долл., требует незамедлительного принятия мер по его реструктуризации. [c.6] Обслуживание государственного долга ложится тяжким бременем на бюджет страны. Необходимость регулярного осуществления выплат приводит к тому, что финансовые потоки, которые потенциально могли бы направляться в реальный сектор экономики, идут на погашение долга.
Активизация инвестиционного процесса позволила бы в значительной степени облегчить обслуживание внешнего долга. С одной стороны, благодаря привлечению кредитов международных финансовых институтов, с другой, благодаря росту экономики страны.
Этот ряд можно продолжить. В общем, инвестиции являются определяющим фактором экономического роста. Впрочем, инвестирование и рост экономики – взаимозависимые процессы, поскольку уровень первого зависит от динамики второго и, наоборот.
В свете изложенного необходимо отметить, что активизация инвестиционного процесса отвечает стратегическим интересам Российской Федерации. Поэтому руководство страны должно создавать благоприятные условия для инвестирования. Иначе говоря, формировать привлекательный инвестиционный климат РФ.
Инвестиционный климат включает все то, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает насколько благоприятны или неблагоприятны условия для вложения капитала, включая идеологию и политику, экономику и культуру. На оценку инвестиционного климата (благоприятный/неблагоприятный) влияют следующие параметры:
– политическая стабильность и предсказуемость;
– компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;
– макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);
– качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
– качество банковской системы и других финансовых институтов;
– защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;
– обязательность контрагентов по исполнению договоренностей;
– открытость экономики;
– уровень развития инфраструктуры;
– качество рабочей силы;
– уровень монополизации рынков, барьеры входы на рынок;
– уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции.
Степень каждого из перечисленных параметров зависит, главным образом, от состояния политической системы, от способности данной системы генерировать позитивные импульсы. Немаловажное значение при этом имеют прочность демократических институтов и эффективное обеспечение прав и свобод. Таким образом, чем стабильнее и предсказуемее политическая система, тем важнее становятся экономические критерии при определении инвестиционного климата. Под стабильностью и предсказуемостью политической системы мы понимаем, в первую очередь, согласие политической элиты (на всех уровнях иерархии власти) в отношении основных социально-политических и экономических [c.7] проблем, конструктивное взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной властей, федерального Центра и регионов, а также поддержка большинством населения проводимой руководством страны политики.
После избрания В.В. Путина на пост президента Российской Федерации были предприняты меры по решению издавна существовавших проблем. Было налажено взаимодействие между ветвями власти, в результате чего активизировался законодательный процесс. Была подвергнута реформе верхняя палата Федерального Собрания. При этом преследовалась цель укрепить вертикаль власти и остановить дезинтеграционные процессы. Этой же цели подчинялось и создание семи федеральных округов, которые, по всей видимости, являются прообразом будущих субъектов Федерации. В ближайшее время грядет реформа партийной системы Российской Федерации. Ожидается, что реализация этой реформы приведет к появлению стабильной двухпартийной системы. Все шаги Правительства по модификации политической системы встречают поддержку абсолютного большинства граждан России. Обратим внимание на рейтинг В. Путина, который олицетворяет собой действующее Правительство. Согласно опросу, проведенному социологическим агентством РОМИР в октябре 2000 г., одобряют деятельность В. Путина 71,5% опрошенных, неодобрительно к ней относятся 19,6% и лишь 8,9% респондентов затруднились с ответом. Доверяет Президенту России еще большее количество граждан России – 73,1%, в той или иной степени не доверяет 21,1%, затруднились с ответом на этот вопрос лишь 5,8%. 64,3% россиян согласны с тем, что политика, проводимая Президентом, соответствует долгосрочным интересам России (не согласны с этим в целом 21,1%) (источник: http://www.romir.ru/socpolit/socio/ 11_2000/russia-life-october.htm). За прошедшие полгода с момента проведения данного опроса поддержка избирателей только увеличилась.
Политическая стабилизация в значительной мере способствовала улучшению инвестиционного климата России. Так, ведущая консалтинговая компания “Прайсуотерхаус куперз” в начале 2001 г. повысила суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации до “В” (долгосрочный кредит) – “стабильный”, “С” (краткосрочный кредит) – “стабильный”. Однако не стоит останавливаться на достигнутом. Необходимо проводить реформы в экономической сфере, находить решения многих социальных проблем, накопившихся за последние годы. Эффективная политика в этих областях позволит увеличить объем привлекаемых инвестиционных ресурсов и минимизировать отток капитала из страны, составляющего по разным оценкам 15-20 млрд. долл. в год.
Влияние политических факторов на инвестиционный климат следует рассматривать в двух ракурсах. Условно обозначим их как нецеленаправленное и целенаправленное влияние.
Под нецеленаправленным влиянием политических факторов на инвестиционный климат мы понимаем все политические шаги Правительства, учитываемых инвесторами при оценке инвестиционного климата страны, за исключением тех, которые предпринимаются целенаправленно для улучшения условий инвестирования. Исходя из характера политической ситуации в стране выводится интегральная оценка политического риска, являющегося разновидностью [c.8] некоммерческих рисков. Причем оценка политического риска может проводиться для всей страны в целом, отдельно для регионов, из которых эта страна образуется, а также для отдельных отраслей промышленности. Ничего удивительного в том, что промышленности тоже может являться объектом оценки политического риска, нет. Чем лучше отношения той или иной компании с властями и чем больше лоббистских возможностей у нее в различных структурах государственной власти, тем ниже будет политический риск. И, наоборот. Наглядным примером является история холдинга “Медиа-Мост”, имеющего проблемные отношения с властью. Отсюда и высокий уровень политического риска. Однако, наличие такового не говорит о том, что никто не будет вкладывать капитал в эту компанию. Пример – инициатива владельца CNN Теда Тернера приобрести пакет акций телекомпании НТВ, входящей в упомянутый холдинг. Дело в том, что пропорционально увеличению риска растут и издержки объекта инвестирования, а, следовательно, растет ставка прибыли. В качестве противоположного примера можно привести ФПГ “Сибирский алюминий”, чьи руководители вхожи в высокие кабинеты. Один из них даже стал губернатором очень далекого, но очень богатого субъекта Федерации.
Политический риск, наряду с рядом других рисков (социально-экономическими, экологическими, отраслевыми и т.д.) образует страновой риск, который является индикатором инвестиционного климата страны. Существуют различные методики оценки странового риска. Безусловно, получаемые с помощью данных методик результаты не являются императивом для инвесторов. Тем не менее они играют большую роль при принятии решения об инвестировании. Одной из таких методик является цифровая методика BERI, разработанная в Гарвардской школе бизнеса. Ее суть заключается в следующем: определяются 15 установочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес. Экспертным путем этим критериям дается оценка от “0” до “4” (очень благоприятно). Установочными критериями являются: