Если в отношениях русского государства и крестьянской общины ранее можно было усмотреть конструктивное, взаимокоррелирующее напряжение, то после 1917 г. мы имеем дело с другим явлением: чуждая, имеющая далекие и непонятные народу цели власть старалась, не выпуская массы из орбиты своего влияния, погасить недовольство, оставить энергию протеста на “нижних этажах”.
Формы утилизации политической конфликтности, использованные большевиками в гражданскую войну, не раз применялись различными политическими силами на протяжении ХХ в. В частности, речь идет о неискреннем и корыстном “союзничестве”, которое нередко оказывалось более действенным, чем открытое противостояние. В современной политической жизни либерально-социалистический (революционный по происхождению) проект расколот на множество активно враждующих фракций. На деле эта раздробленность работает на его усиление: не остается места для подлинно консервативных, религиозных сил, их роль выполняют вполне предсказуемые персонажи политического поля. Политический раскол обеспечивает общее идеологическое доминирование указанного проекта. Немалая доля ответственности за то, что на протяжении десятилетий развитие российской общественно-политической жизни протекало в таком русле, лежит на белом движении.
В ходе гражданской войны в России впервые была применена та властная технология, которая, на наш взгляд, преобладает в современном мире: освоение дезориентированного сознания через “сваривание” реальной конфликтности и управление конфликтом в интересах элитных групп. Успеху такой технологии способствует создание политического поля, где любая оппозиция объявляется “врагом”, а опасные для статус-кво силы не имеют возможности консолидироваться или вынуждены бороться под чужими знаменами и идти по пути политиканства. Заставить противника говорить на своем языке — значит во многом обезоружить его, лишить собственной логики, принудить к метаниям между сопротивлением и диалогом.
“Делать” таким образом политику можно до определенного предела, заданного национально-религиозным самосознанием, исторической памятью народа и традиционными основами народного быта. Именно ослабление этих органических начал и открывает дорогу “технологиям”. Возвращаясь к теме гражданской войны, можно сказать, что белое движение было сильно постольку, поскольку опиралось на эти начала и поскольку сами они присутствовали в народной жизни. Неуспех движения объясняется тем, что в условиях крушения Империи после кровопролитной войны с Германией и ее союзниками главные исторические силы — служилое сословие и крестьянство — оказались дезориентированы и распылены. В таких обстоятельствах и сошлись два разных вида "инструментального" отношения к Другому: партийно-групповое, которого последовательно придерживались большевики, и мужицкое, крестьянское, что породило трагический, катастрофический эффект.
Список литературы
Ахиезер А.С. 1991. Россия: критика исторического опыта. Т. 2. М.
Бровкин В.Н. 1994. Россия в Гражданской войне: власть и общественные силы. — Вопросы истории, № 5.
Вилков А.А. 1997. Менталитет крестьянства и российский политический процесс. Саратов.
Грациози А. 1997. Большевики и крестьяне на Украине. 1918 — 1919 годы. М.
Дроков С.В. 1999. Некоторые проблемы истории гражданской войны в Сибири. — Вопросы истории, № 6.
Козлова Н.Н. 1995. Заложники слова? — Социс, № 9.
Лапкин В.В., Пантин В.И. 1997. Русский порядок. — Полис, № 3.
Леонтович В.В. 1995. История либерализма в России. 1762 — 1914. М.
Лурье С.В. 1994. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.
Митина О., Петренко В. 1995. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации. — Общественные науки и современность, № 5.
Певзнер Я.А. 1997. Мировая революция: великая авантюра и ее крах. — МЭиМО, № 10.
Рутыч Н.Н. 1993. Думская монархия. Статьи разных лет. СПб.
Фельштинский Ю. 1998. Как добывались деньги для революции. — Вопросы истории, № 9.